21
Вт, янв

Автоюристы: фантазия страховщиков или главные убийцы рынка ОСАГО?

Страховщики называют «черных автоюристов» главной причиной кризиса в ОСАГО. МВД утверждает, что масштаб бедствия сильно преувеличен. Банки.ру попросил страховщиков мотивированно пояснить, в чем они видят проблему.

МВД считает странно 

На днях страховое сообщество буквально взорвала публикация фрагментов доклада МВД, в котором силовики обвинили автостраховщиков в мифологизации «автоюризма». В подготовленном к закрытому совещанию докладе Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ (ГУЭБиПК МВД РФ), в частности, говорится, что ущерб от уголовных дел составляет лишь 1% от всех выплат по ОСАГО. В докладе речь идет о 2 600 заявлениях по фактам мошенничества за 2016 год.

«Обвинение страховщиков в кратном — чуть не на два порядка — завышении масштабов ущерба от «автоюризма» выглядит непонятно, — отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский. — Приведенная МВД статистика не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу: речь идет об уголовных преступлениях (в том числе совершаемых сотрудниками страховых компаний), а «автоюризм» проходит очень тонкой гранью, оставляющей его в рамках правового поля; именно этим он опасен, и именно поэтому с ним так сложно бороться».

Страховой бизнес, конечно же, не является «образцовой» отраслью; здесь по-прежнему много проблем, которые нужно решать и отраслевому сообществу, и регулятору, подчеркивает Тарнавский и призывает «придерживаться объективности и не сползать в популизм», давая оценки тем или иным явлениям в страховой деятельности.

В МВД посчитали ущерб от деятельности мошенников, взяв количество заявлений, которые подали страховщики, и умножив на максимальную страховую сумму, что, по мнению Российского союза автостраховщиков (РСА), некорректно. РСА подает одно заявление по одному случаю, так как видит, что работает преступная группа (иски или списания по суду в пользу одного и того же человека), поясняют в союзе автостраховщиков. В одном таком заявлении может фигурировать 1 600 договоров на сумму 270 млн рублей. Поэтому как минимум странно умножать одно заявление на максимальную страховую сумму по одному договору.

В 2017 году страховщики усилили борьбу со страховым мошенничеством и направили более 8,1 тыс. заявлений по выявленным фактам, по ним возбуждено 1 565 уголовных дел, отказано в возбуждении в 2 956 случаях, по остальным решение еще не принято, сообщили Банки.ру в РСА.

Структура выплаченных страховщиками сумм недвусмысленно говорит о наличии настойчивой и «плодотворной» работы организованных сообществ «юристов», направленной на личное обогащение, что называется, «на ровном месте». Объем нестраховых выплат уже больше, чем собственно страховых. За девять месяцев 2017 года (это пока самая свежая статистика) страховые выплаты по судам превысили 12,4 млрд рублей, а размер накладных расходов, спровоцированных автоюристами, составил 13,4 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году (до распространения закона «О защите прав потребителей» на страховые правоотношения с июня 2012 года) нестраховые выплаты не превышали 10% от всего объема.

В целом по всем страховым компаниям 58% от всей суммы непрофильных выплат дают десять регионов из 86. По сравнению с данными за девять месяцев 2016 года размер накладных расходов по отношению к сумме основного требования вырос во многих регионах в разы. Например, в Чукотском автономном округе — на 169%, а в Магаданской области — на 143%. В Российском союзе страховщиков подсчитали, что потери страхового сообщества от деятельности автоюристов составили в 2017 году более 25 млрд рублей.

Интересно, что даже сами автомобилисты стали осознавать, чем для них оборачивается деятельность черных автоюристов. Согласно опросу «Ромира», проведенному в ноябре прошлого года, 51% респондентов считают, что автоюристы наживаются на чужих проблемах, 27% винят их в создании проблем рынку и другим автовладельцам. 43% участников опроса полагают, что из-за мошенников страдают дисциплинированные водители, 48% видят необходимость ужесточать ответственность за мошенничество.

Неравномерное распределение доли судебных выплат по регионам, по словам участников рынка, — явное свидетельство того, какое влияние оказывает «автоюризм» на эти выплаты. В регионах, где автоюристы работают наиболее активно, доля судебных выплат гораздо выше, чем в тех субъектах Российской Федерации, где такое явление отсутствует или выражено не явно. Примечательно, что по мере усиления борьбы с мошенничеством криминальные автоюристы стали мигрировать из одних регионов в другие. Если в одном субъекте Российской Федерации начинается активная борьба с мошенниками, они переезжают в другой регион и налаживают бизнес там, свидетельствует судебная практика многих страховых компаний.

Время закручивать гайки?

