15
Пт, нояб

Состояние страхового рынка Российской Федерации

На 1 января 2014 года на российском страховом рынке осуществляли деятельность 420 страховых организации и 164 страховых брокера. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа страховых компаний и увеличение концентрации. Но при анализе динамики концентрации страхового рынка (см. таблицу 1) можно отметить, что уменьшение количества рыночных игроков не играет существенной роли для распределения долей в страховом портфеле.

 

 

Таблица 1. Концентрация страхового рынка РФ

 

Доля в страховых премиях, кроме ОМС

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ТОП-10

56,5 %

57 %

56,9 %

ТОП-20

70 %

72 %

71,6 %

ТОП-50

84 %

87 %

86,8 %

 

В 2013 году совокупный объём страховых премий российского страхового рынка составил 904,8 млрд рублей (без учёта обязательного медицинского страхования), что на 12 % больше показателей предыдущего года. Более 38 % собранных премий приходится на классы добровольного страхования имущества и КАСКО, которые выросли на 20,0 млрд рублей (6,1 %). Хорошую динамику роста демонстрируют классы личного страхования: страхование от несчастных случаев - 93,7 млрд рублей (рост на 27 %) и страхование жизни - 84,9 млрд рублей (рост на 61 %). Рост премий по обязательному страхованию гражданской ответственностивладельцев транспортных средств составил 10 % - до 134,2 млрд рублей, а добровольное медицинское страхование выросло на 6 % и составило 114,9 млрд рублей.

Страховые выплаты также демонстрируют положительную динамику. В 2013 году объём страховых выплат составил 420,0 млрд рублей, что на 13 % больше показателей предыдущего года. Надо отметить, что коэффициент выплат сохраняет уровень 46 % уже на протяжении трёх последних лет. Роль страхового сектора в экономике страны (доля страховых премий в ВВП) за последние 10 лет снизилась с 2,77 % в 2003 году до 1,35 % в 2013 году.

 

Планы по совершенствованию инструментов регулирования на страховом рынке

 

В целях формирования единого органа по нормативному регулированию, контролю и надзору на финансовых рынках был принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который определил создание мегарегулятора финансовых рынков на базе Банка России и в части регулирования страховой деятельности предусматривает:

1) передачу Банку России полномочий по контролю за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, регулированию финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков (порядок формирования страховых резервов, требования к составу и структуре активов и т. д.);

2) изменение системы лицензирования субъектов страхового дела в целях повышения прозрачности и упрощения данной процедуры;

3) комплекс мер по совершенствованию механизмов защиты прав потребителей страховых услуг, повышению ответственности субъектов страхового дела, прозрачности раскрытия информации о своей деятельности;

4) введение системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в страховых организациях для повышения эффективности управления рисками.

В соответствии с законом основными функциями мегарегулятора на страховом рынке предусмотрены функции по осуществлению лицензирования, контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела, контрольного органа в области банкротства страховых организаций. Кроме того, на мегарегулятора возложены функции по принятию подзаконных актов в области регулирования страхового рынка, в том числе:

- установление требований к финансовой устойчивости страховщиков;

- установление правил и страховых тарифов по отдельным видам обязательного страхования;

- установление требований к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования;

- установление требований к процедуре передачи страхового портфеля;

- принятие актов, регулирующих вопросы в сфере банкротства страховых организаций.

Общий объём нормативных актов, которые планируется принять в 2014 году, составит около 30.

В качестве новации страхового надзора предлагается внедрить персонализированный надзор за системно значимыми страховщиками. Исходят из существующей концентрации страхового рынка определяются следующие категории:

- Системно значимые страховщики (топ-20) - закрепление за каждой компанией отдельного куратора

- Страховщики в рейтинге от 21 до 100 - закрепление одного куратора за несколькими компаниями

- Остальные компании - курирование компании межрегиональным центром компетенции, которые будут созданы в городах Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

По полномочиям кураторы будут соответствовать полномочиям внутреннего аудитора с расширенными функциями. Цель введения института кураторства - формирование для каждой отдельной страховой компании индивидуальной карты рисков и проведение оперативных мероприятий, направленных на улучшение финансового положения компании. Прежде всего кураторы будут осуществлять оперативное взаимодействие со страховой компанией, обсуждение возможных потенциальных рисков, кроме того у них будет право присутствия на собраниях акционеров, возможность получения оперативных комментариев от руководства, а также возможность инициирования проверки с выходом в компанию. Основной принцип кураторства заключается в том, что куратор должен знать о своей компании практически всё. Ожидаемый результат от введения института кураторства - мобильная реакция надзора на возникшие трудности у страховщика, что в конечном итоге должно привести к качественным изменениям в отрасли и повышению доверия к страховому рынку.

