Brexit может однажды дать Европейскому Союзу возможность бросить вызов господству лондонского Сити как глобального финансового центра. Однако сейчас ЕС не в состоянии воспользоваться этим преимуществом, считает агентство Bloomberg.
По мере того, как переговоры о будущих отношениях Великобритании с профсоюзом доходят до предела, - опять же, - роль Лондона как основного поставщика финансовых услуг блока находится под пристальным вниманием. К концу этого года ЕС должен решить, предоставить ли компаниям, зарегистрированным в Великобритании, неограниченный доступ к своему рынку, или установить барьеры, которые потребуют от них переноса операций на континент.
На карту поставлены предприятия, в том числе торговля акциями, управление инвестиционными фондами, а также клиринг и расчеты, что предполагает отслеживание того, кто и кому должен на валютном и производном рынках. Некоторые крупные компании, в том числе JPMorgan Chase & Co., уже меняют активы и персонал.
Безусловно, есть потенциальные преимущества. Развитие финансовых центров на континенте могло бы дать ЕС преимущества, не считая рабочих мест и доходов, которые союз надеется получить. Во-первых, это может снизить системный риск. Сосредоточение такого большого количества финансовых операций в Великобритании усиливает влияние политических и экономических событий в одной стране - как красноречиво продемонстрировал сам процесс Brexit.
Постепенный сдвиг не обязательно должен быть полностью негативным даже для Великобритании, которая сталкивается с проблемой размещения негабаритного банковского сектора с активами, более чем в четыре раза превышающими годовой объем производства страны. Перенос части этой деятельности в другие места - например, в Париж, Франкфурт и Амстердам - снизил бы напряжение.
Тем не менее, понижение статуса Лондона также снизит эффективность и преимущества наличия всего в одном месте. И эти преимущества огромны. Один пример: возможность клиринга и расчетов по различным видам деривативов, включая валютные, процентные и кредитные, через одного центрального контрагента позволяет финансовым учреждениям высвободить миллиарды евро в качестве обеспечения путем взаимозачета позиций и рисков. В более широком смысле, концентрация большого количества финансовых специалистов в одном городе увеличивает поток специалистов и знаний, повышая производительность и рост.
Правильный баланс с точки зрения ЕС спорен и со временем изменится. На данный момент, однако, необходимо подчеркнуть одну фактор: чтобы воспроизвести преимущества Лондона, Европа должна быть настоящим экономическим союзом с полностью интегрированными и хорошо контролируемыми банками и рынками капитала. Но этого там нет.
Даже до того, как разразилась глобальная пандемия, европейские банки были плохо капитализированы и испытывали бремя проблемных кредитов на сумму более 500 миллиардов евро. Лидеры Европы далеки от создания механизмов разделения рисков, таких как взаимное страхование вкладов, необходимых для обеспечения жизнеспособности валютного союза. Работа по созданию союза рынков капитала, который гармонизирует правила банкротства, бухгалтерского учета и другие правила для облегчения трансграничных инвестиций, еще не завершена.
В некоторых отношениях ЕС на самом деле менее финансово интегрирован, чем был раньше. Несмотря на общую валюту, Франция, Германия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды, которые все стремятся стать финансовыми центрами, менее тесно связаны, чем десять лет назад, судя по данным о трансграничном кредитовании в зоне евро.
В долгосрочной перспективе, если Европе удастся устранить свои недостатки, финансовый бизнес, скорее всего, переместится из Лондона без дальнейшего стимулирования. Но навязывание этого решения ухудшит положение всех. В настоящее время переговорщики ЕС должны найти способ сохранить финансовые связи континента с Великобританией.
Это означает, среди прочего, среднесрочную гарантию того, что британские фирмы смогут свободно предлагать свои услуги по всей Европе, при условии, что британские правила не отклоняются слишком далеко от правил ЕС (версия того, что официальные лица называют эквивалентностью ). Достичь такого понимания будет непросто, и беспорядочные маневры правительства премьер-министра Бориса Джонсона, безусловно, не помогают. Но в общих интересах преобладание прагматизма и взаимной выгоды.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz