Японская индустрия страхования жизни переживает период возрождения, поскольку экономика оставляет позади «потерянные десятилетия».
Тем не менее, страховщики жизни в Китае сейчас сталкиваются с той же проблемой «отрицательного спреда». Доходность инвестиций в индустрию жизни в Китае снизилась более чем на 300 базисных пунктов с 2020 года, и, по нашим оценкам, чистая прибыль отрасли упала на 20% в 2023 году. Страховщики Японии могут преподать уроки, как управлять низкими процентными ставками.
Повышение процентной ставки Банка Японии в марте 2024 года было небольшим по размеру (от -0,1% до диапазона 0-0,1%), но большим по символике, как первое за 17 лет. «Потерянные десятилетия» дефляции, низкие темпы роста и нулевые/отрицательные процентные ставки в Японии вызвали длительную проблему «отрицательного спреда» для ее компаний по страхованию жизни, когда гарантии на продукты, проданные в периоды более высокой доходности, впоследствии превышали доходы от инвестиций. Сейчас, в то время как страховщики Японии надеются на рост сбережений жизни и аннуитетных продуктов, предлагающих вкладчикам более высокие доходы, китайские страховщики переживают сопоставимое падение доходности инвестиций.
Страховщики жизни в Китае сообщили о доходности инвестиций в 2,16% в 1 квартале 2024 года, что более чем на 300 б.п. ниже по сравнению с 2020 годом, и это связано с устойчивым падением доходности государственных облигаций и ограниченностью рынка более доходных активов для инвестирования. Мы оцениваем чистую прибыль сектора жизни Китая, которая сократилась почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2023 году, главным образом из-за снижения доходности инвестиций. Компании по страхованию жизни Китая могут следовать некоторым стратегиям Японии в управлении ситуацией с низкими процентными ставками.
Рисунок 1. Распределение активов японских компаний по страхованию жизни
Чтобы повысить среднюю доходность инвестиций, японские страховщики жизни переориентировали свой портфель активов в сторону иностранных ценных бумаг (см. Рисунок 1). Обесценивание иены, особенно по отношению к доллару США, также превратилось в возможность роста для продуктов, номингированных в иностранной валюте. Однако китайские страховщики жизни имеют более ограниченные зарубежные инвестиционные каналы и выбор портфеля, что может оказать дальнейшее давление на доходность инвестиций.
Более применимым уроком для Китая могло бы стать то, что страховщики Японии также изменили свою продуктовую линейку в сторону полисов защитного типа, таких как традиционное страхование жизни и медицинское страхование или страхование на случай длительного ухода, чтобы лучше удовлетворять потребности стареющего населения. Они обычно предлагают более высокую прибыль, чем полисы сберегательного типа, а в Японии этот сдвиг был поддержан дерегулированием. По оценкам, накопительные полисы составляли 86% полисов, действовавших в Японии в 1970 году, и только 8% к 2010 году.
Рисунок 2. Индексы цен на акции сектора страхования жизни FTSE, декабрь 2019 г. = 100
Тщательное управление риском смертности и заболеваемости может стать ключевым моментом для китайских страховщиков в обеспечении буфера прибыльности, компенсирующего сужение процентной маржи. В Японии снижение смертности (увеличение продолжительности жизни) помогло смягчить проблему антиселекции при продажах. Короче говоря, страховщики жизни ожидали более высокого уровня смертности, чем фактический, поэтому выплаты оказались ниже, чем ожидалось. А по мере наступления срока погашения контрактов с высокой гарантированной доходностью процентная маржа страховщиков жизни продолжала улучшаться, чему способствовало сочетание высокодоходных иностранных активов, впечатляющего увеличения продолжительности жизни и общего сокращения затрат: операционные расходы японской индустрии страхования жизни упали почти в 20 раз с 1992 по 2002 год. По оценкам Банка Японии, чистая процентная маржа крупнейших страховщиков стала положительной к 2013 году, поэтому высокие ставки по полису не были необходимым условием.
На макроэкономическом уровне мы не видим, чтобы Китай «становился японцем». Мы ожидаем стабилизации роста ВВП, а не стагнации и дефляции в японском стиле. Есть некоторые схожие причины между сегодняшним Китаем и Японией 1990-х годов, такие как чрезмерное расширение рынка недвижимости и банковского кредитования, основанное на постоянно растущих ценах на недвижимость. Некоторые из проблем Китая еще более актуальны: его население уже сокращается, в то время как население Японии начало сокращаться только в 2009 году, когда она уже была богата в расчете на душу населения.
Однако Китай является развивающимся рынком, находящимся на более ранней стадии экономического развития, чем Япония в 1980-х годах, поэтому у него есть источники роста, способные компенсировать застой в секторе недвижимости (например, «зеленые» технологии, цифровая экономика). Потенциальные темпы роста ВВП Китая снизились после пандемии, но должны оставаться намного выше, чем в Японии в потерянные десятилетия. Проникновение страхования жизни в стране сегодня намного ниже, чем в Японии 1980-х годов. Более уверенный рост новых премий (предлагающих более низкие гарантии) по-прежнему может способствовать росту выручки страховщиков.
Наконец, урок, который учитывают обе страны, заключается в необходимости расставить приоритеты в реформах. Правительство Японии подталкивает компании к совершенствованию корпоративного управления. Фондовые инвесторы приветствовали это, как видно из опережающих показателей Nikkei225 в прошлом году: базовый фондовый индекс Японии вернулся к пику 1989 года в начале 2024 года. Для Китая продолжение финансовых реформ также может улучшить производительность и распределение капитала.
Основные выводы авторов:
Поскольку японские страховщики жизни, наконец, видят более высокие процентные ставки, сектор жизни Китая сталкивается с той же проблемой «отрицательного спреда», что и Япония.
Страховщики жизни в Китае сообщили о доходности инвестиций в 2,16% в первом квартале 2024 года, что более чем на 300 базисных пунктов ниже, чем в 2020 году.
Переход японских страховщиков на иностранные ценные бумаги не является приемлемым вариантом для китайских страховщиков.
Переход к защитным продуктам при одновременном стремлении снизить риск смертности и заболеваемости может дать китайским страховщикам буфер прибыльности в условиях низкой доходности.
Тем не менее, рост ВВП Китая должен оставаться намного выше, чем в Японии в течение потерянных десятилетий.
Авторы: Джон Чжу, главный экономист Азиатско-Тихоокеанского региона и Ясинь Чен, экономист, Swiss Re Institute
Перевод с англ. подготовлен порталом Allinsurance.kz