 

На Банк России возложен ряд функций и будут осуществляться мероприятия, направленные на:

Организацию страхового надзора

Департамент страхового рынка Банка России уполномочен выполнять ряд функций в качестве единого центра принятия решений, связанных с функционированием страхового рынка, а именно:

- Надзор за системно значимыми страховщиками;

- Надзор за страховыми организациями, входящими в топ-100 рынка;

- Надзор за страховыми организациями, не входящими в топ-100, будут осуществлять межрегиональные центры компетенции.

Служба Банка России по защите прав потребителей и миноритарных акционеров будет осуществлять рассмотрение жалоб. Главная инспекция Банка России будет осуществлять контактный надзор, то есть осуществление проверок на местах.

Реформу контроля качества активов страховых организаций

Запущен новый элемент надзора - оперативный мониторинг инвестиционных активов страховщиков, который заключается в ежемесячном мониторинге бухгалтерских регистров страховщика с целью подтверждения балансовой стоимости активов. Планируется проведение комплексных встречных проверок наличия реальных активов на межотчётные даты путём соответствующих запросов у профессиональных участников рынка ценных бумаг, регистраторов и банков.

В ближайшее время произойдет также ужесточение требований к размещению собственных средств и страховых резервов, изменение требований к платёжеспособности страховщиков путём реализации модели, учитывающей качество портфеля и риски, принятые на страхование с учётом капитала страховщика.

Для улучшения качества надзора планируется переход на ежеквартальную надзорную отчётность всех страховых организаций.

 

Обозначенные функции и мероприятия уже находятся в стадии реализации. В ближайшей перспективе планируется совершенствование «Входного билета» на страховой рынок. По примеру Казахстана и Беларуси регистрация страховой организации как юридического лица будет проходить через Банк России и в качестве подтверждения серьёзности намерений вновь создаваемой страховой организации будет выдвигаться требование по предоставлению бизнес-плана как механизма оценки страховщика с последующим контролем его исполнения.

 

Инструменты достижения целей:

- Проработка и внедрение стандартов "Solvency-II";

- Приведение требований в соответствие с мировой практикой к дополнительной инфраструктуре: риск-менеджменту, полномочиям актуариев и использованию рейтингов;

- Введение надзора за страховыми группами и системно значимыми компаниями, внедрение расчёта «рисков на группу»;

- Создание системы пруденциальных нормативов для выявления компаний, не отвечающих установленным требованиям финансовой устойчивости;

- Реформа контроля качества активов страховщиков (требования к структуре всех активов и контроль их реальной надёжности);

- Введение актуарного аудита деятельности страховщика и его отчётности;

- Утверждение стандартных условий по отдельным видам добровольного страхования;

- Унификация законодательства по обязательным видам страхования в части лимитов и таблиц выплат, актуарная корректировка тарифов;

- Развитие электронного страхования, стандартизация оказания страховых услуг через Интернет;

- Формирование информационной системы добровольного страхования (Бюро страховых историй);

- Гармонизация процедуры лицензирования субъектов страхового дела с лицензированием кредитных организаций;

- Построение гибкой системы санкций применяемых к субъектам страхового дела.

 

Ключевые показатели эффективности работы страхового надзора (KPI) на среднесрочную перспективу

После наделения Банка России функциями мегарегулятора совместно со страховым сообществом были обсуждены и выработаны ключевые показатели эффективности страхового надзора, перечень которых приведён в таблице 2:

 

Показатель

2012

2016

2018

Доля высоконадёжных и высоколиквидных активов

30 %*

50-60 %

75-90 %

Доля «проблемных» страховщиков по результатам стресс-тестов (на основе рекомендации Международной организации страховых надзоров)

-

20-30 %

5-10 %

Доля страховых споров, урегулируемых в суде

100 %

70-80 %

20-50 %

Количество жалоб на страховщиков за год

40 тыс.

20-25 тыс.

10-15 тыс.

Внедрение "Solvency II"

Нет

Нет

Да

 

В части развития страхового рынка планируется достижение следующих финансовых показателей:

Показатель

2012

2016

2018

Доля страховых премий в ВВП

1,3 %

1,5-1,8 %

2-2,5 %

Доля домохозяйств, предприятий, объектов, квартирного фонда, охваченных страхованием

5 %*

8 %

15 %

Доля автовладельцев, имеющих полис автоКАСКО

5 %*

10-20 %

30-40 %

Доля страхования жизни в общей премии

5,3 %

8-10 %

15-20 %

*По данным экспертной оценки.

 

Для достижения этих показателей разработана «Дорожная карта» развития страховой отрасли до 2018 года.