03
Пт, мая

Страховые компании Казахстана столкнулись с новыми регулятивными барьерами

С этого года казахстанский регулятор рынка страхования — Национальный Банк Республики Казахстан — ввел в действие новые правила в отношении перестраховочной защиты, приобретаемой казахстанскими страховыми компаниями. Основные изменения, внесенные в законодательство в мае, касаются минимального уровня рейтинга для иностранных перестраховочных компаний, минимального уровня собственного удержания, требований о размещении рисков в перестрахование на национальном рынке и расчета минимального размера маржи платежеспособности. По мнению Standard & Poor's, хотя цели, поставленные новым законодательством, и должны привести к позитивным результатам согласно ожиданиям регулятора, эти изменения могут обусловить возникновение дополнительных страховых и операционных рисков для казахстанских страховых компаний.

Новое законодательство мотивирует страховые компании к выбору иностранных перестраховщиков с рейтингом финансовой устойчивости «А» или выше. Если казахстанская компания хочет передать риски в перестраховочную компанию, имеющую более низкий рейтинг, то она должна предложить риск пяти казахстанским перестраховщикам, которые должны его принять или отклонить не позднее чем в течение 3 дней. Если все пять предложений отклоняются или если риск размещен не в полном объеме, то процедура повторяется до тех пор, пока общее число компаний не достигнет десяти. Только после этого, при условии, что страхование риска не размещено, компания имеет право предложить перестраховать риск иностранной перестраховочной компании, имеющей рейтинг ниже «А».

Но в этом случае возникает давление на законодательно установленный минимальный размер маржи платежеспособности, который теперь увеличивается не в процентах от страховой премии, а в процентах от страховой суммы по договору. Если страхование рисков производится компанией с рейтингом «А-» или выше, то давление на уровень маржи отсутствует. Если перестраховочная компания, к примеру, имеет рейтинг «ВВВ», то увеличение маржи составляет 0,21% от суммы страховой ответственности (увеличение может превышать сумму страховой премии). Таким образом, компания предпочтет страховать риски у перестраховщиков более высоких рейтинговых категорий. Согласно законодательству размер премии, переданной иностранным перестраховочным компаниям (за вычетом комиссии, выплачиваемой цедентом) не должен превышать 25% от общей суммы премий, собранных Казахстанской страховой компанией.

Новое законодательство не только оказывает давление на минимальный размер маржи платежеспособности, но и вводит требование о повышении уровня собственного удержания. Для всех рисков минимальный размер собственного удержания установлен на уровне 5% от текущего уровня маржи платежеспособности страховой компании, если страховая сумма превышает 1 млрд тенге (6,7 млн долл.). В отношении авиационных, водных и железнодорожных рисков (страхование ущерба) и рисков ответственности минимальный размер удержания должен быть не ниже 2%.

Так, изменения в законодательстве ведут к снижению суммы, удерживаемой отдельной страховой компанией по одному риску, с 100% в 2012 г. до 30% в 2016 г. от размера маржи платежеспособности.

По нашему мнению, новое законодательство может иметь ряд последствий для отрасли страхования в Казахстане. Мы полагаем, что переориентация в пользу перестраховочных компаний, имеющих рейтинг «А-» или выше, означает, что выбор перестраховочных компаний становится ограниченным, поскольку процесс размещения рисков в компаниях с более низким рейтингом становится очень сложным и усилит давление на минимальный размер маржи платежеспособности.

Мы полагаем, что расходы казахстанских страховых компаний на перестрахование увеличатся ввиду более высокой стоимости услуг перестраховочных компаний, имеющих рейтинг категории «А».

Кроме того мы ожидаем, что в результате ввода ограничений на уровень рейтинга российский страховой рынок, который традиционно представлял собой естественный выбор для казахстанских страховых компаний, теперь будет закрыт, поскольку большинство российских перестраховочных компаний имеют рейтинг ниже суверенного рейтинга по обязательствам в национальной валюте «ВВВ+».

Из-за специфики рисков в Казахстане компании могут столкнуться с недостаточными возможностями для размещения некоторых рисков на лондонском рынке, который не понимает региональных особенностей. Если требование об уровне рейтинга не будет надлежащим образом сформулировано в перестраховочном договоре, то это может создать серьезные проблемы в том случае, если рейтинг перестраховочной компании будет пересмотрен хотя бы одним рейтинговым агентством ниже уровня, сопоставимого с рейтингом «А».

Мы полагаем, что увеличение уровня собственного удержания может привести к значительной кумуляции рисков, в частности связанных с возможностью сейсмической активности в регионе Алматы. В первую очередь это относится к страхованию имущественных рисков. Законодательство подталкивает к более высоким уровням собственного удержания рисков в рамках страховой системы региона.

Хотя мы отмечаем лишь ограниченное положительное влияние изменения законодательства, мы, тем не менее, полагаем, что оно обеспечит более эффективный контроль оттока капитала за счет ограничения использования схем в перестраховании. Несмотря на то, что требования к перестрахованию уже установлены на консервативном уровне, изменения в законодательстве могут обеспечить повышение качества перестраховочной защиты и помогут избежать концентрации риска по одному объекту на отдельных компаниях. Мы отмечаем, что казахстанское законодательство в целом имеет тенденцию к ужесточению, и это вряд ли способствует дальнейшему развитию внутренних систем управления рисками в страховых компаниях Казахстана.

 

Из иследовании Standard & Poor's