На 1 января 2014 года на российском страховом рынке осуществляли деятельность 420 страховых организации и 164 страховых брокера. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа страховых компаний и увеличение концентрации. Но при анализе динамики концентрации страхового рынка (см. таблицу 1) можно отметить, что уменьшение количества рыночных игроков не играет существенной роли для распределения долей в страховом портфеле.
Таблица 1. Концентрация страхового рынка РФ
|
Доля в страховых премиях, кроме ОМС |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
ТОП-10 |
56,5 % |
57 % |
56,9 % |
ТОП-20 |
70 % |
72 % |
71,6 % |
ТОП-50 |
84 % |
87 % |
86,8 % |
В 2013 году совокупный объём страховых премий российского страхового рынка составил 904,8 млрд рублей (без учёта обязательного медицинского страхования), что на 12 % больше показателей предыдущего года. Более 38 % собранных премий приходится на классы добровольного страхования имущества и КАСКО, которые выросли на 20,0 млрд рублей (6,1 %). Хорошую динамику роста демонстрируют классы личного страхования: страхование от несчастных случаев - 93,7 млрд рублей (рост на 27 %) и страхование жизни - 84,9 млрд рублей (рост на 61 %). Рост премий по обязательному страхованию гражданской ответственностивладельцев транспортных средств составил 10 % - до 134,2 млрд рублей, а добровольное медицинское страхование выросло на 6 % и составило 114,9 млрд рублей.
Страховые выплаты также демонстрируют положительную динамику. В 2013 году объём страховых выплат составил 420,0 млрд рублей, что на 13 % больше показателей предыдущего года. Надо отметить, что коэффициент выплат сохраняет уровень 46 % уже на протяжении трёх последних лет. Роль страхового сектора в экономике страны (доля страховых премий в ВВП) за последние 10 лет снизилась с 2,77 % в 2003 году до 1,35 % в 2013 году.
Планы по совершенствованию инструментов регулирования на страховом рынке
В целях формирования единого органа по нормативному регулированию, контролю и надзору на финансовых рынках был принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который определил создание мегарегулятора финансовых рынков на базе Банка России и в части регулирования страховой деятельности предусматривает:
1) передачу Банку России полномочий по контролю за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, регулированию финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков (порядок формирования страховых резервов, требования к составу и структуре активов и т. д.);
2) изменение системы лицензирования субъектов страхового дела в целях повышения прозрачности и упрощения данной процедуры;
3) комплекс мер по совершенствованию механизмов защиты прав потребителей страховых услуг, повышению ответственности субъектов страхового дела, прозрачности раскрытия информации о своей деятельности;
4) введение системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в страховых организациях для повышения эффективности управления рисками.
В соответствии с законом основными функциями мегарегулятора на страховом рынке предусмотрены функции по осуществлению лицензирования, контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела, контрольного органа в области банкротства страховых организаций. Кроме того, на мегарегулятора возложены функции по принятию подзаконных актов в области регулирования страхового рынка, в том числе:
- установление требований к финансовой устойчивости страховщиков;
- установление правил и страховых тарифов по отдельным видам обязательного страхования;
- установление требований к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования;
- установление требований к процедуре передачи страхового портфеля;
- принятие актов, регулирующих вопросы в сфере банкротства страховых организаций.
Общий объём нормативных актов, которые планируется принять в 2014 году, составит около 30.
В качестве новации страхового надзора предлагается внедрить персонализированный надзор за системно значимыми страховщиками. Исходят из существующей концентрации страхового рынка определяются следующие категории:
- Системно значимые страховщики (топ-20) - закрепление за каждой компанией отдельного куратора
- Страховщики в рейтинге от 21 до 100 - закрепление одного куратора за несколькими компаниями
- Остальные компании - курирование компании межрегиональным центром компетенции, которые будут созданы в городах Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
По полномочиям кураторы будут соответствовать полномочиям внутреннего аудитора с расширенными функциями. Цель введения института кураторства - формирование для каждой отдельной страховой компании индивидуальной карты рисков и проведение оперативных мероприятий, направленных на улучшение финансового положения компании. Прежде всего кураторы будут осуществлять оперативное взаимодействие со страховой компанией, обсуждение возможных потенциальных рисков, кроме того у них будет право присутствия на собраниях акционеров, возможность получения оперативных комментариев от руководства, а также возможность инициирования проверки с выходом в компанию. Основной принцип кураторства заключается в том, что куратор должен знать о своей компании практически всё. Ожидаемый результат от введения института кураторства - мобильная реакция надзора на возникшие трудности у страховщика, что в конечном итоге должно привести к качественным изменениям в отрасли и повышению доверия к страховому рынку.
