Программы развития страны на долгосрочный период предполагают комплекс мероприятий по всем отраслям экономики. Финансовый рынок не является исключением, и в настоящий момент идёт активное обсуждение предлагаемой Концепции развития финансового сектора до 2020 года. Национальный Банк Республики Казахстан как разработчик Концепции полагает, что в результате реализации плана мероприятий, предусмотренных концепцией, объём страховых премий по рынку увеличится в 2-2,5 раза и увеличение произойдёт за счёт расширения охвата населения розничным добровольным страхованием, в том числе накопительным страхованием жизни.
Рост страховых премий по обязательным видам страхования будет поддерживаться за счёт повышения индекса потребительских цен и увеличения количества объектов страхования. Прирост объёма премий страхового рынка - это количественный показатель, но предполагается ещё и качественный рост, который станет базой для роста объёма рынка.
Проект концепции ещё обсуждается. Ассоциация страховщиков Казахстана выдвинула ряд предложений, часть из которых не была учтена при доработке концепции. Предлагаем нашим читателям текущую версию положений концепции в отношении страхового рынка и мнение АСК по вопросам, которые ещё требуют своего решения.
Основные внутренние структурные проблемы и тенденции развития финансового сектора
Развитие финансовой системы Республики Казахстан носит неустойчивый характер и обуславливается наличием ряда ключевых проблем, многие из которых носят затяжной характер, что также подтверждается межстрановыми оценками ведущих международных организаций. Стагнация финансового рынка на протяжении последних лет вызвана как внутренними причинами, так и ограничениями со стороны реального сектора, в частности:
1) приоритеты кредитования банками отражают диспропорции в структуре экономического роста, базирующегося на потребительском спросе, а не на инвестициях;
2) ограниченный набор услуг крупным предприятиям и неспособность банков аккумулировать самостоятельно существенный объём ресурсов, необходимых для финансирования масштабных инвестиционных проектов, определяют зависимость финансирования приоритетных направлений развития экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства, во многом, от ресурсов, выделяемых государством;
3) перекос в сторону розничного фондирования банковской системы при фактическом отсутствии рынка перераспределения ликвидности и неразвитости механизмов рефинансирования делает систему подверженной рискам «смены настроений» вкладчиков;
4) высокий объём неработающих займов снижает возможности банковского сектора гибко реагировать на изменения макроэкономической среды, ситуации на отдельных рынках;
5) несоответствие структуры активов и пассивов банковской системы по видам валют, поскольку кредиторы банков увеличивают предпочтения к иностранной валюте, а заёмщики - к национальной валюте;
6) отсутствие внутренних точек роста в страховании, когда развитие обеспечивается благодаря обязательным видам страхования либо сопутствующему страхованию, как кросс-продажи при кредитовании банками, пенсионные аннуитеты за счёт переводов пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов в страховые организации;
7) системный риск, связанный с высокой убыточностью отдельных видов страхования в результате законодательного ограничения размера страховых тарифов и дерегулирования государственных функций с передачей их коммерческим страховым организациям без должного селектирования рисков;
8) низкий потенциал небанковских институциональных инвесторов на рынке частных инвестиций, когда возможности страховых организаций ограничены передачей существенного объёма страховых премий перестраховщикам - нерезидентам Республики Казахстан, а в управлении пенсионными деньгами при создании Единого накопительного пенсионного фонда на первый план выходит вопрос обеспечения сохранности средств за счёт снижения рисков инвестирования;
9) дефицит предложения и непривлекательность инструментов рынка ценных бумаг относительно депозитов банков и рынка недвижимости для розничных инвесторов;
10) как следствие - отсутствие альтернативности рынку банковских услуг со стороны рынка ценных бумаг;
11) неконкурентоспособность Регионального финансового центра г. Алматы (далее - РФЦА) по сравнению с мировыми финансовыми центрами как следствие основных проблем рынка ценных бумаг страны, присущих на данном этапе его развития, а также проблем, носящих системный характер (инфраструктурные, экономические, инвестиционные, деловые, социальные, транспортные, экологические).
Страховой сектор. По состоянию на 1 января 2014 года осуществляют деятельность по страхованию и перестрахованию 34 страховые организации, из них 7 по страхованию жизни. При этом количество страховых организаций по общему страхованию имеет отчётливую тенденцию к снижению. За последние три года прекратили свою деятельность 6 страховых организаций по общему страхованию и, если учесть обстоятельства по возможным слияниям и поглощениями в 2014 году, количество страховых организаций по общему страхованию может ещё сократиться.
Несмотря на динамичный рост активов страховых организаций, их доля в ВВП остаётся на довольно низком уровне (менее 2 %). Показатель объёма премий в расчёте на душу населения в 2013 году не превысил порога в 100 долл. США при том, что население Республики Казахстан составляет 17,2 млн человек. Всё это свидетельствует об огромном потенциале казахстанского страхового рынка.
Совокупный объём активов страховых организаций на 1 января 2014 года составил 523,4 млрд тенге, увеличившись на 52,5 % с начала 2011 года. Обязательства страховых организаций за тот же период выросли на 99,8 % - до 268,8 млрд тенге. Динамичный рост активов страхового сектора объясняется требованием уполномоченного органа по поэтапной капитализации страховых организаций в период с 2010 по 2012 год.
До 80 % активов страхового сектора составляют инвестиции: ценные бумаги - 51 %, вклады в банки второго уровня - 24,5 %, деньги - 3,7 % , что свидетельствует о высокой ликвидности активов страхового сектора.
Совокупный объём страховых премий, принятых страховыми (перестраховочными) организациями по договорам прямого страхования, за период с начала 2011 года по 1 января 2014 года составил 640,3 млрд тенге. При этом наиболее динамично развивается отрасль «Страхование жизни», доля которой в общем объёме страховых премий увеличилась с 13,3 % по состоянию на 1 января 2011 года до 22,4 % по состоянию на 1 января 2014 года. Основная динамика роста была обеспечена ростом объёмов заключенных договоров пенсионного аннуитета за счёт обязательных пенсионных накоплений.
В структуре видов страхования доля добровольного личного страхования выросла с 25,1 % по состоянию на 1 января 2011 года до 36,4 % по состоянию на 1 января 2014 года, тогда как доля добровольного имущественного страхования сократилась с 49,6 % до 42,6 %, а обязательного - с 25,3 до 21,0 %.
Объём страховых премий, переданных на перестрахование, за период с начала 2011 года по 1 января 2014 года составил 205,1 млрд тенге, или 32,0 % от совокупного объёма страховых премий. При этом на перестрахование нерезидентам Республики Казахстан передано 159,7 млрд тенге, или 24,9 % от совокупного объёма страховых премий.
В общей сумме страховых премий, переданных на перестрахование нерезидентам Республики Казахстан, доля перестраховочных организаций с рейтингом не ниже «А-» составляет 85,8 %, от «В-» до «ВВВ+» - 14 %, без рейтинга - 0,2 %.
Основной причиной высокой доли страховых премий, передаваемых перестраховщикам - нерезидентам Республики Казахстан, является низкий уровень капитализации страховых организаций и их недостаточная квалификация в специальных и отраслевых страховых продуктах. Кроме того, помимо традиционного трансграничного перестрахования крупных и специализированных отраслевых рисков, отмечаются факты передачи рисков на перестрахование, связанные с изъятием средств и выводом капитала.
Совокупный объём страховых премий, принятых страховыми (перестраховочными) организациями по договорам перестрахования по состоянию на 1 января 2014 года, составляет 26 млрд тенге. При этом сумма страховых премий, принятых в перестрахование от нерезидентов Республики Казахстан, составляет 13 млрд тенге. Тенденция увеличения объёма входящего перестрахования от нерезидентов за последние 3 года имеет устойчивый характер - более 20 % в год.
Общий объём страховых выплат, произведенных за период с начала 2011 года по 1 января 2014 года, составил 163,2 млрд тенге, при этом на добровольное личное страхование пришлось 52,5 % всех выплат, на обязательное страхование - 29,4 %, на добровольное имущественное страхование - 18,1 %.
Действия регулятора по развитию страхового сектора способствовали повышению устойчивости самих финансовых организаций в частности посредством повышения требований по платёжеспособности и, как следствие, размеру их капитала, но, тем не менее, не привели к повышению значимости сектора в развитии экономики страны, масштабному предоставлению услуг потребителям (за исключением законодательного установленных обязательных видов услуг). Во многом это было обусловлено как низкой страховой культурой и грамотностью потребителей данных услуг, так и готовностью самих участников страхового рынка обеспечивать свою конкурентоспособность.
В Республике Казахстан действуют 9 видов обязательного страхования, по которым приняты отдельные законы, детально регламентирующие условия и порядок проведения страхования. Кроме того, в законодательстве существуют нормы, предусматривающие проведение страхования, имеющего признаки обязательного.
Традиционно обязательное страхование является локомотивом страхового рынка. Рынок добровольного страхования развивается в основном за счёт системы кросс-продаж банков и агентской сети по обязательному страхованию. Традиционной вмененной услугой заёмных операций является страхование заёмщика от несчастных случаев и страхование объекта залога. Указанные виды страхования являются прежде всего источником дополнительных доходов для банковских конгломератов, а не инструментом действительного снижения уровня кредитного риска. Добровольное страхование автомобильного транспорта и имущества получило развитие исключительно за счёт кросс-продаж полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
По остальным видам добровольного страхования следует отметить ограниченность предлагаемых услуг по добровольному страхованию, относительно высокую стоимость страховых продуктов (ввиду отсутствия статистики) или их невостребованность, недостаточную активность отдельных страховых организаций на рынке и низкий интерес к страхованию потенциальных страхователей.
Наиболее заинтересованным субъектом в развитии рынка накопительного страхования в стране является государство, поскольку оно компенсирует дефицит государственных социальных гарантий. Долгосрочные виды личного страхования (в том числе аннуитеты) обеспечивают получение дополнительного дохода, не зависящего от размера государственных выплат, в том числе по старости и инвалидности. Соответственно наличие развитого рынка личного страхования снижает нагрузку на расходную часть бюджета, уменьшая затраты государства на обеспечение граждан.
На данный момент доля добровольного накопительного страхования жизни, за исключением аннуитетного страхования в рамках пенсионного обеспечения и обязательного страхования работника от несчастного случая, в доходах населения остаётся крайне незначительной. Отношение страховых премий на душу населения на 1 октября 2013 года составляло 11 782,95 тенге (76,6 доллара США), что значительно ниже аналогичных показателей в Российской Федерации - 149,79 долларов США.
Осуществление гарантийных и компенсационных выплат потребителям в случае принудительной ликвидации страховой организации является основной задачей АО «Фонд гарантирования страховых выплат». В целом система гарантирования страховых выплат является необходимым элементом доверия потребителей страхового рынка. Однако уровень накопления резервов гарантирования является на текущий момент низким - 7 % от страховых резервов. Для усиления контроля и обеспечения финансовой устойчивости предусмотрено вхождение Национального Банка Республики Казахстан в состав акционеров АО «Фонд гарантирования страховых выплат».
Внешняя конкурентоспособность страхового рынка и страховых организаций
Интеграционные процессы в рамках ЕЭП требуют оценки количественных и качественных показателей страховых рынков Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Разница в объёмах рынков стран ЕЭП не будет являться препятствием для интеграции, если процесс гармонизации законодательства будет направлен на повышение конкурентоспособности национальных страховых рынков.
Страновая структура страхового рынка стран ЕЭП по полученным страховым премиям практически аналогична соответствующей структуре активов банковского сектора. Доля казахстанского страхового рынка в 2013 году увеличилась до 5,9 % (в 2012 году - 5,6 %). Также увеличилась доля белорусского страхового рынка с 1,6 до 2,4 %, тогда как доля российского рынка страхования сократилась с 92,5 до 91,7 %.
Вместе с тем страховые компании Российской Федерации остаются крупнейшими на пространстве ЕЭП. Так, размер полученных премий в расчёте на одну российскую страховую компанию в 2012 году оценивался в 75 млн долл. США, а по компаниям, входящим в первую двадцатку по данному показателю, - 1 015 млн долл. США. При этом в отличие от банковского сектора на российском рынке страхования отсутствует игрок, в разы превышающий своих конкурентов, а крупнейшая страховая компания на 100 % принадлежит частным акционерам.
Размер полученных премий в расчёте на одну казахстанскую страховую организацию в 2012 году оценивался в 54 млн долл. США. При этом объём страховых премий, полученных крупнейшим страховщиком - АО «Kaspi Страхование», эквивалентен 286,5 млн долл. США. Следует отметить, что разрыв между страховыми организациями «первой десятки» Республики Казахстан является несущественным - разница не превышает 4,6 раза.
Рынок страховых услуг Республики Беларусь представлен одним крупным игроком - Белгосстрах[1] (343 млн долл. США в виде страховых премий в 2013 году, что составляет почти 47 % от общего объёма белорусского рынка), тогда как размеры остальных страховых компаний являются несущественными. Также в Белоруссии действует РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация», которая обеспечивает перестраховочную защиту белорусских рисков при недостаточности собственного удержания местных страховых организаций, способствуя уменьшению доли переданных в перестрахование рисков иностранным перестраховочным компаниям.
Сопоставление размеров страхового сектора стран - участниц Единого экономического пространства
Активы страховых организаций, млн долл. США
|
Российская Федерация |
Республика Казахстан |
Республика Беларусь |
Всего по ЕЭП |
2009 |
29 093 |
2 004 |
1 012 |
32 109 |
2010 |
30 748 |
2 328 |
1 072 |
34 148 |
2011 |
32 100 |
2 612 |
613 |
35 325 |
2012 |
36 773 |
2 937 |
1 672 |
41 382 |
Капитал страховых организаций, млн долл. США
|
Российская Федерация |
Республика Казахстан |
Республика Беларусь |
Всего по ЕЭП |
2009 |
8 441 |
1 217 |
653 |
10 311 |
2010 |
8 561 |
1 416 |
660 |
10 637 |
2011 |
9 169 |
1 558 |
324 |
11 051 |
2012 |
10 272 |
1 590 |
1 267 |
13 129 |
Страховые выплаты, млн долл. США
|
Российская Федерация |
Республика Казахстан |
Республика Беларусь |
Всего по ЕЭП |
2009 |
9 033 |
187 |
221 |
9 441 |
2010 |
9 830 |
171 |
268 |
10 269 |
2011 |
9 529 |
291 |
160 |
9 980 |
2012 |
12 195 |
451 |
241 |
12 887 |
__________
Источники:
1. Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан.
2. Министерство финансов Республики Беларусь.
3. Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации.
Расчёты: Национальный Банк Республики Казахстан.
В числе 50 крупнейших страховых организаций стран ЕЭП по полученным страховым премиям Республика Казахстан представлена 7 организациями, Республика Беларусь - 1 организацией.
__________
Источники:
1. Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан.
2. Министерство финансов Республики Беларусь.
3. Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации.
Расчёты: Национальный Банк Республики Казахстан.
Повышение устойчивости страхового сектора
1) Меры по повышению капитализации страховых организаций
Страхование может стать одним из стратегических секторов экономики. Развитие страхового сектора позволит способствовать надёжному и устойчивому развитию экономики страны и создать дополнительную основу для повышения социальной защиты населения, страхования имущества граждан и субъектов предпринимательства. Учитывая потенциал страхового сектора в экономике страны, охватывающего все стороны человеческой жизни, производственной и социально-экономической деятельности, государство должно оказать содействие развитию рынка страхования. В данном случае роль государства важна как в части повышения страховой культуры населения, так и в части повышения надёжности страховых организаций.
Наиболее важным направлением развития страхового рынка является принятие комплекса мер по дальнейшему росту капитализации страховых организаций. Накопление капитала позволит локальным страховщикам удержать большую часть страховых рисков, в настоящее время неэффективно передающихся на перестрахование.
В целях обеспечения устойчивости и конкурентоспособности страховых организаций будут поэтапно вводиться требования "Solvency II". Данная система предполагает расчёт капитала для покрытия каждого вида риска с учётом качественных параметров деятельности страховщиков и надзорной оценки. Количественные требования к размеру собственного капитала будут состоять из двух уровней: минимальных требований к капиталу (MCR), при несоблюдении которых немедленно отзывается лицензия на осуществление страховой деятельности, и требований к капиталу для обеспечения платёжеспособности (SCR), при несоблюдении которых будут применяться меры по финансовому оздоровлению и санкции.
На начальном этапе будет адаптирована стандартная формула расчёта MCR и SCR, которая предполагает расчёт капитала по каждой категории риска с учётом параметров, заданных уполномоченным органом. Будут введены следующие категории рисков, по которым будет осуществляться расчёт капитала: операционный риск, рыночные риски, риски, возникающие из страхования жизни; риски, возникающие из иных видов страхования, чем страхование жизни; риск несостоятельности контрагента; риски, связанные с нематериальными активами.
Одновременно будут предложены изменения по реализации второго компонента стандарта "Solvency II", который предполагает оценку эффективности внутренних систем управления рисками, андеррайтинга и внутреннего контроля, оценку стратегии и основных бизнес-процессов.
Будут приниматься меры по развитию и улучшению внутренних систем андеррайтинга, управления рисками, внутреннего контроля и оценки убытков. Указанные меры будут способствовать минимизации риска банкротства страховых организаций и диверсифицировать риски с целью недопущения излишней кумуляции страховых рисков в рамках одной организации. Также предполагаются унификация и внедрение надзора за методикой оценки рисков, что позволит вести контроль за «правильностью» оценки уровня рисков, принимаемых страховыми организациями.
В повышении надёжности страховых организаций немаловажна роль государства, которая выражается в осуществлении контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового рынка на риск-ориентированной основе. В настоящее время система надзора за страховой деятельностью основана на анализе областей риска: капитала, активов, перестрахования, страховых резервов, менеджмента, доходности, ликвидности, и определении соответствующей оценки устойчивости страховой организации.
2) Меры по снижению риска недостаточности страховых резервов
Одной из важных действенных мер, позволяющих повысить платёжеспособность страховых организаций, является достаточность страховых резервов.
В настоящее время отмечаются некоторые негативные факторы, связанные с неадекватным формированием страховых резервов, отсутствием объективной страховой статистики, их недооценкой, а также манипулированием их размерами.
Необходимо принятие мер, направленных на участие государства в работе по сбору статистики, созданию таблиц смертности, усилению требований по автоматизации процессов страховой и иной деятельности.
Важным становится повышение роли независимых актуариев как лиц, ответственных за адекватный расчёт страховых резервов и обеспечение законодательной защиты актуариев от действий менеджмента страховых организаций. Разработку соответствующей концепции проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон «О страховой деятельности» планируется осуществить в 2016 - 2020 годах.
3) Повышение эффективности перестрахования
Если учесть небольшую по сравнению с зарубежными компаниями капитализацию казахстанских страховых компаний, то система перестрахования приобретает для отечественного страхового рынка большее значение, предоставляя отечественным страховщикам возможность заключать договоры страхования рисков, стоимость которых превосходит их собственные средства, что позволяет развиваться страховому рынку.
Оценка рисков перестрахования будет проводиться с учётом качества перестрахования и платёжеспособности перестраховочной организации, особенностей пропорционального и непропорционального перестрахования.
Кроме того, будет определена методика расчёта максимального размера собственного удержания с учётом финансовой устойчивости страховой организации, особенностей договоров страхования и покрываемых рисков, вероятности наступления страхового события и ожидаемых убытков.
Необходимо определить разумное соотношение собственного удержания цедента с лимитом ответственности перестраховщика, так как в противном случае страховая организация не будет заинтересована в андеррайтинге страховых рисков, получая лишь комиссию за заключение договора страхования и выступая в роли страхового посредника.
Данные меры обеспечат значительный рост капитализации и еёкости страхового рынка, повысят конкурентоспособность страховых организаций.
Будут приняты меры по пресечению «безрискового» перестрахования, осуществляемого в целях вывода активов и налоговой оптимизации. В этих целях будут законодательно установлены критерии признания договоров перестрахования недействительными.
Несмотря на предпринимаемые законодательные меры по повышению эффективности использования инструмента перестрахования как в мировой практике, так и в практике регулирования в Казахстане, перестрахование является весьма непрозрачным направлением деятельности страховых организаций, особенно в части осуществления перестрахования внутри страны между страховыми (перестраховочными) организациями резидентами с использованием страховых брокеров. Поэтому развитие перестрахования в условиях рыночных отношений требует эффективного правового механизма, обеспечивающего чёткость и полноту его регулирования.
4) Увеличение инвестиционных возможностей для страховых организаций
С учётом специфики страхования жизни, которая обусловлена долгосрочностью договоров страхования и, соответственно, долгосрочностью обязательств страховой организации, для страховых организаций, осуществляющих деятельность в отрасли «Страхование жизни», будут создаваться условия для обеспечения прибыльной инвестиционной деятельности в целях покрытия ими уровня инфляции и обеспечения платёжеспособности по принятым обязательствам.
Компании по страхованию жизни, являясь долгосрочными институциональными инвесторами, могут стать одними из наиболее активных игроков фондового рынка, при этом инвестиционная стратегия компаний по страхованию жизни должна быть рассчитана на долгосрочный инвестиционный период, что позволит обеспечить сопоставимую дюрацию инвестиционного портфеля в зависимости от сроков принятых обязательств.
В данном случае необходимо пересмотреть регулирование деятельности компаний по страхованию жизни в части управления инвестиционным портфелем, обеспечение в долгосрочном периоде доходности страховых организаций в целях минимизации риска непокрытия обязательств. В целях расширения инвестиционных возможностей компаний по страхованию жизни будет проведена либерализация требований к инвестированию активов, в том числе предусмотрена возможность приобретения иностранных финансовых инструментов с рейтингом финансовой надёжности ниже суверенного рейтинга Республики Казахстан при обращении на международных рынках и наличии рыночных котировок по указанным финансовым инструментам.
5) Ликвидация и реорганизация страховых организаций
В связи с ужесточением требований по платёжеспособности и возрастающим уровнем конкуренции среди участников страхового рынка требуется взвешенно подойти к вопросу законодательного процесса ликвидации страховых организаций вне зависимости от того, возбуждается ли такая процедура в связи с неплатёжеспособностью, а также является ли она добровольной или принудительной. Оптимизация и регламентация передачи страхового портфеля, обозначение законодательных механизмов в целях сохранения или восстановления финансовой стабильности страховой организации и по возможности максимального предотвращения прекращения деятельности такой организации позволит предоставить страховому рынку гарантии для продолжительной деятельности и минимизировать имиджевые риски для страхового рынка в целом.
По мнению Ассоциации страховщиков Казахстана, для повышения профессионального статуса и введения солидарной ответственности участников страхового рынка дополнительно необходимо рассмотреть вопрос об организации саморегулируемых организаций из числа участников страхового рынка. Для повышения ответственности в части профессионального соответствия и качества осуществляемой деятельности стоит делегировать саморегулируемым организациям решение части вопросов по профессиональной подготовке и аттестации уровня профессиональных знаний, закрепить обязательное членство для участников страхового рынка в профессиональных организациях. Кроме того, для успешного процесса интеграции страхового рынка Республики Казахстан на международном уровне необходимо установить требования по участию профессиональных саморегулируемых организаций в аналогичных международных профессиональных объединениях.
Повышение конкурентоспособности страхового сектора
1) Институциональное развитие страхового сектора
Повышение требований к капитализации будет способствовать укрупнению и консолидации страховых организаций. На страховом рынке будут функционировать крупные страховые организации с достаточным уровнем капитала, отвечающим международным стандартам платёжеспособности.
Развитие страхового рынка в условиях открытия доступа иностранным страховым (перестраховочным) организациям существенно изменится. Страхование крупных рисков в нефтегазовой, энергетической, горнодобывающей отраслях будет осуществляться нерезидентами напрямую, без образования постоянно действующих учреждений. Ожидается активная деятельность иностранных страховых посредников (страховых агентов и страховых брокеров) по оценке и размещению крупных рисков в иностранных страховых организациях.
Сектор страхования малого и среднего бизнеса в настоящее время составляет, оценочно, не более 11 % от совокупного размера страховых премий. Незначительный объём страхового сектора в целом и доля страхования малого и среднего бизнеса делает относительно непривлекательным приток иностранных инвестиций на данный сегмент.
Сектор страхования физических лиц является самым затратным ввиду высоких административных издержек. По данному направлению активный интерес иностранных страховых организаций также не ожидается.
Появление иностранных инвесторов на страховом рынке возможно только при условии появления крупных инвесторов в иных секторах экономики Республики Казахстан, имеющих долгосрочные цели и стратегии.
В целях улучшения финансовых возможностей для удержания крупных рисков необходимо предпринять ряд мер по стимулированию развития механизмов сострахования, при помощи которых будут преимущественно страховаться крупные или малоизвестные и новые риски. Участники страховых и перестраховочных пулов несут солидарную ответственность перед страхователем. Поэтому целесообразно создать необходимую правовую основу, учитывающую специфику их деятельности, путём внесения необходимых изменений в Закон «О страховой деятельности», планируемых на 2016 - 2020 годы.
Укрупнение страховых организаций позволит перейти местным страховым организациям на качественно новый уровень перестраховочной деятельности. Обладая достаточным размером капитала и являясь значительным игроком финансовой системы, страховые организации, увеличивая местное перестрахование, будут способствовать увеличению капитализации отечественного страхового рынка, притоку перестраховочных премий из-за рубежа.
В целях укрепления инфраструктуры страхового рынка необходимо рассмотреть возможность создания государственной перестраховочной организации, которая будет предоставлять частичное или полное перестраховочное покрытие по крупным рискам, а также по специфичным рискам, в которых зарубежные перестраховочные компании не заинтересованы, например рискам сельского хозяйства.
Кроме того, необходимо существенно увеличить минимальный размер маржи платёжеспособности (собственного капитала) для страховых организаций, принимающих участие в страховании крупных производственных рисков, рисков водного и воздушного транспорта.
В целях наиболее эффективного осуществления надзора страхового рынка будут ужесточаться требования к страховым брокерам в части размеров собственного и уставного капиталов. При этом в целях усиления ответственности и эффективности деятельности страховых брокеров, необходимо установление отдельных требований для страховых брокеров, осуществляющих посредническую деятельность по страховой деятельности, и для брокеров, осуществляющих посредническую деятельность по перестраховочной деятельности.
В настоящее время на законодательном уровне ведутся работы по внедрению системы страхования - такафула, предусматривающего механизм распределения прибылей и убытков между участниками и оператором, соответствующего нормам исламского страхования.
2) Развитие страховых продуктов для индивидуальных потребителей и институциональных инвесторов
Система обязательного страхования требует упорядочения и решения накопленных проблем, препятствующих ее эффективному развитию, в том числе оптимизации и исключения неэффективно функционирующих и дублирующих классов обязательного страхования.
