Когда один канал для отмывания денег закрыт, всегда может открыться другой. Скандал, который разразился после раскрытия схемы отмывания незаконных доходов криминального бизнеса через скандинавский банк с участием его филиала, поверг в шок финансовых регуляторов. Но полученный при расследовании опыт заставил обратить внимание и на другие области финансовых услуг, которые ранее выглядели «безопасно».
Новые риски в старой системе
В Дании, которая является юрисдикцией Danske Bank A / S, власти сейчас более внимательно изучают компании, предоставляющие платежные услуги. Беспокойство вызывает то, что цепочка процессов, стоящих за каждым платежом, становится настолько сложной, что у преступников есть возможность скрыть свои незаконные транзакции.
Министр бизнеса Дании Расмус Ярлов заявляет, что цель мониторинга состоит в том, чтобы «все время быть впереди преступников», потому что преступники «пытаются использовать любые лазейки и любые слабости в финансовой системе».
Решение сосредоточиться на поставщиках платежных услуг выглядит вполне логичным, поскольку темпы роста отрасли удивляют многих. В понедельник рынки «всколыхнулись» на фоне новостей о гигантском слиянии, как сообщает агентство Bloomberg. Компания Fidelity National Information Services Inc. согласилась объединиться с Worldpay Inc., сумма сделки примерно составляет $43 млрд, включая долги, что стало крупнейшей сделкой в этом секторе.
Крайний срок в сентябре
Европейские банки озабочены предстоящими изменениями, поскольку в сентябре наступает срок предоставления провайдерам платежных услуг доступа к счетам клиентов. Идея состоит в том, чтобы позволить таким сторонним фирмам совершать сделки от имени клиентов, если клиенты дают свое согласие. Такие услуги в последнее время становятся очень популярными у клиентов, учитывая упрощенную процедуру переводов через высоко технологичных операторов платежей.
В идеале такие поставщики услуг должны составить конкуренцию на рынке платежей, на котором доминируют банки. Но банки в Северном регионе Европы, многие из которых подверглись обвинениям в отмывании денег, которые сейчас расследуются, протестуют. Они утверждают, что развитие системы переводов в таком русле ограничивает для них видимость того, что «течет» через их системы.
Ярлов являясь членом правительства, которое до сих пор не может понять, как получилось, что главный банк его страны был в центре одного из крупнейших в мире скандалов по отмыванию денег. Руководство банка Danske признало, что большая часть из 230 миллиардов долларов, которые прошли через крошечный филиал в Эстонии до 2015 года, вероятно, были незаконными. И это заявления банк сделал на фоне обвинений в том, что банк стал европейским мостом для преступников из России, чтобы переправить свои деньги на Запад.
Скандал вокруг Danske, который расследуется Министерством юстиции США, в частности, привел Данию в состояние шока. Ярлов, будучи министром, отвечающим за финансовое регулирование на внутреннем рынке в Дании, теперь старается изо всех сил продвинуть некоторые из самых жестких правил борьбы с отмыванием денег в Европе. В том числе он намерен повысить максимальные штрафы в восемь раз до $4,5 млрд и ужесточить процедуру уголовной ответственности руководителей банков, вплоть до тюремного заключения.
«Финансовая система настолько сложна и существует очень много способов использовать ее в противозаконной деятельности, чего мы даже не подозревали», - сказал Ярлов в интервью в Копенгагене в этом месяце.
Традиционные каналы всем известны
Джули Галбо, руководитель отдела управления рисками в Nordea Bank Abp, говорит, что она видела доказательства того, что в некоторых случаях деньги, проходящие через платежных провайдеров, перечисляются, например, из России в «экзотические» места, которые известны своей невысокой ответственностью в отношении налоговой дисциплины в ЕС (Кипр, Мальта), а также отдельные острова в Карибском бассейне».
Платежи могут проходить через нескольких поставщиков услуг, но информация «принадлежит» поставщику платежных услуг, поэтому банки не могут видеть всю картину целиком, сказала Гальбо. Как и банки, поставщики платежных услуг должны проверять клиентов, но они не передают свою информацию банкам, сказала она.
Безопасность становится все более серьезной проблемой на фоне усилий по созданию крупных трансграничных систем для мгновенной обработки платежей. Банки северной Европы работают над созданием региональной сети, в то время как Европейский центральный банк запустил аналогичную систему расчетов в ноябре.
Сэмюэль Хаскинс, эксперт по финансовым услугам в PA Consulting, отмечает, что в настоящее время отдельные банковские организации обрабатывают меньше транзакций по мере развития индустрии платежей. По его словам, банкам становится сложнее отслеживать подозрительное поведение в рамках платежных транзакций.
«В рамках санкций мы можем блокировать подозрительные транзакции, если конкретно можем доказать, что участники транзакции являются нарушителями из санкционного списка, но это только список санкций», - сказала Гальбо. «И такая деятельность банка не является эффективной, поскольку мы можем видеть только часть платежных цепочек».
«Я вижу следующую проблему», - сказала она. «Есть определенно супер-хорошие поставщики платежных услуг. Но есть и плохие, и я обеспокоена тем, что эти плохие поставщики имеют иную структуру вознаграждения, чем банки».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz