22
Пт, нояб

Конкуренция за активы: страхование жизни в режиме роста

invest insur lifeДля компаний по страхованию жизни более высокие процентные ставки являются сильным стимулом для приобретения активов. После нескольких лет низких ставок, стимулировавших листинговых страховщиков продавать активы, часто в пользу частных инвесторов, сегодняшняя среда обеспечивает сильный и прибыльный рост баланса.

Мы ожидаем, что к 2027 году доходы от отраслевых инвестиций на ключевых рынках вырастут на 40%. Конкуренция высока: возможности управления активами, развитые в годы с низкой доходностью, являются ключевым отличием и способствуют развитию инноваций в продуктах, выходящих за рамки традиционных предложений для страхования жизни.

Сегодняшняя ситуация с процентными ставками по принципу «выше и дольше» стимулирует спрос на страхование жизни и продажи нового бизнеса, эффективность инвестиций и прибыльность. Мы прогнозируем рост инвестиционного дохода страховщиков на восьми крупнейших рынках страхования жизни в среднем на 40% в течение пяти лет до 2027 года, главным образом за счет более высокой доходности облигаций. Сегодня, когда ставки растут, конкуренция между страховыми компаниями за приобретение и приумножение своих активов, либо за счет продажи нового бизнеса, либо за счет приобретения пакетов активов в таких секторах, как пенсионное обеспечение, становится острой. Инвестиционные возможности и основные предложения, вероятно, будут определять, кто выиграет. Если конкуренция останется разумной, это принесет пользу потребителям, которые получат более привлекательные ставки по кредитам и разнообразные новые предложения.

Страховщики жизни сейчас возвращаются к активоемкому бизнесу после того, как изо всех сил пытались добиться положительной прибыли в годы низких процентных ставок. Маржа доходности традиционных продуктов страхования жизни с фиксированными гарантиями более чувствительна к процентным ставкам, и страховщики могут получить выгоду от владения большим количеством этих активов сейчас, когда ставки выше. При низких процентных ставках листинговые страховщики столкнулись с неблагоприятной оценкой традиционного бизнеса на публичном рынке: более низкие коэффициенты присуждались доходам, основанным на спредах, чем доходам, основанным на комиссионных, например, от продуктов с «легким капиталом», таких как предложения с привязкой к паям. В результате листинговые страховщики перешли к бизнесу, требующему облегчения капитала, и продали устаревшие традиционные активы,зачастую частным инвестиционным компаниям. По нашим оценкам, сегодня страховщики, принадлежащие частным инвестициям, владеют примерно 25% индивидуальных аннуитетных обязательств США.

Сегодня страховые компании используют новые возможности портфельных сделок и оптовых аннуитетов от корпораций и пенсионных фондов, стремящихся снизить риск обязательств. В Великобритании повышение уровня финансирования пенсионных схем с установленными выплатами привело к активизации рекордных новых выкупов компаний в сфере страхования жизни. В 2023 году они составили 49 млрд фунтов стерлингов, что на 73% больше, чем в прошлом году, согласно данным Ассоциации британских страховщиков. По данным LCP, объемы снижения рисков, как ожидается, достигнут пика в 2026–2027 годах (см. Рисунок 1). Однако мы ожидаем, что усиление регуляторного контроля над механизмами накопительного перестрахования, лежащими в основе некоторых из этих сделок, замедлит рост активности в 2024/25 году. В Нидерландах пенсионная реформа в 2023 году открыла двери рынку передачи рисков объемом 1,5 триллиона евро.

Рисунок 1. Объемы снижения рисков пенсий с установленными выплатами в Великобритании, млрд фунтов стерлингов

190624 1
 

Бизнес-модели компаний по страхованию жизни, владеющих акциями и частными инвестициями, сближаются. С одной стороны, страховщики, принадлежащие частным инвестициям, расширяют прямые розничные продажи (особенно фиксированных аннуитетов), чтобы конкурировать в исторической сфере традиционных фондовых страховщиков. В 2023 году они выпустили индивидуальные аннуитеты в США на сумму $58 млрд, или примерно 18% от общего объема выпуска отраслевых облигаций на сумму $320 млрд, что вдвое больше, чем в 2019 году (см. Рисунок 2). В Европе, где регулирующие органы более скептически относятся к частным инвестициям, их проникновение в сектор жизни происходит медленнее. С другой стороны, традиционные страховщики жизни находят альтернативные способы сохранить бизнес, чтобы избежать продажи активов, например, используя больше кэптивных страховщиков. Они также привлекают институциональный капитал в дочерние компании специального назначения, называемые «колясками», которые передают часть риска сторонним инвесторам. Их можно использовать для увеличения продаж и совершения блочных операций по перестрахованию.

Рисунок 2. Индивидуальные аннуитеты в США, прямой бизнес, первый год и разовые премии, млрд долларов США

 190624 2

Возможности управления активами станут первым отличием в гонке за активами. «Охота за доходностью» в годы низких ставок привела к более глубокой интеграции страхования жизни и управления активами. Крупные страховщики создали сложные подразделения по управлению активами, в том числе экспертные в области создания частных активов, и расширили свои предложения продуктов, связанных с инвестициями, в которых держатели полисов несут большую часть инвестиционного риска. Мобилизация этого потенциала управления активами для повторного риска продуктов и инноваций будет ключом к успеху в приобретении активов.

Привлекательные и конкурентоспособные предложения продуктов станут вторым отличительным признаком. В США более высокие ставки способствовали переходу от переменных к фиксированным сберегательным продуктам в последние два года. Следующим этапом, если ставки останутся повышенными, вероятно, станет повторный переход к рисковым продуктам, но страховщики проявляют терпение и осторожность. В Европе полный возврат к традиционному бизнесу представляется маловероятным. Мы ожидаем, что в структуре сберегательного бизнеса будет больше гибридных продуктов, которые обычно предлагают меньше гарантий и преимуществ, связанных с эффективностью инвестиций, и могут покрывать биометрические риски, например, страхование индивидуальной смерти, связанное с инвестиционными продуктами. Они менее чувствительны к рыночным движениям, чем чистые продукты, привязанные к единицам, но предлагают больший потенциал роста, чем традиционные предложения по страхованию жизни.

Основные выводы авторов статьи:

  • Структурно более высокие процентные ставки улучшают перспективы прибыльности, конкуренции и основных предложений для компаний по страхованию жизни.
  • Мы прогнозируем рост инвестиционных доходов страховщиков на 40% на восьми крупнейших рынках жизни в течение пяти лет до 2027 года.
  • Конкуренция за активы между листинговыми и частными страховщиками усиливается по мере сближения бизнес-моделей.
  • Возможности управления активами станут первым отличием в гонке за приобретением новых активов.
  • Привлекательные и конкурентоспособные предложения продуктов станут вторым отличительным признаком.

Авторы: Джеймс Финукейн, старший экономист Swiss Re Institute, Лоик Ланчи, экономист Swiss Re Institute

Перевод с англ. подготовлен порталом Allinsurance.kz