Изменения в Законе «Об обязательном страховании гражданско- правовой ответственности владельцев транспортных средств», которые были приняты в конце прошлого года в отношении обязательности участия независимого оценщика в процедуре оценки вреда при ДТП, стали очередным поводом для споров между сообществом страховщиков и оценщиков.
Нешуточные страсти вокруг этих изменений кипели последние два года. Каждая из сторон отстаивала свою позицию, приводя примеры
из отечественной и зарубежной практики. В итоге изменения были приняты, оценщики утратили эксклюзивное право производить оценку, страховщики получили право первичной оценки вреда, а регулятор должен был разработать нормативный акт, в соответствии с которым процесс оценки вреда при ДТП должен был быть упорядочен. Все принятые нормы вступили в действие с 1 января 2016 года.
Проблема, однако, вот в чём. Нормативный акт регулятором ещё так и не принят. Страховщики, естественно, находятся в законодательном вакууме относительно оценки вреда при ДТП и расчёта суммы страховой выплаты. Казалось бы, ещё немного времени - и ситуация нормализуется, но оценщикам вдруг захотелось реванша. На площадке Национальной палаты предпини- мателей и в средствах массовой информации развернулась новая информационная компания, которую можно условно назвать «Вернём оценщикам страховой рынок!»
Предлагаем читателям журнала оценить позиции сторон.
Обращение ОЮЛ «Республиканская палата оценщиков» в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 28 декабря 2015 года
Суть нашего обращения заключается в том, что изменения и дополнения в Законе Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», принятые 24 ноября текущего года в рамках Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан», существенным образом нарушают интересы оценщиков и оценочных организаций. Принятие данных поправок вызвало недовольство как со стороны независимых оценочных компаний, так и автовладельцев.
Все эти изменения вносились в обход интересов и без учёта мнения оценщиков, работающих в этой отрасли. Поправки в Законе Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» практически отстраняют оценщиков от оценки при аварии. Между тем оценка ущерба после ДТП является одним из самых распространённых видов независимой оценки. Принятие этого Закона оставляет без работы оценщиков, занимающихся оценкой материального ущерба после ДТП.
В Послании народу Казахстана «Нурлы жол - путь в будущее» Глава государства указывал на необходимость поддержки и развития малого и среднего бизнеса как драйвера экономического роста. Однако в связи с сегодняшней ситуацией на рынке оценки, которая постоянно ухудшается ввиду сокращения объёма работ, отстранение оценщиков от оценки материального ущерба от ДТП негативно скажется на состоянии дел в самой отрасли и на социально-экономической ситуации в стране в целом. Сокращение объёмов работ ведёт к сокращению занятости в стране.
Изменения в Законе Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» вызывают ряд вопросов.
Во-первых, в статье 22 вышеуказанного Закона изменён порядок определения размера причинённого вреда при ДТП, в частности закреплено правило, согласно которому страховщик самостоятельно проводит оценку размера вреда, причинённого имуществу при ДТП. Между тем процедура оценки, под которой подразумевается «определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки», должна отвечать требованиям действующего Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». При этом отчёт об оценке представляет собой «передаваемое заказчику письменное сообщение оценщика о результатах работы по оценке, соответствующее требованиям настоящего Закона» (подпункт 8) статьи 2 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»).
Таким образом, отчёт, подготовленный страховой компанией, будет считаться недостоверным. Оценка, осуществлённая на несуществующий объект или с нарушением требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов оценки, с использованием в отчёте об оценке недостоверных данных, приводящих к искажению рыночной или иной стоимости объекта оценки, является недостоверной (статья 2 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»). Во-вторых, в соответствии с предлагаемыми изменениями в Законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» страховые компании должны заниматься оценкой в соответствии с нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан. Однако требования к проведению оценки, используемым подходам и методам, содержанию и форме отчётов об оценке устанавливаются нормативными правовыми актами в области оценочной деятельности. К таким актам нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан не относятся. Национальный Банк Республики Казахстан не является уполномоченным органом в области оценочной деятельности и, соответственно, не может утверждать нормативные правовые акты в этой сфере. Данное нормотворческое полномочие прерогатива Министерства юстиции Республики Казахстан, являющегося уполномоченным органом в области оценочной деятельности.
В-третьих, согласно статье 3 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» эти изменения противоречат принципам оценочной деятельности, установленным статьёй 3 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», одним из которых является объективность. Поскольку страховая компания по некоторым экономическим причинам всегда желает, чтобы сумма выплаты была минимальной,проведение оценки страховщиком приведёт к нарушению принципа объективности.
Данные нововведения явно нарушают и принцип независимости оценщика (статья 10 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»). В силу конфликта интересов страховщики будут стараться занижать сумму ущерба. Это приведёт к крайне невыгодным последствиям прежде всего для автовладельцев, попавших в аварию. Кроме того, страховщики перестанут учитывать стоимость некоторых дорогостоящих запасных частей. Оценка размера вреда, причинённого имуществу при транспортном происшествии, неминуемо приведёт к конфликтам между страховщиком и потерпевшим, нарушая механизм реализации данного вида страхования и увеличивая количество жалоб по несогласию с размером оценки вреда, причинённого имуществу.
По нашему мнению, попытки обосновать необходимость принятия данных поправок ростом убыточности по данному классу страхования по вине якобы недобросовестных оценщиков являются несостоятельными. Как показывает мировая практика, страховые выплаты ведущих страховых компаний мира зачастую превышают их сборы. А согласно статистическим данным, население Казахстана ежегодно показывает положительную статистику по приобретению автомобилей. Так, на 1 сентября 2015 года количество только легковых автомобилей в Республике Казахстан составляет около 4,9 миллиона. При этом в настоящее время застраховано более 80 % парка автомобилей. За последние три года рост страховых выплат ежегодно увеличивается на 24 %. Но на росте выплат отражается также рост цен на запасные части и расходные материалы.
В-четвёртых, оценщик должен непосредственно обследовать объект оценки (пункт 6 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»). При определении ущерба важнейшим этапом является прежде всего осмотр автомобиля. При ненадлежащем осмотре автомобиля, когда, к примеру, в акт осмотра не вписано 20 % повреждённых деталей, никакая методика их не компенсирует. Поэтому создание Национальным Банком Республики Казахстан некой единой методики, которая якобы исключит возможность несправедливой оценки, вызывает сильные сомнения. Так, к примеру, если осмотр автомобиля произведён специалистом в г. Актау, то определение ущерба будет осуществляться в г. Алматы и уже другим специалистом, который автомобиля не видел, оценивать повреждения автомобиля будет только по фотографиям.
Таким образом, в качестве решения сложившихся проблем по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств предлагается:
- в целях защиты прав потребителей предусмотреть право выбора потерпевшего о самостоятельном обращении к независимому эксперту либо об обращении его к страховщику для оценки повреждённого имущества;
- утвердить Инструкцию расчёта размера ущерба, разработанную Республиканской палатой оценщиков, находящуюся на рассмотрении в уполномоченном органе в области оценочной деятельности.
На основании вышеизложенного считаем, что изменения и дополнения, внесённые в Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», предложенные Национальным Банком Республики Казахстан, противоречат действующему законодательству и создадут барьеры в получении реальной страховой выплаты лицам, пострадавшим в ДТП. В этой связи просим вмешательства Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» в сложившуюся ситуацию и содействия в её разрешении.
Ответ ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» на запрос Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» в связи с обращением ОЮЛ «Республиканская палата оценщиков»
7 апреля 2015 года в ходе заседания рабочей группы (далее - РГ) Мажилиса Парламента по проекту Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности» проходило обсуждение редакции 22 статьи Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее - «ОС ГПО ВТС») в части исключения требования обязательного участия независимого оценщика из процесса определения ущерба нанесённого вреда в результате ДТП. Позиция рабочей группы сводилась к исключению из Закона данной нормы. Однако для того, чтобы проанализировать возможные последствия отказа от независимых оценщиков, решением РГ Мажилиса Парламента было предложено до следующего заседания рабочей группы провести обсуждение проекта редакции данной статьи на площадке Министерства юстиции Республики Казахстан с участием заинтересованных сторон.
«Что же касается квалификации отдельных независимых оценщиков, то у страхового сообщества достаточно материалов по оценке вреда при ДТП, по которым получены заключения о многократном завышении стоимости вреда. Но даже в случае явного завышения суммы оценки к таким оценщикам невозможно применить какие бы то ни было санкции». |
15 мая 2015 года состоялось заседание в Министерстве юстиции Республики Казахстан, в котором приняли участие представители страхового рынка - генеральный директор ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» П. А. Завал- ко, страховой омбудсман В. В. Ве- рёвкин и представитель оценщиков в лице заместителя председателя Президиума, председателя экспертного совета ОЮЛ «Республиканская палата оценщиков» А. Н. Калинина.
На данном заседании в результате обсуждения была предложена новая редакция статьи 22 ЗРК «ОС ГПО ВТС», в которой пункт 5 статьи 22 поставлен на утрату, а пунктом 4 статьи 22 за страховщиком закреплялось право составления сметы ремонт- но-восстановительных работ повреждённого имущества.
В ходе заседания стороны договорились по проекту новой редакция статьи 22, и эта договорённость была зафиксирована участниками заседания в протоколе, направленном в РГ Мажилиса Парламента. 25 мая 2015 года на РГ Мажилиса Парламента Республики Казахстан статья 22 была принята.
Так что вопрос участия оценщиков в ОС ГПО ВТС был решён ещё в рамках проекта Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» и с непосредственным участием представителей оценочного сообщества.
В дальнейшем рассмотрение проекта Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» было приостановлено и нормы, относящиеся к Закону «Об обязательном страховании гражданско- правовой ответственности владельцев транспортных средств», и в частности статья 22 были перенесены в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан».
24 ноября 2015 года Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан» был подписан Президентом.
Правовая основа участия страховщиков в оценке вреда, причинённого имуществу, урегулирована статьёй 833 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Согласно данной норме кодекса при заключении договора страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр и оценку страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости. Кроме того, оценка страхуемого имущества и причинённого вреда, осуществляемая страховщиком, является составной частью страхования и не требует дополнительного лицензирования. Нормы Гражданского кодекса имеют высшую силу над законами.
Страхование является самостоятельной отраслью права и в то же время - специфичной. Оценку ущерба должны проводить квалифицированные специалисты данной отрасли. Как правило, для разрешения спорных ситуаций специалисту необходимо разбираться во всех тонкостях договора страхования и возможности оказать услугу по урегулированию убытка на должном уровне.
Таким образом, принятые 24 ноября 2015 года изменения в статье 22 Закона «ОС ГПО ВТС» привели в соответствие нормы этого Закона с положениями Закона «О страховой деятельности в Республике Казахстан» и Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Что же касается квалификации отдельных независимых оценщиков, то у страхового сообщества достаточно материалов по оценке вреда при ДТП, по которым получены заключения о многократном завышении стоимости вреда. Но даже в случае явного завышения суммы оценки к таким оценщикам невозможно применить какие бы то ни было санкции. При этом Национальный Банк, Министерство юстиции и Республиканская палата оценщиков по таким случаям дают заключения о правомерности применения методики и процедуры оценки, но при явном завышении (выявленном на основании проведения повторных независимых оценок) не высказали своего мнения по факту завышения стоимости вреда. В результате по решению суда страховые компании вынуждены были производить страховые выплаты по завышенной оценке, что фактически приводило к незаконному обогащению выгодоприобретателя и увеличивало убытки страховщиков. И это неединичный случай.
