С января по май 2016 года выплаты страховых компаний турбизнесу в 2,79 раза превысили собранные ими премии и эта тенденция продолжается с 2013 года. Из-за убыточности страхования данной категории многие страховщики были вынуждены сдать свои лицензии. Так, на рынке количество компаний готовых брать риски турбизнеса, сократилось до шести.
Все же рекордный объем выплат пришелся на 2015 год. Если объем собранных премий в 2015 году сократился на 29,9% до 82,07 млн тенге, то объем выплат увеличился на 45,51% до 380,09 млн тенге. Все это наблюдается на фоне банкротств крупных туроператоров, последним из которых стал «Travel System» – в начале июня 2015 года. Тогда еще поднимался вопрос о переходе на добровольное страхование. В феврале нынешнего года НПП снова предложила сделать страхование ГПО туроператора и турагентств добровольным. Но данный вопрос все еще не нашел определенного решения.
По словам заместителя председателя правления АО «Фонд гарантирования страховых выплат» (ФГСВ) Ержана Конурбаева вопрос о переводе обязательного страхования ГПО туроператоров и турагентств в добровольный вид остается открытым. «В прошлом году, когда готовился блок поправок по изменениям в законодательство о туристической деятельности, страховые компании и туроператоры выходили с предложением об отмене обязательной формы страхового договора. Министерство индустриального развития (МИР), ответственное за развитие туризма, эту инициативу не поддержало и все осталось по-прежнему. Ситуация не только не разрешилась, но еще и усугубилась тем, что страховщики начали массово сдавать лицензии. В кулуарах чиновники заявляют, что с момента принятия поправок в текущий закон «О туристической деятельности» прошло мало времени, поэтому инициировать новые поправки рано и сначала следует посмотреть, каков будет результат от последних изменений», – отмечает г-н Конурбаев.
Он также подчеркнул, что последним изменением закон дает туристическому рынку новые инструменты защиты: банковскую гарантию и страховой фонд. Однако они покроют только небольшую долю рисков – невозврат туристов с заграничных курортов. Обращаю внимание, что случай, когда туристы «застряли» в чужой стране по вине туроператора, не ключевой, хотя людей вывозить надо. Самые большие финансовые потери несут потребители, заплатившие за тур, но так и не поехавшие в путешествие. Закон ничего не говорит о том, за счет каких средств должны быть возмещены миллиардные убытки этим людям. Если вдруг о неплатежеспособности заявит какой-либо туроператор, то основной сценарий развития событий останется прежним.
Несмотря на отсутствие банкротств туристических компании в текущем году, страховые выплаты все еще значительно опережают собранный объем премий. За 5 месяцев 2016 года страховщики выплатили 165,65 млн ущербных средств, в то время когда объем премий составил всего 59,39 млн тенге.
Г-н Конурбаев связывает это с тем, что страховые компании продолжают выплачивать убытки туристам, пострадавшим от прежних дефолтов туроператоров. Выплаты происходят по решению суда. Новых банкротств туроператоров нет, однако страховщики создали резервы под заявленные претензии, за счет которых происходит оплата.
Право на выплату появляется не с момента дефолта туроператора, а в момент возникновения у туриста ущерба. Как правило, оператор продает пакеты на некоторое время вперед, тот же Travel System мог продавать туры на конец 2015 и начало 2016 года. Эта компания сейчас не работает, но согласно закону о ГПО туроператора страховым событием является «проблема» туриста, а не банкротство оператора. Туристы, оплатившие путевку, могли выехать уже после прекращения деятельности Travel System и не получить свою услугу по прибытию на курорт.
«Хочу уточнить, что официального решения о признании Travel System банкротом еще нет. Статус банкрота компании в законодательном порядке не определен. Поэтому активы компании не могут быть приняты в качестве обеспечения исков пострадавших клиентов и свои финансовые вопросы они решают через суд, предъявляя претензии страховщикам», – уточнил эксперт.
С начала текущего года к операциям по страхованию турбизнеса вовлечены 13 страховых компаний из 33 действующих. Причем, семеро страховых компаний только выплачивали убытки, но не заключали новых договоров. Так, общий объем выплаченных средств этими компаниями составил 55,29 млн тенге. К примеру, СК Салем за пять месяцев выплатила 19,76 млн тенге, СК АСКО – 19,20 млн тенге, СК Номад Иншуранс – 7,18 млн тенге.
По состоянию на конец мая 2016 года, турбизнес берут страховать всего 6 игроков страхового сектора. Сумма премии определилась в размере 59,39 млн тенге. Г-н Конурбаев считает ситуацию очень критичной. «Для страхового рынка это чревато концентрацией и увеличением риска страхования, ведь ранее риски были распределены среди большего числа страховщиков. Для туристических компаний небольшое число страховщиков обернулось более жесткими условиями кредитования. Если страховать перестанут и эти 6 компаний, деятельность туроператоров и турагентств станет нелегитимной», – констатирует эксперт.
В 2016 году наибольший объем страховых премий по страхования ГПО туроператоров и турагентств собрала СК «Cентрас Иншуранс» – 41,21 млн тенге. А выплаты страховщика определились в размере 83,51 млн тенге. СК «Amanat» собрала премии на сумму 15,71 млн тенге, в то время когда выплаты составили 11,19 млн тенге. Объем собранных премий «Нефтяная страховая компания» составили 1,01 млн тенге, против выплат в размере 4,34 млн тенге. Собранные премии СК «Виктория» и «КК ЗиМС «ИНТЕРТИЧ» по данной категории страхования составили 848 тыс тенге и 467 тыс. тенге соответственно, а выплаты произведены в размере более чем 5 млн тенге.
Г-н Конурбаев связывает эту ситуацию с тем, что страховые компании стали внимательней оценивать платежеспособность и риски туроператоров и турагентств. Они стали запрашивать дополнительную информацию: финансовую отчетность, контракты с поставщиками услуг и др. Также страховые компании подняли страховой тариф до максимально разрешенного законом предела.
Отметим, что в середине сентября 2015 года вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау озвучил предложение о создании на законодательном уровне гарантирования на случай форс-мажоров для туристов. "Речь идет о защите наших туристов. Такая проблема нет-нет да возникает. Поэтому предлагается создать фонд гарантирования. С каждого туриста будет отчисляться половина расчетного показателя (МРП). И из всех вариантов, как это оптимально выстроить был принят такой вариант. Фирма, нанимающая чартер, должна будет на депозит положить соответствующую сумму. И если с чартером будет форс-мажор, то с этого депозита будет оплачен возврат наших туристов. Этот механизм тоже предусмотрен. Все это делается, чтобы защитить наших туристов", — сказал г-н Рау тогда на брифинге.
Ержан Конурбаев подчеркивает, что фонд создан, но не имеет никакого отношения к страховому рынку, так как полностью формируется за счет средств туристических компаний и управляется управляющей компанией, выигравшей тендер МИРа. Хотя в свое время страховые компании совместно с представителями туристического рынка и НПП участвовали в обсуждении вопроса о создании фонда, деятельность которого полностью была бы выстроена на основании страховых технологий оценки и защиты от рисков.
В частности, Ассоциация страховщиков Казахстана (АСК) предлагала механизм защиты, основанный на взаимной ответственности туристических компаний путем создания страхового гарантийного фонда в форме общества взаимного страхования (ОВС). В этом случае туристические компании сами оценивали бы собственные риски и в зависимости от степени риска каждого участника, назначали бы ему сумму взноса в фонд. В этом случае страховой гарантийный фонд работал бы не только на возврат туристов из-за границы, но и покрывал бы все финансовые обязательства туроператоров перед туристами.
К сожалению, предложение страхового рынка не только не получило одобрения, но даже не было рассмотрено профильным министерством. В итоге в качестве защиты определили дорогостоящий для туристического рынка инструмент – банковскую гарантию, которая замораживает средства туроператора в банке. А главное, никак не решает проблему выплаты возмещения гражданам, заплатившим за путевку, но не выехавшим на отдых, а таковых большинство при дефолте туроператора. По мнению участников рынка, чтобы системно решить вопрос страхования следует перейти от страхования общей гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентств к страхованию интересов и прав туристов.
Источник: Курсив