На Банк России возложен ряд функций и будут осуществляться мероприятия, направленные на:
Организацию страхового надзора
Департамент страхового рынка Банка России уполномочен выполнять ряд функций в качестве единого центра принятия решений, связанных с функционированием страхового рынка, а именно:
- Надзор за системно значимыми страховщиками;
- Надзор за страховыми организациями, входящими в топ-100 рынка;
- Надзор за страховыми организациями, не входящими в топ-100, будут осуществлять межрегиональные центры компетенции.
Служба Банка России по защите прав потребителей и миноритарных акционеров будет осуществлять рассмотрение жалоб. Главная инспекция Банка России будет осуществлять контактный надзор, то есть осуществление проверок на местах.
Реформу контроля качества активов страховых организаций
Запущен новый элемент надзора - оперативный мониторинг инвестиционных активов страховщиков, который заключается в ежемесячном мониторинге бухгалтерских регистров страховщика с целью подтверждения балансовой стоимости активов. Планируется проведение комплексных встречных проверок наличия реальных активов на межотчётные даты путём соответствующих запросов у профессиональных участников рынка ценных бумаг, регистраторов и банков.
В ближайшее время произойдет также ужесточение требований к размещению собственных средств и страховых резервов, изменение требований к платёжеспособности страховщиков путём реализации модели, учитывающей качество портфеля и риски, принятые на страхование с учётом капитала страховщика.
Для улучшения качества надзора планируется переход на ежеквартальную надзорную отчётность всех страховых организаций.
Обозначенные функции и мероприятия уже находятся в стадии реализации. В ближайшей перспективе планируется совершенствование «Входного билета» на страховой рынок. По примеру Казахстана и Беларуси регистрация страховой организации как юридического лица будет проходить через Банк России и в качестве подтверждения серьёзности намерений вновь создаваемой страховой организации будет выдвигаться требование по предоставлению бизнес-плана как механизма оценки страховщика с последующим контролем его исполнения.
Инструменты достижения целей:
- Проработка и внедрение стандартов "Solvency-II";
- Приведение требований в соответствие с мировой практикой к дополнительной инфраструктуре: риск-менеджменту, полномочиям актуариев и использованию рейтингов;
- Введение надзора за страховыми группами и системно значимыми компаниями, внедрение расчёта «рисков на группу»;
- Создание системы пруденциальных нормативов для выявления компаний, не отвечающих установленным требованиям финансовой устойчивости;
- Реформа контроля качества активов страховщиков (требования к структуре всех активов и контроль их реальной надёжности);
- Введение актуарного аудита деятельности страховщика и его отчётности;
- Утверждение стандартных условий по отдельным видам добровольного страхования;
- Унификация законодательства по обязательным видам страхования в части лимитов и таблиц выплат, актуарная корректировка тарифов;
- Развитие электронного страхования, стандартизация оказания страховых услуг через Интернет;
- Формирование информационной системы добровольного страхования (Бюро страховых историй);
- Гармонизация процедуры лицензирования субъектов страхового дела с лицензированием кредитных организаций;
- Построение гибкой системы санкций применяемых к субъектам страхового дела.
Ключевые показатели эффективности работы страхового надзора (KPI) на среднесрочную перспективу
После наделения Банка России функциями мегарегулятора совместно со страховым сообществом были обсуждены и выработаны ключевые показатели эффективности страхового надзора, перечень которых приведён в таблице 2:
Показатель |
2012 |
2016 |
2018 |
Доля высоконадёжных и высоколиквидных активов |
30 %* |
50-60 % |
75-90 % |
Доля «проблемных» страховщиков по результатам стресс-тестов (на основе рекомендации Международной организации страховых надзоров) |
- |
20-30 % |
5-10 % |
Доля страховых споров, урегулируемых в суде |
100 % |
70-80 % |
20-50 % |
Количество жалоб на страховщиков за год |
40 тыс. |
20-25 тыс. |
10-15 тыс. |
Внедрение "Solvency II" |
Нет |
Нет |
Да |
В части развития страхового рынка планируется достижение следующих финансовых показателей:
Показатель |
2012 |
2016 |
2018 |
Доля страховых премий в ВВП |
1,3 % |
1,5-1,8 % |
2-2,5 % |
Доля домохозяйств, предприятий, объектов, квартирного фонда, охваченных страхованием |
5 %* |
8 % |
15 % |
Доля автовладельцев, имеющих полис автоКАСКО |
5 %* |
10-20 % |
30-40 % |
Доля страхования жизни в общей премии |
5,3 % |
8-10 % |
15-20 % |
*По данным экспертной оценки.
Для достижения этих показателей разработана «Дорожная карта» развития страховой отрасли до 2018 года.