Также доводы представителей сообщества оценщиков о том, что принятые поправки дадут возможность страховщикам намеренно занижать сумму ущерба и возникнет конфликт интересов между страховщиком и страхователем, - безосновательны, поскольку регламент проведения расчёта страховой выплаты, который предусмотрен нормативным актом Национального Банка, чётко определяет порядок проведения оценки и устанавливает для страховщиков единообразные правила по процедуре осмотра повреждённого транспортного средства, расчёта страховой выплаты и проведения страховой выплаты. Кроме того, действующим с 1 января 2016 года законодательством у страховых компаний ужесточены нормы за несвоевременность страховой выплаты, нарушение процедуры оценки и занижение суммы вреда, а также предусмотрено, что в случае несогласия потерпевшего с результатами оценки он вправе обратиться в суд.
Необходимо отметить, что ОС ГПО ВТС является обязательным классом страхования и по нему предусмотрены определённые лимиты и ограничения по страховым выплатам, которые ранее не учитывались независимыми оценщиками и приводили к фактическому завышению оценки вреда, что создавало у выгодоприобретателя ложные ожидания по сумме страховой выплаты. Именно это и приводило к недовольству страховщиками, которые осуществляли выплаты в рамках, предусмотренных Законом об ОС ГПО ВТС (лимиты и ограничения), а не на основании фактической рыночной стоимости вреда.
Также если рассматривать опыт разных стран (в частности Российской Федерации), то оценку вреда там производят специализированные сотрудники страховщика, а не независимые оценщики.
Учитывая вышесказанное, Ассоциация страховщиков Казахстана считает, что мнение Республиканской палаты оценщиков о противоречивости принятых поправок в Законе об ОС ГПО ВТС и нарушение прав пострадавших при получении страховой выплаты безосновательно, в связи с этим и не считает необходимым возвращаться к пересмотру принятых норм. Также считаем, что действия представителей оценочного сообщества продиктованы личными корыстными целями по возврату утраченных рыночных позиций, поэтому выработка консолидированной позиции по возврату независимых оценщиков в систему обязательного страхования - невозможна.
Послесловие редакции
Возникшая ситуация до боли напоминает события полуторалетней давности в России. Тогда ситуация с оценкой вреда и страховыми выплатами приобрела признаки критической. На рынке ОСАГО образовалась довольно приличная прослойка - так называемые автоюристы, которые, пользуясь пробелами в законодательстве, и якобы из самых благих побуждений «покупали» у пострадавших в ДТП право на получение страховой выплаты, а потом, по прошествии времени «взыскивали» со страховщиков положенную страховую выплату плюс пени, штрафы и прочее, предусмотренное законодательством. В итоге около 40 % страховых выплат были так или иначе получены сверх причитающихся сумм страхователям в карманы автоюристов, а убыточность страховщиков по ОСАГО из-за неадекватных тарифов и мошеннических схем превышала по некоторым регионам 100 %!
После изменений норм российского законодательства в ноябре 2014 года, принятия методики расчёта вреда при ДТП и предоставления права российским страховщикам самостоятельно осуществлять оценку вреда волна возмущений автоюристов достигла размера «японского цунами 2011 года». Каких только обвинений не поступало в адрес страховщиков и какие только страшные картины не рисовали автоюристы по поводу «обездоленных» пострадавших в ДТП и «лопающихся» от сверхприбылей страховщиков! Время всё расставило на свои места. Недоработки в методике и законодательстве постепенно были исправлены, весь процесс был отрегулирован, и сейчас правильность принятых норм уже ни у кого не вызывает сомнения. Для всего этого процесса понадобился без малого год.
В Казахстане история российского ОСАГО, к сожалению, повторяется. Не дождавшись выхода нормативного акта Национального Банка Республики Казахстан, не дав страховщикам отрегулировать процесс выплат, оценщики уже прогнозируют гигантские недовыплаты страхователям и апокалипсис всей системы, если конечно же не вернуть оценщиков в процесс. Но как показывает зарубежный опыт, торопиться не надо, поскольку время всё расставляет на свои места.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»