Судьба ОСАГО как свободного рынка напрямую зависит от того, удастся ли страховщикам побороть набирающее обороты мошенничество и восстановить репутацию в глазах клиентов. Для победы в этой войне нужны союзники — правоохранительные органы, которые пока не везде полноценно противодействуют мошенникам.

Банки.ру спросил у ведущих страховщиков ОСАГО, чем им мешают автоюристы и насколько в действительности серьезна проблема.

«Мошенничество в основном носит скрытый характер»

Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков:

— Проблема «автоюризма» в ОСАГО существовала всегда. Правда, до 2012 года она не стояла так остро, так как большого бизнеса на этом сделать было невозможно. Доля выплат по суду составляла до 15%. Однако в 2012 году на этот вид страхования распространилось действие закона о защите прав потребителей в части штрафов, неустоек и пеней. Эта ситуация дала простор для злоупотребления правом людям, которые могут пользоваться лазейками в законодательстве. Получилось, что стоимость услуги по ОСАГО (в настоящее время около 6 тысяч рублей по России), средняя выплата в ОСАГО и размеры штрафов в десятки и сотни тысяч рублей стали совершенно несоразмерны. Это и привело к массовым судебным искам к страховщикам.

Например, сейчас страховщик в срок (по закону 20 дней) выплатил сумму в 50 тысяч рублей. Автоюрист после этого перекупает у страхователя право требования к страховщику (заключает договор цессии), делает досудебную претензию, заявляя, что страхователь не согласен с такой выплатой. Автоюрист находит способ увеличения убытка за счет подделанных повреждений и просит 70 тысяч рублей.

Страховщик доплачивает 20 тысяч рублей, однако автоюрист уже подает документы в суд, так как якобы нарушены сроки полной выплаты в размере 70 тысяч рублей. И далее взыскивает со страховщика штрафы, пени, стоимость своих услуг, экспертизы, моральный вред. Из этих денег потребитель уже не получает ничего. При этом жалобы в РСА на нарушение сроков или уклонения от выплат исчисляются единицами.

Мошенничество в основном носит скрытый характер. Страховщики зачастую видят признаки мошенничества, однако несовершенство законодательства не позволяет доказать его, и компаниям приходится платить, иначе будут нарушены сроки.

«Автоюризм» стал массовым явлением»

Татьяна Комарова, начальник управления претензионно-исковой работы компании «Ингосстрах»:

— Деятельность автоюристов оказывает большое негативное влияние на работу СПАО «Ингосстрах». Например, в 2017 году на территории Камчатского края было заявлено более 670 исков, из них свыше 400 — автоюристами, это более 60% от общего количества дел. При этом сумма требований превышает 50% общей суммы, заявленной в данном регионе. В большинстве случаев требования удовлетворялись — было взыскано около 40 миллионов рублей, более 70% от всех заявленных сумм.

Данная статистика показывает, что «автоюризм» стал массовым явлением, цель которого — нажиться на потерпевших путем заключения договора цессии за небольшую сумму и в дальнейшем взыскать со страховщика денежные средства в размере, в несколько раз превышающем компенсацию потерпевшим. При этом до потерпевших взысканные деньги не доходят, а полностью оседают на счетах автоюристов.

Для искусственного провоцирования исков и увеличения сумм автоюристы, как правило, обращаются с претензией без предоставления банковских реквизитов либо без полного комплекта документов, что не позволяет страховщику исполнить обязательства в установленный срок. Указанный факт является причиной обращения в суд с требованиями о взыскании дополнительных (помимо страхового возмещения) денежных средств: расходов на проведение экспертизы, требований о взыскании неустойки и финансовой санкции, а также штрафа.

Кроме того, для взыскания штрафных санкций автоюристы часто намеренно не осуществляют государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Один из таких случаев послужил причиной возбуждения уголовного дела по обращению СПАО «Ингосстрах» в УМВД России в отношении автоюриста с Камчатки, заключившего в 2016 году более 20 договоров цессии на сумму более 2,8 миллиона рублей.

Касательно того, что ущерб от уголовных дел составляет лишь 1% от всех выплат по ОСАГО, полагаю, что данная статистика не отражает реальную ситуацию по ущербу, ежегодно причиняемому страховщикам и потерпевшим. Ведь правоохранительные органы возбуждают уголовные дела не во всех случаях обращения страховщиков с подобными заявлениями.

«Человек получал с нас пени 196 раз на общую сумму более 4 миллионов рублей!»

Игорь Иванов, заместитель генерального директора СПАО «РЕСО-Гарантия»:

— Тезис об отсутствии признаков мошенничества в деятельности так называемых автоюристов, а значит, их безобидности выглядит довольно странно. Страховые компании пытаются обратить внимание на колоссальные масштабы злоупотребления правом со стороны автоюристов, которое разрушает рынок ОСАГО и подчас принимает криминальный характер.