Необходима разработка государственной политики в области обязательного страхования, в том числе определения критериев введения и конкретного перечня обязательных видов страхования на уровне законодательства. Критериями обязательного страхования должны быть случайность наступления страхового события, массовость и отсутствие концентрации, возможность выявления и оценки убытков, социальность и общественная значимость.
Будут приняты меры по созданию сбалансированной и эффективной системы обязательного страхования. По обязательному страхованию работника от несчастных случаев (ОСНС) будут внесены параметрические изменения, которые позволят решить проблему несбалансированности выплат по возмещению утраченного заработка, которые ведут к неконтролируемому росту профессиональных заболеваний и высокой убыточности системы ОСНС.
Для развития обязательного страхования будет рассмотрен вопрос введения обязательного страхования недвижимости физических лиц от чрезвычайных ситуаций путём создания государственного фонда катастрофических рисков, который будет осуществлять сбор страховых премий от физических лиц и выплаты при наступлении чрезвычайных ситуаций. При этом обязательным страхованием должна покрываться стоимость жилой площади, необходимая для обеспечения жилищных условий согласно минимальным нормативам.
Страховые организации, выступая в качестве страховых посредников при заключении договоров страхования недвижимости, могут в дополнение к катастрофическим рискам предоставлять покрытие риска пожара, гражданско-правовой ответственности владельцев недвижимости перед третьими лицами.
Кроме того, будет рассмотрен вопрос покрытия дополнительных рисков в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, в том числе самого автотранспортного средства (от угона, пожара, противоправных действий третьих лиц).
По добровольному имущественному страхованию необходимо принятие мер по развитию новых страховых продуктов. По наиболее востребованным и актуальным розничным продуктам для населения в целях защиты прав потребителей будут стандартизированы условия договора страхования, расчёт тарифов, оценка имущества, процедуры урегулирования убытка и осуществления страховой выплаты.
Более того, развитие накопительного страхования позволит гражданам решить целый комплекс задач. Во-первых, компенсировать недостаточность системы государственного социального страхования и обеспечения (например накопление определённых денежных сумм к выходу на пенсию, или к совершеннолетию, или к другим событиям в жизни застрахованного лица). Во-вторых, защитить финансовые интересы при утрате трудоспособности и смерти.
Отрасль страхования жизни, обладая социальной ориентированностью и обладая накопительной функцией, может стать альтернативой банковским депозитам, преимуществом которой будет являться наличие страховой защиты. Развитие других видов страхования жизни будет служить дополнительной социальной защитой и будут использованы для получения других видов финансовых услуг.
Необходимо рассмотреть возможность предоставления государственных дотаций по продуктам страхования жизни, расширения возможностей использования страхования жизни при получении других финансовых услуг, например использовать полис страхования жизни как предмет залога, в том числе в рамках ипотечного кредитования. Кроме того, в целях стимулирования продуктов накопительного страхования будет пересмотрен подход к их налогообложению путём освобождения от налогообложения страховых выплат и отмены действующих налоговых льгот на страховые премии (взносы), что существенно упрощает администрирование налогообложения накопительного страхования.
Особое место в развитии накопительного страхования должны занимать новые страховые продукты, которые позволят страхователям совмещать инвестиционное управление со страхованием жизни (unit-linked) и участвовать в прибыли страховщика.
Медицинское страхование в мировой практике является одной из широко распространённых форм социальной защиты населения. Данный вид страхования позволяет гарантировать населению бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг в случае нарушения здоровья.
В Республике Казахстан в настоящее время медицинское страхование ввиду добровольности не получило достаточного развития. В этой связи в целях развития медицинского страхования планируется рассмотрение и изучение вопроса целесообразности внедрения механизма обязательного медицинского страхования.
С учётом высоких административных издержек по всем видам страхования будет рассмотрен вопрос по снижению доли продаж страховых продуктов, в особенности по обязательным видам страхования, через страховых агентов.
Будут приняты меры по развитию казахстанских страховых пулов, в том числе путём привлечения иностранных перестраховочных организаций и установления экономической обязанности предложения страхового риска страховому пулу до прямого перестрахования у нерезидентов.
Кроме того, как показывают результаты проверок деятельности страховых организаций, а также поступающие жалобы страхователей продолжается тенденция мошеннических действий страховых посредников, выплаты необоснованных размеров комиссионного вознаграждения, нарушения требований законодательства по периодичности выплаты комиссионного вознаграждения, а также по приёму наличных денег от страхователей в уплату страховой премии, введение в заблуждение страхователей, предоставление поддельных страховых полисов.
В этой связи указанные проблемы требуют концептуального решения и пересмотра существующей схемы взаимодействия цепочки «страховая организация - страховой агент - страхователь», возникающей в процессе оказания страховых услуг участниками страхового рынка.
Так, одним из путей решения представляется внедрение электронных продаж страховых полисов в отношении обязательных и добровольных видов страхования (например по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств), предусматривающее наличие учётной организации по формированию и ведению базы данных, предположительно на основе Единой базы данных по страхованию (ЕСБД), доступ к которой будут иметь заинтересованные лица для проверки наличия обязательной страховой защиты автовладельцев.
По мнению АСК, существующие проблемы в дистрибуции страховых продуктов требуют концептуального решения и пересмотра подходов к организации процесса оказания страховых услуг с участием страховых агентов. Исключение из процесса продаж страхового агента посредством введения электронных продаж страховых полисов по обязательному страхованию возможно частично снизит аквизиционные расходы страховщиков, но кардинально не решит существующих проблем в процессе продаж страховых продуктов.
Для более поступательного развития страхового посредничества, как значительной части инфраструктуры страхового рынка, по мнению АСК, требуется внедрить механизмы наилучшей зарубежной практики регулирования страховых посредников. Обозначение новых профессиональных требований и регистрации лиц, осуществляющих деятельность по страховому посредничеству, может внести вклад в формирование качественного рынка страховых услуг посредством расширения возможностей потребителей по получению качественной информации о страховых продуктах.
3) Унификация условий обязательного страхования в рамках ЕЭП
В рамках ЕЭП необходимо проведение работы по поэтапной унификации видов и требований к осуществлению обязательного страхования (страховых тарифов, размеров ответственности, условий договоров). В первую очередь следует выровнять страховые тарифы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств как наиболее массовому и востребованному виду обязательного страхования (поэтапно - для временно въезжающих, а затем и для всех владельцев транспортных средств).
Совершенствование инфраструктуры и создание оптимальных условий для качественного развития страхового рынка
1) Совершенствование статистической базы данных по страхованию
Инфраструктура страхового рынка, которая в настоящее время претерпевает ряд изменений, будет обеспечивать полноценное развитие страхового сектора также формирования полноценной и достоверной статистической базы по страхованию. Это позволит формировать адекватные и обоснованные размеры страховых тарифов по добровольным видам страхования и формированию адекватных резервов с учётом общей статистики по страховым случаям и выплатам.
В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование внутренних процессов информационных систем ЕСБД, позволяющих осуществлять сбор статистики по всем параметрам договора страхования. Кроме того, в настоящее время в Республике Казахстан назрела необходимость создания соответствующего подразделения на базе ЕСБД, осуществляющего анализ статистической информации для актуарных расчётов страховых тарифов по всем классам страхования, а также для построения актуарных таблиц смертности для накопительного страхования жизни.
Кроме того, существует необходимость взаимодействия баз данных по страхованию с государственными базами данных, поскольку при заключении договоров имущественного и личного страхования используются персональные данные по физическим лицам. В связи с этим будет рассмотрена возможность предоставления доступа к государственным базам данных по учёту физических лиц с возможностью получения информации в режиме реального времени.
2) Создание региональной системы автострахования
В целях совершенствования инфраструктуры страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, а также в условиях интеграции Республики Казахстан в рамках Единого экономического пространства будет рассмотрен вопрос создания Национального моторного бюро.
Основной задачей Национального моторного бюро будет являться обеспечение гарантирования обязательств и урегулирование требований по осуществлению страховых выплат в рамках региональной системы автострахования.
В этих целях необходимо заключение международного соглашения в рамках Единого экономического пространства, которым будут предусмотрены порядок урегулирования убытков, критерии взаимного признания страховых организаций и страховых полисов, объёмы гарантийного фонда, унификация страховых тарифов и ответственности.
3) Развитие системы гарантирования страховых выплат
Система гарантирования страховых выплат будет покрывать только обязательные виды страхования. В целях обеспечения устойчивости системы гарантирования будет внедрена система дифференцированных ставок обязательных взносов в зависимости от уровня рисков страховой организации. Также будут установлены лимиты по гарантийным и компенсационным выплатам в связи с тем, что полное покрытие обязательств не стимулирует потребителей к выбору наиболее устойчивой страховой организации.
Создание системы гарантирования с учётом специфики отраслей страхования позволит оптимально осуществлять гарантирование отдельных классов страхования и формировать резервы гарантирования в зависимости от текущего состояния отрасли. При этом наличие гарантирования по отдельным классам также может стать стимулом для страхователей в части востребованности страховых продуктов.
[1]Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие.
Источник: Журнал "Рынок страхования" № 5 (116), май 2014 г.