PC: Основные принципы деятельности Моторного бюро Латвии
В Латвии обязательное страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) возникло в 1997 году и сразу же образовалось Моторное бюро (Бюро). Латвия - маленькая страна с населением в 2 млн человек и застрахованными транспортными средствами в количестве 822 тыс. единиц. Именно поэтому в Латвии легко вводить всё новое и прогрессивное.
Моторное страхование и система гарантирования в Латвии регулируется законодательством. Законодательством определено, что Моторное бюро - это частная организация,которая также управляет гарантийным фондом и финансируется за счёт взносов страховых компаний. Законодательство определяет функции и порядок работы Моторного бюро.
Из гарантийного фонда выплачивается возмещение, когда страховые компании становятся неплатёжеспособными, а также когда автовладельцы, ставшие виновниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП) оказались незастрахованными, а пострадавшим требуется возмещение. В этом случае Бюро производит выплату пострадавшему и направляет регрессный иск к незастрахованному водителю.
Моторное бюро Латвии взяло на себя обязательства по международному сотрудничеству в качестве члена «Зелёной карты». Также у Бюро есть функция страхового ом- будсмана с рассмотрением жалоб по ОСАГО.
Страховые компании в Латвии контролируются двумя надзорными органами: финансовым контролем и надзором по конкуренции. В Латвии тарифы по ОСАГО не регулируются, то есть тарифы - свободные.
Структура Моторного бюро
Общее собрание Моторного бюро является органом принятия решений и состоит из страховщиков, имеющих лицензии на страхование ОСАГО. Для оперативного управления избирается правление,также избирается Консультативный совет, в задачу которого входит экспертиза законодательных инициатив. Консультативный совет назначается и распускается министром финансов, состоит из представителей страховых компаний, министерств и институций.
Латвийское моторное бюро обязано готовить предложения по улучшению страхового законодательства и законопроекты проходят обсуждение и оценку в Консультативном совете. Далее документы поступают на утверждение в Министерство финансов - регулятор страхового рынка.
Функции Моторного бюро в Латвии традиционны:
- представительство бюро «Зелёной карты» в Латвии,
- администрирование средств Гарантийного фонда,
- является компенсационным учреждением в соответствии с Директивой № 4 ЕС,
- информационный центр (центральная база данных),
- инициирование изменений в законодательстве,
- рассмотрение жалоб,
- сертификация экспертов.
Специфика латвийского Моторного бюро в том, что ввиду небольшого размера экономики Моторное бюро совмещает в себе функции многих страховых институтов. В последние полгода Бюро даже частично объединилось с Ассоциацией страховщиков с той целью, чтобы лучше использовать имеющиеся ресурсы, например юристов, которых не было в штате Ассоциации.
Глобальная функция бюро - создание и сопровождение страховой базы данных. Бюро сертифицирует экспертов для обязательного моторного страхования, такие специалисты проверяют правильность расходов по возмещению вреда и делают расчёты по страховой выплате сами.
Гарантийный фонд осуществляет выплаты клиентам страховых компаний в случаях, когда страховщик не может выполнять обязательства. Фонд также платит и в случаях, когда ДТП совершил незастрахованный водитель. Мы считаем, если добросовестный водитель застрахован, было бы неправильно обмануть его ожидания и оставить его без выплаты возмещения ущерба. В этом случае мы идём с регрессным иском к виновному водителю.
Бюро обеспечивает выплату компенсации за ущерб, нанесённый транспортным средством, владелец которого не застраховал свою гражданско-правовую ответственность, а также за ущерб, причинённый украденным транспортным средством. Кроме того, бюро оплачивает ущерб, нанесённый лицу неустановленным транспортным средством, а также ущерб, нанесённый пешеходу или другому участнику ДТП, который не использовал транспортное средство, если вину водителя транспортного средства невозможно доказать. Гарантии фонда распространяются на автовладельца, если его страховщик объявлен неплатёжеспособным, а также гарантируется возмещение ущерба от транспортного средства, зарегистрированным в Латвийской Республике, если страховщика невозможно установить. Также из
Гарантийного фонда выплачиваются компенсации страховщикам за предоставление скидок на страховые премии инвалидам и производителям сельхозпродукции.
Решения по выплатам Гарантийного фонда принимает Бюро. Гарантийный фонд перестраховывается, активы фонда инвестируются для получения прибыли. Денежные средства на счетах фонда достаточные для исполнения фондом обязательств по гарантиям.
Специальные правила поддержания уровня гарантий фонда
Есть специальные правила, при помощи которых мы поддерживаем уровень гарантий фонда.
Страховщики осуществляют регулярные ежемесячные отчисления от страховых премий ОСАГО (от каждого договора) в размере 17 - 20 млн евро, сумма приходится на 822 тыс. единиц транспортных средств.
Раньше средств было достаточно, но в этом году одна компания пошла на банкротство, что заставило рынок дополнительно платить в Гарантийный фонд.
Что касается финансирования Моторного бюро, то каждый год мы составляем расходную смету, страховые компании её утверждают и финансирование идёт с каждого полиса ОСАГО.
Дополнительно латвийское правительство решило, что страховой рынок должен внести лепту в безопасность дорожного движения, поэтому с каждого полиса ОСАГО производятся соответствующие отчисления (2 %) на нужды безопасности дорожного движения.
Кроме перечисленных взносов также предусмотрены ежемесячные отчисления от каждого полиса в зависимости от вида транспортного средства и срока страхового полиса.
Обобщённая информация представлена в таблице.
Функции рассмотрения жалоб
В Моторном бюро есть функции рассмотрения жалоб, например, когда пострадавший недоволен начисленной компенсацией ущерба от дорожно-транспортного происшествия. Для этого Бюро создало несколько комиссий с привлечением работников страховых компаний в качестве страховых экспертов и юристов. Также есть комиссии, куда не входят специалисты страховых компаний, а входят специальные эксперты, такие как трассологи. Есть медицинские комиссии, куда входят специалисты страховых компаний и эксперты со стороны.
Мы не созываем комиссии по каждому спорному случаю, так как уже понимаем,какой вердикт они могут вынести в среднестатистическом случае, поэтому выносим решения на базе прецедентов, которые имели место ранее. Но в любом случае Бюро остаётся органом, который принимает решения, которые носят рекомендательный характер. Если вдруг страховая компания не хочет прислушаться к мнению Бюро, тогда ей сложней в случае необходимости защищать свои позиции в суде, ведь она не прислушалась к мнению Моторного бюро. По статистике в среднем на 1000 страховых случаев - только 1,3 необоснованных решений. В 21 % случаях решения страховщиков признавались необоснованными.
Глобальная функция Моторного бюро Латвии - создание и сопровождение страховой базы данных.
У нас был и остаётся риск того, что страхователи считают: поскольку Бюро финансируется страховщиками, значит, оно всегда принимает их сторону. Это не так, страховые компании - конкуренты между собой и если кто-то «нагрешил», рынок обязательно накажет его, ведь компенсации должны быть адекватными.
Европротокол в Латвии
Довольно долгое время, с 1 мая 2004 года, у нас работает Согласованное сообщение (СС), применимое к Европейскому проколу. Он выдаётся вместе с полисом. Вначале мы боялись мошенничества в рамках Европейского протокола, но практика показала, что это не так страшно. Менталитет клиентов таков, что они боялись договариваться между собой и чаще вызывали дорожную полицию. Но и полиция тоже была заинтересована в согласованном сообщении и, как правило, при выезде на место всегда интересовалась Европротоколом. Тем самым страхователей приучили договариваться на месте с использованием соглашения.
В соответствии с латвийским законодательством Согласованное сообщение можно оформлять в следующих случаях:
- Если повреждены не более двух транспортных средств, а также отсутствуют повреждения, в результате которых транспортное средство не может передвигаться или дальнейшее движение ему запрещено.
- Если в результате ДТП нет пострадавших людей.
- Если не причинён материальный ущерб имуществу третьего лица.
- Если водители обоих транспортных средств, вовлечённых в ДТП, могут договориться обо всех существенных обстоятельствах происшествия.
Виновное в ДТП лицо обязано обратиться в свою страховую компанию в течение 10 дней, иначе возможен регрессный иск.
Преимущества использования СС:
- вовлечённые в ДТП водители не сообщают о происшествии в полицию и решают спор по договорённости,
- не присуждаются штрафы,
- уменьшается возможность возникновения затора после ДТП,
- упрощается процедура возмещения причинённого ущерба.
Проблемы в использовании СС:
- Риск подделки СС,
- Недостаток информации о порядке использования СС,
- Неправильно и неточно составленные СС,
- СС заполняется в тех случаях, когда использование СС не разрешено в соответствии с латвийским законодательством,
- Виновное в ДТП лицо не обращается в свою страховую компанию,
- Недостаток взаимного доверия между сторонами, вовлечёнными в ДТП, в результате чего СС не используется,
- Водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, может избежать административной ответственности,
Успех внедрения СС зависит от заинтересованности и содействия дорожной полиции.
Центральная база данных
Центральная база данных (База) работает на обязательное страхование - все договоры заключаются в режиме онлайн. Договор страхования считается заключённым, если он занесён в Базу. Все убытки также занесены в Базу. Система урегулирования ущерба (ZRS) предоставляет возможность ввода данных и хранения документов в электронном виде, а также автоматическое получение составленных полицией документов - справок, фотографий с места ДТП. Для страховщика это удобно в плане расчёта тарифов - он видит свои расходы и статистику общего рынка. База интегрирована с базами данных государственных органов - Директции безопасности дорожного движения, Агентства по техническому надзору, Информационного центра Министерства внутренних дел, Агентства социального страхования, Агентства страхования здоровья - через главного партнёра - Регистр. Для получения полиса ОСАГО страхователь вводит в систему две информации - номер регистрации авто и номер техпаспорта. Данные поступают в Центральную базу данных и страховщик на их основании может рассчитать цену и сделать предложение страхователю.
Система учёта полисов уникальна и разработана специально для Бюро на основе популярных технологий от Microsoft и Oracle. Это позволяло и позволяет менять разработчиков, если есть такая необходимость, и с лёгкостью производить обновления и изменения. В системе учёта полисов разработаны и предоставляются для использования и внедрения в системах страховых компаний больше 300 функций и веб-сервисов.
Основным риском использования централизованной системы учёта является то, что все системы Бюро и страховых компаний должны иметь высокую стабильность, поскольку при выходе из строя системы Бюро полис выдать невозможно.
Чтобы заключить договор страхования, компания получает информацию о страхователе от Регистра, от Базы данных - расчёт «бонус-малус», выставляет цену. Договор может быть заключён, когда нет ошибок. Например, договор не может считаться легитимным, если информация получена год или два назад.
Основными плюсами онлайн- страхования ОСАГО являются:
- Превосходное качество данных как для проверки наличия страховки, так и для статистического анализа.
- Страховым компаниям при создании своих ИТ-систем не нужно внедрять дополнительные проверки качества данных для полисов.
- Номера полисов выдаёт Бюро, страховая компания может использовать только выданные им номера. Все полисы выдаются онлайн, при проверке наличия страховки проверяется информация в базе данных Бюро, а не бумажная распечатка полиса.
При выдаче электронного полиса его посылают на электронную почту вместе со ссылкой на домашнюю страницу Моторного бюро, где можно проверить информацию о полисе.
Полиция проверяет наличие страховки по номеру автомобиля. Также проверка производится при помощи радаров, когда авто проверяют и на наличие полиса страхования. Но минус таков, что радары включаются лишь при превышении скоростного режима.
Мы ведём переговоры с полицией, чтобы включать радары для проверки наличия полисов на постоянной основе. Например, оставить маленький лимит скорости и на этом основании проверять как можно больше машин на наличие полиса. Проблема в том, что полиция не особо в этом заинтересована, поскольку её работа - фиксировать превышение скорости, а не проверять страховые полисы. Но думаю, что мы договоримся.
Юрис СТЕНГРЕВИЦС, член правления Моторного бюро Латвии
Источник: Журнал «Рынок Страхования»