Нет языка честнее языка цифр. Абсолютно все выплаты в «РЕСО-Гарантии» централизованы (то есть проходят через центральный офис компании, где анализируются все входящие из филиалов документы и принимаются решения об урегулировании страхового случая). Поэтому мы легко можем проследить тенденции развития выплат по автострахованию в разных регионах страны.

Если согласиться, что мошенников среди автоюристов и автовладельцев нет, то как объяснить поразительные расхождения в указанных ниже показателях?

1. Доля претензий, заявленных по почте в Москве — огромном мегаполисе с интенсивной жизнью и вечно занятым населением, — всего 1%, зато в Волгограде — 69% (!), в Краснодаре — 22%, в Ростове-на-Дону — 21%. Между тем обращение по почте — стандартная схема, когда недобросовестный заявитель делает все, чтобы исключить для страховщика возможность проверить, было ли указанное ДТП и был ли в нем причинен заявленный ущерб. В частности, в таком случае можно «не успеть» представить автомобиль на осмотр.

2. Если исключить эти три региона, то в целом по компании доля претензий, заявляемых цессионарием (то есть человеком, который выкупил у реального потерпевшего права на получение возмещения по ДТП), составляет 3%. При этом в Волгограде аналогичный показатель — 18%, в Краснодаре и Ростове — 10%. Кто эти люди? Автоюристы, кровно заинтересованные в подаче исков против страховых компаний.

Средний размер выплаты, взысканной с «РЕСО-Гарантии» по решению суда, в Москве составляет 38 тысяч рублей. В Волгограде и Краснодаре аналогичный показатель — 80 тысяч рублей. Если мошенников нет, а действуем мы одинаково «алчно» везде, то почему в дорогой и богатой Москве этот показатель ниже в два раза?

3. Страховые компании обязаны подавать в налоговую инспекцию данные о доходах, полученных гражданами от страховщиков в качестве пеней и штрафов по ОСАГО. Среди «клиентов» «РЕСО-Гарантии» более 200 человек, получавших такие доходы в течение 2017 года более пяти раз! Это совершенно точно не могут быть обычные потерпевшие, поскольку частотность по ОСАГО порядка 6%. Есть и «рекордсмен» — человек с конкретным номером паспорта получал с «РЕСО-Гарантии» пени 196 раз на общую сумму более 4 миллионов рублей!

4. Средний размер выплаты, взысканной с «РЕСО-Гарантии» по решению суда, в Москве составляет 38 тысяч рублей. В Волгограде и Краснодаре аналогичный показатель — 80 тысяч рублей. Если мошенников нет, а действуем мы одинаково «алчно» везде, то почему в дорогой и богатой Москве этот показатель ниже в два раза? Очевидно, что в определенных регионах сложилась система по «накручиванию» судебных выплат.

5. Доля случаев досудебных обращений клиентов в Москве составляет 6%, в Волгограде таких «потерпевших» 58%, в Краснодаре — 53%, в Ростове — 34%. Подчеркиваю, у нас единый подход к урегулированию: поскольку выплаты централизованы, всё считают в одном месте одни и те же специалисты. А расхождение — на порядок. Это говорит о массовом злоупотреблении правом специально обученных людей, умеющих трактовать законодательство в свою пользу.

По мнению юристов «РЕСО-Гарантии», проблему автоюристов надо рассматривать не только с точки зрения мошенничества, но и в плоскости злоупотребления правом. Речь идет о подмене возмещения ущерба получением прибыли путем посреднической деятельности и заключения договоров цессии. Цифры, которые приведены выше, наглядно показывают, что эта проблема касается конкретных территорий.

То, что проблема автоюристов не миф, доказывает и практика арбитражных судов, которые в отличие от судов общей юрисдикции больше склонны видеть в действиях юридических посредников именно извлечение прибыли и злоупотребление правом с их стороны.

«Выявлено не менее 3 тысяч эпизодов мошеннических действий»

Андрей Бирюков, руководитель департамента по связям с общественностью ПАО «СК «Росгосстрах»:

— Мошенничество в страховании, в том числе деятельность «юридических посредников» и так называемых автоюристов, уже давно стало серьезной проблемой для отечественного рынка ОСАГО. Наша компания столкнулась с ним одной из первых. Именно поэтому в 2017 году «Росгосстрах» объявил тотальную войну мошенникам всех мастей, которую продолжает и в 2018-м.

В 2017 году ПАО «СК «Росгосстрах» направило в правоохранительные органы 3 215 заявлений о преступлениях с признаками мошеннических действий в сфере страхования. Общее количество возбужденных уголовных дел, предусмотренных в том числе статьями 159.5 (мошенничество в сфере страхования), 327 (подделка документов) УК РФ, составило 1 155. Число выявленных мошеннических действий и направленных по ним заявлений является заниженным ввиду высокой латентности данного вида преступлений и подлежит корректировке в большую сторону. За счет решительной борьбы с криминалом разных мастей компании «Росгосстрах» в 2017 году удалось сохранить более 700 миллионов рублей.

