Онлайн страхование в Казахстане

Воскресенье, 22 сентября 2019
Menu

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

ocenka dtpВ аварию рано или поздно может попасть любой, даже самый опытный водитель. Как говорится, не въедешь ты, так въедут в тебя, таковы, к сожалению, реалии. Kolesa.kz пообщались с независимым консультантом по страховым случаям и подробно рассказывают, как не попасть впросак при получении выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности.

 

Не первый день автомобилисты сталкиваются с одной из проблем после ДТП — занижением суммы ущерба. Некоторые страховые компании грешат этим, т. к. весной 2016 года оценку последствий аварии законодательно передали им. Раньше подсчётом ущерба занимались частные оценщики и нередко (случайно или нет) завышали суммы, что, само собой, было невыгодно страховщикам. Теперь ситуация повторяется, но с точностью до наоборот. Результат — страхового омбудсмена заваливают заявлениями, причём в отношении самых разных, в том числе известных и, казалось бы, проверенных компаний, об увеличении страховых выплат.

Немногим улучшилась ситуация и после 1 января 2019 года с принятием поправок в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». Бумажные страховые полисы отменили, ряд статей подкорректировали, но… при оценке ущерба страховщики всё так же занижают цены на запчасти, нормативы оплаты ремонтных работ, стоимость расходных материалов, а некоторые повреждения «не замечают». Несведущие люди, получив подобный расчёт на руки, теряются, не осмеливаются спорить и, естественно, проигрывают по деньгам. Мало того, автовладельцев даже пытаются припугнуть. В среде водителей бытует ошибочное мнение — мол, берите, сколько дают, а то и этого не получите!

Существует версия, что у страховщиков, не имеющих собственных андеррайтеров (оценщиков) и сотрудничающих с частными оценочными компаниями, есть негласная договорённость занижать суммы ущерба. Так это или нет, судить не берёмся. Тем не менее повальное недовольство клиентов заставляет задуматься.

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

Как получить причитающееся?

В случае несогласия с суммой, которую вам насчитали, отстаивать свои права. Обращаться к независимым оценщикам, юристам, специализирующимся по делам о страховке, к страховому омбудсмену (с ним всё намного проще — не надо писать сложных исковых заявлений, заручившись помощью специализированных юристов, и т. д.) и, наконец, уже в качестве крайней меры доказывать свою правоту в суде.

Кроме того, нечистые на руку страховые компании специально создают искусственные препоны для автовладельцев, претендующих на выплаты. Всё делается для того, чтобы человек махнул рукой и бросил затею требовать деньги по страховке. Вот примеры, которые свидетельствуют об этом, и ответы на вопрос, как получить причитающееся.

1. Искусственно затягивается время на определение размера ущерба.

Рассмотрим вариант: в законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что размер ущерба определяется на основании заявления о проведении оценки (п. 3 ст. 22), но автовладельцу же могут сказать, что заявление примут только после того, как постановление суда о признании гражданина виновником ДТП вступит в законную силу. Как показывает практика, на это обычно уходит около месяца (десять дней документы находятся у дознавателей УАП, передача дела в суд, назначение времени заседания — ещё не менее чем 14 дней плюс 10 дней на обжалование), а если в результате ДТП наступили какие-то серьёзные последствия, дело может затянуться на долгие месяцы. Если учесть, что страховщикам на определение суммы ущерба даётся десять рабочих дней, а на выплату ещё 15 ожидание получения страховки становится пусть не бесконечным, но более чем значительным.

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?Совсем не редкость, когда расчёт выплаты может растянуться на долгое время из-за несогласия владельца с оценкой

Как с этим бороться?

В законе ни слова не говорится о том, что заявление на проведение оценки подаётся после того, как постановление вступило в законную силу. А значит, заявление можно писать сразу же после аварии и оно должно быть принято страховщиком. Ссылайтесь на закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и требуйте, чтобы страховщики начинали работать — определять размер ущерба.

Другой случай: заявление об оценке написано, но страховщики не торопятся посылать своего эксперта или же вовсе заявляют, что у них якобы нет специалиста (заболел, уволился — вариантов множество). В 2018 году из закона убрали возможность сразу же после ДТП воспользоваться услугами независимого эксперта для оценки размера вреда, причинённого имуществу. Проводить оценку самостоятельно можно, только если страховая компания в течение десяти рабочих дней сумму ущерба не подсчитала.

Как быть в этом случае?

После ДТП вызвать полицию, аварийного комиссара, написать заявление о наступлении страхового случая, не позднее двух часов провериться на алкоголь или наркотики, сдать все документы в страховую компанию и ждать десять рабочих дней приезда оценщика, которому нужно обеспечить доступ к повреждённому имуществу. До получения результатов оценки машину не ремонтировать! (Возможно, сумма вас не устроит, и вы будете её обжаловать.) Оценщик из страховой компании не приехал — обращайтесь к специалистам-частникам. Результаты независимой экспертизы страховщики обязаны принять и оплатить услуги ваших помощников.

2. Некоторые страховые компании не выдают на руки копию отчёта об оценке. А он может понадобиться, к примеру, если страховка не покрывает весь причинённый ущерб, и истребовать с виновника ДТП недостающую сумму нужно через суд в гражданском порядке.

По обновлённому закону потерпевший имеет право только ознакомиться с отчётом по оценке. А все возникающие вопросы решать через страхового омбудсмена либо в суде. Получение копий отчёта в нём не прописано. В текущей версии закона страховщик обязан при получении от страхователя (потерпевшего, выгодоприобретателя) заявления рассмотреть его требования и предоставить письменный ответ с указанием дальнейшего порядка урегулирования спора в течение пяти рабочих дней. Невольно напрашиваются вопросы к разработчикам закона: а что мешает выдать копию оценки в момент ознакомления? Почему это не прописано? Тем не менее подобная норма существует, и о ней следует помнить.

Как действовать?

В случае необходимости придётся требовать от страховой компании нужный вам документ, например копию оценки, в письменном виде. На заявлении (и его копии для себя) обязательно поставить номер входящего письма. Если в течение пяти дней не получили ответа, можно жаловаться в управление защиты прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК или страховому омбудсмену.

3. Пытаются заставить пострадавшего предоставить документы виновника ДТП, иначе отказываются принимать заявление о страховом случае (редко, но бывает).

Как и в случае, описанном в пункте № 2, единственный выход — жаловаться омбудсмену или писать заявление в управление защиты прав потребителей финансовых услуг на нарушение страховой компанией закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

Итого

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: страховщики понимают, что их действия идут вразрез с законодательством, но частенько намеренно вводят граждан в заблуждение, надеясь на безграмотность. По словам независимых юристов, имеется немало случаев, когда клиенты страховых компаний, следуя указаниям и рекомендациям страховщиков, оказывались в проигрыше, а то и вовсе ни с чем. Доверия населения к страхованию в целом это явно не прибавляет.

И ещё несколько важных деталей по автострахованию

1. Ремонтировать попавший в аварию автомобиль самостоятельно, не дожидаясь страховых выплат, можно. Но только после того, как страховая компания оценит ущерб и ознакомит вас с оценкой, которая вас устроит.

2. Пострадавшая сторона не понижает свой класс страхования, и с ней не аннулируется договор страхования после ДТП.

3. В законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что в случае отсутствия потерпевших, которым причинён вред жизни, здоровью, «участники транспортного происшествия по взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося и размере причинённого вреда имуществу, предполагаемый размер которого не должен превышать 50 МРП, вправе самостоятельно составить схему происшествия и, подписав её, прибыть на ближайший пост или в подразделение органов внутренних дел для его оформления». То есть если нет пострадавших и ущерб незначительный (царапины на бамперах), оставлять место аварии можно. И в выплате страховки вам не имеют права отказать.

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

4. И напоследок: по закону сегодня предельный объём ответственности страховщика по одному страховому случаю составляет:

- за вред, причинённый жизни или здоровью каждого потерпевшего и повлёкший гибель, — 2 000 МРП. За инвалидность I группы — 1 600 МРП, II группы — 1 200 МРП, III группы — 500 МРП; ребёнок-инвалид — 1 000 МРП. Если пострадавший получил увечье, травму без установления инвалидности, — в размере фактических расходов на лечение, но не более 300 МРП.

- за вред, причинённый имуществу одного потерпевшего, — в размере причинённого вреда, но не более 600 МРП (1 515 000 тенге).

- за вред, причинённый одновременно имуществу двух и более потерпевших, — в размере причинённого вреда, но не более 600 МРП каждому потерпевшему. При этом общий размер страховых выплат всем потерпевшим не может превышать 2 000 МРП. В случае превышения размера вреда над предельным объёмом ответственности страховщика страховая выплата каждому потерпевшему осуществляется соразмерно степени вреда, причинённого его имуществу.

Если был причинён ущерб больший, чем позволяет покрыть страховка, истребовать разницу можно только с виновника в гражданском порядке, в суде.

(1 МРП в 2019 году равен 2 525 тенге).

 

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Журналист разбирался, зачем ему ОСМС в 2020 году

20-09-2019 Просмотров:63

 Журналист разбирался, зачем ему ОСМС в 2020 году

Началась кампания по прикреплению к поликлиникам, чтобы выбрали учреждение по своему желанию....

Предложенные IASB изменения в МСФО 17 будут иметь относительно существенные…

20-09-2019 Просмотров:76

Предложенные IASB изменения в МСФО 17 будут иметь относительно существенные последствия: AM Best

Заинтересованные стороны должны до 25 сентября ответить на предварительный проект поправок к...

Таиланд: автострахование терпит убытки в течение 5 лет подряд

20-09-2019 Просмотров:78

Таиланд: автострахование терпит убытки в течение 5 лет подряд

Сегмент страхования автомобилей фиксирует убытки в течение пяти лет подряд, сообщает Тайсая...

Зачем платить за медицинское страхование в РК

20-09-2019 Просмотров:87

 Зачем платить за медицинское страхование в РК

Казахстанский Фонд медицинского страхования даёт развёрнутый ответ на этот вопрос, передает МИА...

Гонконг: управление посредниками является 6-й назначенной контрольной функцией для страховщиков

20-09-2019 Просмотров:76

Гонконг: управление посредниками является 6-й назначенной контрольной функцией для страховщиков

Новый установленный законом режим лицензирования и контроля поведения страховых посредников, который вступает...

Глобальное потепление: города-источник проблемы и ключ к ее решению

20-09-2019 Просмотров:72

Глобальное потепление: города-источник проблемы и ключ к ее решению

Города во всем мире являются основными источниками загрязнения воздуха и эмиссий парниковых...

Япония: страховщики впервые за 6 лет увеличат страховые взносы по…

20-09-2019 Просмотров:77

Япония: страховщики впервые за 6 лет увеличат страховые взносы по НС

Четыре крупных японских компаний общего страхования впервые за шесть последних лет будут...

Willis Research Network предлагает решение для смягчения естественных опасностей воздушного…

20-09-2019 Просмотров:82

Willis Research Network предлагает решение для смягчения естественных опасностей воздушного движения

Исследовательская сеть Willis Research Network (WRN), подразделение Willis Towers Watson, сотрудничает с...

Ценообразование и модернизация среди главных проблем для CRO Ллойда:…

20-09-2019 Просмотров:96

Ценообразование и модернизация среди главных проблем для  CRO Ллойда: опрос LMA

Исследование рынка, проведенное Ассоциацией рынка Ллойда совместно с PwC, определило ценообразование, снижение...

Страховой консорциум CCS ожидает убытков в размере 203 млн евро…

20-09-2019 Просмотров:105

Страховой консорциум CCS ожидает убытков в размере 203 млн евро от наводнений в Испании

Consorcio de Compensación de Seguros (Консорциум страховых компенсаций, или CCS) ожидает потери...

За 8 месяцев 2019 года объемы премий страхового рынка Казахстана…

20-09-2019 Просмотров:113

За 8 месяцев 2019 года объемы премий страхового рынка Казахстана выросли на 30%

По состоянию на 1 сентября 2019 года 26 страховых компаний собрали 342,6...

Тайфун Факсай обойдется японским страховщикам Sompo и MS & AD…

20-09-2019 Просмотров:58

Тайфун Факсай обойдется японским страховщикам Sompo и MS & AD не менее, чем в $2 млрд

Тайфун Факсай, обрушившийся на Японию 9 сентября, обойдется японским страховщикам MS &...

Vouch Insurance объявляет о запуске, при поддержке емкости Munich Re

20-09-2019 Просмотров:63

Vouch Insurance объявляет о запуске, при поддержке емкости Munich Re

Страховая компания Vouch, новая страховая компания, ориентированная на технологические стартапы на ранних...

PG & E соглашается на $ 11 миллиардов для урегулирования…

20-09-2019 Просмотров:57

PG & E соглашается на $ 11 миллиардов для урегулирования претензий, связанных с лесными пожарами

Компания согласилась на выплаты в размере 11 миллиардов долларов США для урегулирования...

Отчет Allianz о глобальном благосостоянии 2019: код красный

20-09-2019 Просмотров:137

Отчет Allianz о глобальном благосостоянии 2019: код красный

В 2018 году мировое благосостояние стало жертвой политической неопределенности и риторики между...

Адвокаты погибших в авиакатастрофе 737 MAX Эфиопских авиалиний подают судебные…

20-09-2019 Просмотров:69

Адвокаты погибших в авиакатастрофе 737 MAX Эфиопских авиалиний подают судебные иски

Ситуация со злополучным 737 MAX Boeing, эксплуатация которого по всему миру была...

Почти 20% российских страховщиков «не дотягивают» до требований ЦБ по…

20-09-2019 Просмотров:61

Почти 20% российских страховщиков «не дотягивают» до требований ЦБ по уставному капиталу

Российским страховщикам к началу 2020 г. потребуется 2,3 млрд руб., чтобы привести...

Треть Бермуд осталась без света перед лицом урагана "Умберто

19-09-2019 Просмотров:58

Треть Бермуд осталась без света перед лицом урагана "Умберто

Более 22 тысяч пользователей остались без электричества на Бермудских островах, на которые...

Медстрахование: население будет болеть, а клиники богатеть — эксперт

19-09-2019 Просмотров:102

 Медстрахование: население будет болеть, а клиники богатеть — эксперт

С внедрением ОСМС клиники будут ориентироваться не на излечение пациента, а на...

Marsh запускает аналитическую платформу для улучшения результатов претензий

19-09-2019 Просмотров:89

Marsh запускает аналитическую платформу для улучшения результатов претензий

Глобальный брокер по перестрахованию и страхованию Marsh объявил о запуске Blue [i]...

Линии перестрахования «отстают» от текущего ценового цикла: JMP Securities

19-09-2019 Просмотров:87

Линии перестрахования «отстают» от текущего ценового цикла: JMP Securities

Аналитики JMP Securities подчеркнули отставание перестраховочных линий от текущего первичного цикла и...

Изменение климата: какие меры примут в Германии?

19-09-2019 Просмотров:66

Изменение климата: какие меры примут в Германии?

Билеты на самолет станут дороже, на поезд - дешевле… Покупателям электрокаров будут...

Arch и Marsh совместно работают над решением по страхованию цифровых…

19-09-2019 Просмотров:83

Arch и Marsh совместно работают над решением по страхованию цифровых активов

Arch Insurance UK, подразделение Arch Insurance International, сотрудничает с глобальным брокером по...

Повышение цен не дотянет до жесткого рынка: Canaccord Genuity

19-09-2019 Просмотров:78

Повышение цен не дотянет до жесткого рынка: Canaccord Genuity

Хотя отрасль, похоже, уверена в том, что ставки будут продолжать расти в...