Например, в Волгоградской области правоохранительными органами при участии сотрудников службы безопасности ПАО «СК «Росгосстрах» в 2017 году пресечена беспрецедентная по своим масштабам деятельность преступного сообщества, возглавляемого бывшими представителями органов государственной власти и автоюристами. Следственным управлением СК РФ по Волгоградской области и УМВД РФ по Волгоградской области возбуждено два уголовных дела по статье 210 УК РФ. Выявлено не менее 3 тысяч эпизодов мошеннических действий. По предварительным расчетам, причиненный ущерб составил порядка 300 миллионов рублей.

В Московской области пресечена незаконная деятельность межрегиональной организованной группы, также с участием автоюристов. С января 2017 года группа занималась незаконным получением страховых выплат по договорам ОСАГО путем оформления фиктивных ДТП. В полицию уже переданы данные о 101 эпизоде преступной деятельности, еще 1 100 эпизодов находятся в стадии предварительной проверки. Общая сумма установленного ущерба составила 23 миллиона рублей. В результате проведенных мероприятий задержаны 25 участников группы. СЧ ГСУ ГУ МВД России по Московской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159.5 УК РФ.

«Отдельные страховщики сами спровоцировали автоюристов»

Виктор Алексеев, заместитель генерального директора СК «МАКС»:

— Я бы отделил «мух от котлет». Количество и суммы выплат по ОСАГО по уголовным делам не имеют прямого отношения к такому явлению, как «автоюризм». Заявления о возбуждении уголовных дел в подавляющем большинстве случаев подаются страховщиками в отношении фактов фальсификации либо самого факта ДТП, либо обстоятельств наступления страхового события. И лишь незначительный процент заявлений в правоохранительные органы связан с фальсификацией автоюристами договоров цессии и доверенностей о праве выступать в интересах граждан.

Большинство постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела сводятся к двум вариантам: «Не удалось опросить» и «За отсутствием состава преступления».

С чем можно согласиться в докладе МВД РФ, так это с тем, что отдельные страховщики в своем стремлении удержать финансовые показатели в норме за счет снижения размера выплат сами спровоцировали «автоюризм» как явление. А также с тем, что «автоюризм» без участия сотрудников страховщиков не получил бы такого развития. Вторым важным толчком к появлению черных юристов стало решение пленума Верховного суда РФ о применении закона о защите прав потребителей к урегулированию событий по ОСАГО. Воспользоваться шансом применения штрафных санкций в размере 50% от размера выплаты не захотел только ленивый.

Только в «МАКС» в 2016 году сумма накладных расходов (услуги юриста, штрафы, неустойки, оплата экспертизы), взысканных в суде, составила более 800 миллионов рублей. В 2017 году ценой неимоверных усилий нам удалось ее сократить более чем в два раза. Чтобы перевести урегулирование в судебную стадию, данная публика не гнушается ничем. Это и направление убытков по почте с завышенной стоимостью ремонта, и уклонение от предоставления ТС на осмотр, и подделка договоров цессии, и «карманные» судебные эксперты, и возврат к убыткам от 2014 года.

Например, только сегодня мы получили от изобретательного «представителя» по 90 судебным искам в Чебоксарах не более чем 100 рублей каждый, иск о взыскании сумм, рассчитанных как индексация к ранее произведенным выплатам. На что расчет, спросите вы? Расчет на оплату услуг представителя. Кроме того, идет вал исков по взысканию неустоек по ранее взысканным судебным порядком доплат.

Причем опытный автоюрист специально выжидает два года и только потом подает иск в суд на доплату. Логика проста: если суд признает необходимость дополнительной выплаты, тут же следует иск на получение неустойки. А здесь уже простая арифметика — 1% в день от даты законной выплаты. При 720 днях на доплате в среднем 20 тысяч рублей неустойка составит 144 тысячи рублей.

Игнорирование данной проблемы чревато социальными проблемами в ряде «токсичных» регионов, ведь за сверхдоходы автоюристов и мошенников будут расплачиваться честные граждане либо через повышенный региональный коэффициент к базовому тарифу, либо через повышенный тариф, когда его сделают свободным.

Ни МВД РФ, ни прокуратура не нашли (а может, и не искали) действенных методов борьбы с мошенничеством, включая «автоюризм». Случаи, когда молодой следователь — девушка из Амурской области опросила 300 страхователей и доказала, что, выкупая у них убытки, автоюрист вводил их в заблуждение, умышленно занижая цену цессии, пока единичны. Но страховщики снимают перед ней шляпу. Большинство постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела сводятся к двум вариантам: «Не удалось опросить» и «За отсутствием состава преступления».

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru