Одним из инструментов, который может эффективно и на рыночных условиях поддержать развитие сельскохозяйственного производства в Казахстане, может стать новая система страхования в агропромышленном секторе. Эта тема на протяжении последних трёх лет обсуждается в рабочей группе, созданной при Министерстве сельского хозяйства.
В апреле в рамках Х Международной конференции «Страхование в Центральной Азии» представители Министерства сельского хозяйства, международные эксперты и представители страхового сообщества предложили международный опыт организации системы агрострахования и в обсуждении в формате «Круглого стола» обозначили основные направления реконструкции действующей системы страхования растениеводства в Казахстане.
Дискуссия в формате «Круглого стола»
Международный опыт агрострахования. Обсуждение Концепции развития страхования в растениеводстве в Республике Казахстан.
Ведущая - Марина Алексеевна ШИПОВАЛОВА, генеральный директор ТОО "InterConsult Info", Казахстан Участники:
Юрий Семёнович ВОЛОВИК, советник Президента Национального союза агростраховщиков, Россия
Эрик Габдрахимович ДЖУМАГАЗИЕВ, председатель правления АО «Зерновая страховая компа ния», Казахстан
Сергей Петрович ЛАВРЕНТЬЕВ, заместитель председателя правления, АО «СК «Виктория», Казахстан
Марианна ЛЕМИК-САРАМАНДИК, глава направления разработки страховых продуктов и менед жер программ в Сербии и Македонии, компания «Europa Reinsurance Facility Ltd.», Швейцария
Иван Валентинович МИХАЙЛОВ, представитель компании «Reunion AG» в Казахстане, Швейцария
Ханс ФАЙЕН, глава Центра страховых продуктов в агростраховании, Европа и Ближний Восток, компания «Swiss Reinsurance Company Ltd.», Швейцария
Азамат Караманович ХАМИЕВ, заместитель директора Департамента инвестиционной политики и финансовых инструментов Министерства сельского хозяйства, Казахстан
Несмотря на то, что с момента обсуждения уже прошло больше полугода, никаких конкретных шагов предпринято не было.Заявленная в рамках конференции концепция модернизации действующей системы обязательного страхования в растениеводстве претерпевает изменение, и в немалой степени, благодаря профессиональному мнению, которое высказывается профессиональными участниками и экспертами страхового рынка. Только в 2017 году будет объявлено о новом направлении развития агрострахования. Но аргументы, высказанные участниками обсуждения в рамках конференции, могут послужить хорошей основой для того, чтобы выбор был сделан правильно.
Специальная секция «Эффективное агрострахование» в рамках Х Международной конференции «Страхование в Центральной Азии», Республика Казахстан, Алматы, 12-13 апреля 2016 года
Шиповалова: Мы знаем, что страхование в растениеводстве действует в Казахстане на протяжении 8 лет, и за весь этот период от компаний, которые первоначально получили лицензию, 4 компании эту лицензию сдали. На сегодняшний день у нас всего два оператора, которые фактически осуществляют страхование по этому классу, и убыточность тут достаточно высока. В критический год по убыточности - 2010 год она составляла более 140 %. Именно после этого года страховые компании начали отказываться от лицензий. Хотелось бы услышать сейчас мнение, насколько предлагаемая схема устраивает страховой бизнес, насколько она устраивает регулятора финансового рынка, потому что это тоже немаловажно. Сейчас, если страховые компании будут вновь получать лицензию и заходить в этот класс страхования, для них условия работы в этом классе должны быть понятны, прозрачны, ну и, соответственно, комфортны. Страховщик не может априори осуществлять убыточное страхование, он должен получать хотя бы какую-то прибыль. Ежегодная убыточность выше 100 % заставила 4 страховщиков из этого класса выйти. Итак, начнёт обсуждение Иван Михайлов.
Михайлов:
- Добрый день, уважаемые коллеги! У меня вопрос, скорее всего, к Министерству сельского хозяйства в части катастрофической компенсации. Насколько я понял,Фонд,который будет создаваться, будет аккумулировать средства на случай катастрофы, то есть если что-то произойдёт и компания понесёт экстра-убытки. Но ведь процесс накопления - длительный, а катастрофа может произойти завтра. В случае наступления катастрофы может же не хватить средств Фонда, мы не успеем просто накопить эти суммы. Что будет происходить в данном случае? Привлекаться заёмные средства? Если так, кто будет осуществлять возврат этих займов? Будут ли увеличиваться взносы страховщиков или это будет компенсироваться из бюджета? Та сумма, которая идёт со стороны бюджета, она тоже будет накапливаться каким-то образом? Или она будет тратиться на схемы прямого гарантирования? Каково ваше мнение на этот счёт?
Хамиев:
- Давайте я сразу отвечу на этот вопрос. Да, действительно проблема такая существует. Надо понимать, что на момент создания Фонда планируется его определённая капитализация. В дальнейшем, как Вы сказали, в случае масштабной катастрофы средств может не хватить. В таком случае будут использованы накопительные фонды, если этого не хватает - заёмные средства. В дальнейшем из бюджетных процедур мы этот Фонд будем восстанавливать. Таково видение на настоящий момент.
Лаврентьев:
- Существующая в Казахстане система, возможно, неплохая для страховщиков, потому что страховщики при выплате имеют большую сумму денег, чем при формировании резерва. Но с точки зрения государства данная система совершенно не стимулирует развитие сельского хозяйства. И поэтому необходим переход на новую систему. Мне кажется, эта система при всём том, что страховщику вначале не всё будет казаться гладко, более прогрессивна с точки зрения государственности сельского хозяйства. Считаю, что с помощью «Europa Reinsurance Facility Ltd.», Всемирного банка следует усиленно её внедрять.
Шиповалова: Хорошо, спасибо! Сейчас у меня будет вопрос к Хансу.
Ханс, Вы сейчас услышали опыт наших российских коллег, опыт «Europa Reinsurance Facility Ltd.» в Юго-Восточной Европе и слышали, что планируется внедрить в Казахстане. Хотелось бы узнать Ваше мнение, насколько то, что планируется, отвечает мировым стандартам? Поскольку «Swiss Re» уже проводило определённые исследования состояния агросектора в Казахстане и его возможностей в части страховых продуктов, что Вы думаете по поводу этой модели? Насколько она, по Вашему экспертному мнению, даст положительные результаты?
Файен:
- Спасибо, это достаточно сложный вопрос. Оглядываясь и анализируя имеющуюся систему, нам всегда казалось, что она несколько неясная, нечётко определённая и фермеры не совсем понимают, какие условия они должны выполнить для того, чтобы получить страховые выплаты в случае наступления страховых событий. И будут ли они полностью покрывать убытки фермеров? Таким образом, страховые схемы, конечно же, не полностью покрывают потребности фермеров. Если говорить о планируемых изменениях, на мой взгляд, не совсем понятно, кто будет продвигать эту новую систему. Страховые компании будут определять страховые выплаты, или же фонд, или же Правительство? Кто возглавит эту работу, возьмёт на себя лидирующую роль? Для меня это открытый вопрос.
И конечно же, остаётся вопрос, который Вы подняли: Фонд в начале своего функционирования будет иметь лишь небольшие средства, и в случае, если он столкнётся с необходимостью покрывать большие убытки, будут ли фермеры получать урегулирование убытков в полном объёме? Если говорить открыто, для меня также не совсем ясно, есть ли потенциал для хорошей эффективной работы.
Шиповалова: Ханс, ещё хотела у Вас спросить, насколько эффективной Вы оцениваете компенсацию прямых затрат, фактически произведённых при посеве сельскохозяйственных культур? Исходя из Вашего опыта, насколько данный продукт действительно закрывает финансовые риски и потребности фермеров? Либо всё-таки необходимо рассмотреть вопросы, связанные с компенсацией убыточности до какой-то средней урожайности? «Swiss Re» во многих странах участвует в программах страхования и перестрахования, проводит исследования. На этом основании, пожалуйста, обозначьте наиболее востребованные продукты и ориентировочный уровень страхового возмещения.
Файен:
- Это, конечно же, зависит от уровня развития сельскохозяйт- свенного сектора в той или иной стране, от того, что происходит на уровне страхования в целом. Полагаю, что в Казахстане один из вопросов заключается в том, что водные и кредитные ресурсы, которые получают фермеры, недостаточны. Это означает, что введение страховой системы, особенно вначале, должно фокусироваться на покрытии производственных затрат, а не на покрытии всего урожая. Просто нужно убедиться в том, что фермеры в случае засухи получат достаточно средств для того, чтобы покрыть свои затраты и начать сезон следующего года.
Шиповалова: Вы в своей презентации говорили, что, по вашему экспертному мнению, для Казахстана будет более полезно и экономически обоснованно использовать индексные продукты на основе погодных условий. На чём основана данная рекомендация?
Файен:
- Нами были проведены исследования, где мы сопоставили метеорологические данные с урожайностью, а также уровнем осадков. Данные исследования показали высокую корреляцию между отсутствием дождя и отсутствием урожая. Из этого становится очевидным, что такие погодные страховые полисы будут иметь очень маленькие базовые риски и могут стать хорошими страховыми продуктами для фермеров. И в дополнение, принимая во внимание тот факт, что мы считаем, что плотность метеостанций в регионах Казахстана достаточна, а также учитывая топографию страны по крайней мере в тех регионах, где выращивается пшеница, мы считаем, что такой тип индексного страхового полиса, основанного на погодных условиях, будет хорошим стартовым продуктом на вашем рынке.
Шиповалова: Спасибо! Я хотела бы задать следующий вопрос Юрию Семёновичу. Вот сейчас расходы, которые фермеры осуществляют на производство, они получают в качестве страхового возмещения, что составляет незначительную часть от стоимости готовой продукции. В Российской Федерации уровень страхового покрытия привязан к средней урожайности. Каким образом он определяется и что является базовым подходом при этих расчётах?
Воловик:
- Спасибо за вопрос. Прежде всего мы страхуем исходя из достигнутого среднего уровня урожайности за 5 лет, то есть это фактические цифры, по которым уже видно, какого уровня может достигнуть фермер в текущем году, и ту часть, за которую отвечает страховщик. У нас затраты в этой сумме составляют порядка 40 % на сегодняшний день . Дополнительно отмечу, что нашими правилами предусмотрено, что в случае пересевов озимых культур мы возмещаем затраты на пересев. Установлен норматив, и мы их возмещаем, потому что страховщик понимает, что в этой ситуации снижается риск выплат, поскольку пересев даёт возможность получить дополнительный урожай.
Шиповалова: По сути дела то, что Вы говорите, это в определённом смысле превентивные мероприятия, которые позволяют страховщику снизить убыточность. Понятно, что прямой интерес у страховых компаний есть. Однако вопрос о том, какое покрытие должно быть у фермера? Этот вопрос отдаётся на откуп самому сельскохозяйственному товаропроизводителю либо страховщик определяет некий лимит? По какому принципу происходит определение лимита страхового покрытия? Поскольку в Казахстане планируется принимать закон с определёнными лимитами, которые будут регулироваться государством, очень интересно, какие подходы используют наши российские коллеги.
Воловик:
- Безусловно фермер ли или агрохолдинг решили страховаться, они предлагают свои условия страхования, свой уровень покрытия. При этом размер покрытия зависит от их возможности оплатить страховую премию. Поэтому, с одной стороны, поступает их предложение, а с другой стороны, мы с помощью космического мониторинга оцениваем реальные возможности. Потому что у нас были случаи, когда предлагают застраховать урожай 50 центнеров с гектара, когда они больше 20 и не получали. Поскольку страхование является добровольным, мы обсуждаем это с ними и приходим к приемлемой величине.
Шиповалова: Относительно российского опыта страхования в растениеводстве хотела бы задать вопрос - насколько велика доля мошенничества со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей? Исследовали ли вы данный вопрос?
Воловик:
- Да, этот вопрос мы исследовали, и это достаточно серьёзный вопросдля нас. Добровольное страхование в растениеводстве развивается у нас с 1991 года, и если первые 15 лет вопрос страхового мошенничества не был актуальным, то последние 5 лет это очень острый вопрос, который стоит перед всеми страховщиками. Мошенничество заключается в предложении на наше рассмотрение данных (документов, справок гидрометцентра), не совсем отвечающих реальности. Массовый масштаб приобретает деятельность юридических фирм, которые, используя недочёты действующего законодательства, обманывают фермеров и наживаются за счёт страховых компаний. В случае судебных разбирательств при урегулировании убыток зашкаливает и страховые компании просто покидают рынок, поскольку не хватает возможностей для установления объективных причин убытков и есть ли объективные причины для выплат.
Шиповалова: Таким образом, вы естественным путём селекции добиваетесь выбытия из игры тех страхователей, которые фактически мошенничают и недобросовестно работают?
Воловик:
- Совершенно верно. Дополнительно отмечу, что с этого года НСА предложил включать известных на рынке мошенников в соответствующий список для того, чтобы страховщики в работе с ним уделяли им должное внимание и рассматривали их как объект повышенного риска. И соответственно это должно находить своё отражение в андеррайтинге тарифов и в целом на возможности их страхования.
Михайлов:
- Здесь в основном мы обсуждаем растениеводство, но у нас есть и животноводство, и аквакультура. То есть те отрасли, которые также получают субсидии из бюджета, но не в части страхования. Животноводство - в части компенсации процента по кредиту, аквакультуры и рыболовство - также получают определённые суммы из бюджета, которые, насколько я знаю, не осваиваются. Я хотел бы спросить мнение участников. Страхо- ваниеживотноводства, которое в Казахстане пока не охвачено, в России, насколько я понял, активно развивается. По Вашему мнению, стоит ли уже сейчас начинать рассматривать покрытия комбинированно с растениеводством для того, чтобы у страховщика был стимул в нескольких видах страхования в агросекторе, то есть за счёт доходов в одном направлении покрывать убытки в другом? Либо, на Ваш взгляд, стоит отработать до автоматизма механизмы страхования растениеводства, а потом уже подключать животноводство и остальные направления в агростраховании?
Шиповалова: Да, я думаю, это темы, которые для Казахстана также актуальны.
По-моему, отточить на каком-то одном продукте, на каком-то одном сегменте сельского хозяйства - это всегда более правильно, чем попытаться сделать везде, не понимая, к какому результату можно прийти. Мне кажется, здесь определяющим мнением будет мнение Министерства сельского хозяйства, потому что все эти вопросы связаны и с субсидированием, и наличием технологий, с текущим состоянием сельского хозяйства.
Хамиев:
- Ранее было сделано правильное замечание о том, что в животноводстве также необходимо внедрение системы страхования. Работа в этом направлении уже ведётся. В текущем году мы также планируем начать работу по разработке Закона о страховании в животноводстве.
Шиповалова: Он также будет в обязательной форме или в добровольной?
Хамиев:
- Пока сказать сложно.
Шиповалова: Ханс, может быть, Вы прокомментируете, целесообразно ли ведение нескольких направлений в сельскохозяйственном страховании?
Файен:
- Я думаю, что у этого вопроса несколько аспектов, андеррайтинг в страховании растениеводства - это не просто. Андеррайтинг в животноводстве, в рыболовстве, в лесоводстве - это ещё сложнее. Потому что в животноводстве очень высокая концентрация стоимости. В силу эпидемии могут быть огромные убытки за очень короткие периоды. Что касается рыболовства, вы вообще не знаете, что там под водой происходит, вы же этого не видите, поэтому судить сложно. А лесоводство, здесь самый важный вопрос - дать правильную оценку, то есть оценить, сколько стоит лес и какова его остаточная стоимость после пожара или ветра. Поэтому считаю, что эти направления бизнеса намного более сложные, нежели страхование в растениеводстве. Наверное,если будут плохие результаты по одному из направлений,теоретически они могут быть нивелированы по остальным. Но думаю, что очень сложно разработать механизмы компенсации между этими различными направлениями страхового бизнеса. Если посмотреть в международном масштабе, можно отметить, что премии и покрытие в животноводстве, рыбоводстве и секторе аквакультур растут, однако в глобальном масштабе растут и убытки. И очень часто это связано с тем фактом, что местные страховые компании, которые выдают эти страховые полисы, не имеют необходимых навыков для того, чтобы прибыльно работать в этом направлении. Поэтому прежде всего необходимо развивать соответствующие навыки по андеррайтингу данных рисков и по оценке потенциальных убытков.
Шиповалова: Прошу также прокомментировать данный вопрос Марианну, поскольку «Европа Ре» уже изучила вопросы, связанные с Казахстаном. Насколько, как Вы считаете, внедрение одновременно нескольких видов страхования, а не только страхования растениеводства, будет экономически обоснованно, целесообразно и применимо в Казахстане?
Лемик-Сарамандик:
- С точки зрения того опыта, который мы получили в рамках внедрения других эффективных схем, как например в Турции, или очень успешной схемы Agroseguro, внедрённой в Испании, только постепенный подход может быть успешным. Оба эти опыта показывают, что каждый из фондов начинал работать с определённым набором сельскохозяйственных культур. Сначала была разработана хорошая основа, качественная процедура андеррайтинга, правила для нескольких немногих культур. Затем было расширено страхование в растениеводстве.
И только потом уже начали внедрять страхование в животноводстве. Вот такой пошаговый подход может быть порекомендован.
Шиповалова: Основываясь на опыте Российской Федерации,что Вы думаете по этому поводу, Юрий Семёнович? Сейчас у Вас это развивается одновременно. Как шёл процесс этой эволюции?
Воловик:
- Прежде всего небольшое замечание: легче всего советовать со стороны и эти советы,наверное, будут самыми дорогими для тех, кто попытается претворить их в жизнь. Поэтому я не берусь оценивать, как будет лучше или как будет хуже. Безусловно в этой области нужно двигаться последовательно, шаг за шагом. На мой взгляд, необходимость развития агрострахования в Казахстане в полной мере понимается и поддерживается руководством страны. Это самое главное, и это уже залог успеха. Вопрос о том, чтобы отбросить одну систему и учредить новую, - неправильный. Безусловно нельзя разрушать то, что создано, а вот идти по тому пути, который Вы избрали, - это совершенствовать.
Что касается страхования животных, безусловно - это совершенно отдельная тема. Однако в России страхование животных при кредитовании давно уже вошло в практику. Банки не берут в залог будущий урожай. Для банков это невыгодно, поскольку на высокорисковые кредиты они должны делать соответствующие резервы в ЦБ. Животных же в качестве обеспечения кредитов берут с удовольствием при условии, что они застрахованы. Этот вид таким образом развивается в условиях добровольного страхования. Что касается государственного участия, здесь вопрос сложный. По нашему опыту, наиболее убыточное это свиноводство из-за африканской чумы свиней. Сейчас это страшная болезнь, которая заставляет уничтожать всё поголовье, как больное, так и находящееся в очаге поражения. Это огромные затраты. Мне приходилось разбираться в таких случаях, когда выплаты могут составлять 200 - 300 миллионов по крупному холдингу только по забою животных больных и подозреваемых.
При этом тут важна ещё законодательная база, в частности законодательство в отношении ветеринарии. У нас в российском законодательстве прописан пункт о том, что отчуждение животных, которых забивают, у хозяйств должно покрываться за счёт бюджета. Страна борется с этой заразой, значит, она заставляет сельхозпроизводителя уничтожить свой скот. Происходит отчуждение. Но здесь также есть лазейки. Бывают случаи, когда у частного сектора, который находится вблизи очага, выплаты за отчуждение делают, а крупным холдингам по разным причинам не делают.
Почему в Казахстане можно этим заниматься, потому что Вы далеки от очагов африканской чумы свиней, но не факт, что эта зараза не придёт к Вам. Наверное, правы те коллеги, которые говорят, что сейчас господдержка не годится, потому что в 2001 г. мы начали страховать животных, а господдержка была введена только с 2013 года. Таким образом, на протяжении 12 лет к этому вопросу не подходили.
Хамиев:
- Юрий Семёнович, вопрос к Вам больше частного или специфичного характера. Вы сказали, Вы страхуете на основании статистики 5 лет, то есть урожайности. Понятно, что у Вас уже наработана база, какие животные страхуются. А как быть с новыми? Какая статистика берётся за основу?
Воловик:
- Да, я понял вопрос, спасибо. Если страхуется новое хозяйство, то мы - это у нас прописано в правилах, они стандартны для всех, - берём среднюю урожайность по региону по этой культуре. Если хозяйство работает не 5 лет, а 2-3 года, то мы берём эти 2-3 года по хозяйству, а остальные нехватаю- щие годы - по району. Если, что, однако, является редким случаем, культура никогда в этом районе не выращивалась, тогда берутся показатели по области.
Шиповалова: У меня вопрос, который никто не хочет задавать, но ответить на него придётся. Это вопрос, который связан с дееспособностью, жизнеспособностью той финансовой модели,которая применяется в рамках данного класса страхования. Насколько эта схема сейчас будет удовлетворять чаяниям страхового рынка?
Эрик Габдрахимович, представитель Зерновой страховой компании, можно Вас попросить дать краткий комментарий по поводу финансовой модели?
Джумагазиев:
- Если смотреть на опыт России, там тоже есть фонд катастроф, в которые перечисляются 5 % от собранных премий. По нашей модели, которая сейчас предлагается, тоже создаётся подобный Фонд. Вопрос только в том, что у нас предусмотрен более значительный процент отчислений от страховых премий. Возникает вопрос о том, как страховщики будут формировать резервы? Даже учитывая то, что фонд будет помогать в определённые тяжёлые годы, остаётся вопрос в том, как страховщики будут формировать резервы.
Шиповалова: По поводу того, как фонд будет работать сам, - это уже понятно. В случае нехватки фактического бюджета фонда на осуществление его деятельности будет производиться докапитали- зация со стороны государства либо фактически она будет осуществляться на заёмные средства.
Джумагазиев:
- Будет ли у фонда возможность отказать страховой компании в получении компенсации? Такая вероятность существует?
Хамиев:
- Если будут исполнены условия по требованиям,конечно, компенсация будет осуществлена. Здесь стоит вопрос в предполагаемых причинах отказа - какие-то условия не выполнены или у фонда нет средств?
Джумагазиев:
- Допустим, у фонда нет денег. У страховой компании образовывается разрыв, как тогда отчитываться перед Национальным Банком? Иными словами, у страховой компании появляется дебиторская задолженность, негативно сказывающаяся на её финансовом состоянии, за что к ней применяются определённые меры со стороны Национального Банка. Тогда как быть?
Хамиев:
- Насколько я понимаю, рассматривается ситуация разрыва до- капитализации, когда необходимо оперативно произвести компенсацию страховой компании.
Мы предполагаем, что для оперативной компенсации тех обязательств, которые на себя взял фонд, он будет привлекать заёмные средства. В дальнейшем мы - со стороны государства в связи с бюджетным процессом капитализация сразу не делается - будем возмещать фонду те заёмные средства, которые он привлёк на рынке, чтобы исполнить свои обязательства перед страховщиками.
Шиповалова: У меня ещё вопрос к страховщикам. Получается, что процент отчислений будет практически 15 % от страховых премий, а формировать резервы страховщики должны будут на 100 % обязательств. Получается так, что в итоге сумму компенсации, которую государство будет предоставлять в рамках фонда, нельзя рассматривать как классический перестраховочный процесс. Иначе фонд должен стать перестраховочной организацией с определёнными рейтинговыми условиями. Как я поняла, в рамках текущей концепции это не предусмотрено. В итоге получится так, что это будет даже не перестрахование, а перечисление средств без фактической передачи риска. Как Вы реагируете на данный процесс? Понятно, что в какой-то период времени вы рассчитываете на оплату ваших катастрофических убытков, однако в целях процессуального надзора у вас возникает некоторый кассовый разрыв.
Джумагазиев:
- Честно говоря, меня это тоже очень сильно беспокоит, полагаю, что данный вопрос будет обсуждаться в рамках рабочей группы.
Хамиев:
- У нас идёт Фонд гарантирования страховых выплат из текущих взносов в пределах 3-5 % и чрезвычайные взносы, которые используются в связи с тяжёлым годом.
Шиповалова: Вы же понимаете, что Фонд гарантирования страховых выплат используется при ликвидации страховой компании, если страховщики из-за ведения данного вида страхования будут ликвидироваться,они в принципе откажутся от его ведения.
Джумагазиев:
- Здесь же получается не совсем Фонд гарантирования страховых выплат, а усечённый его вариант. На мой взгляд, взносы должны делиться на две части: на текущие и чрезвычайные. Текущие предполагаются в рамках нормального года, тогда мы могли бы платить 3 % или 5 %. Когда же мы знаем, что год будет плохой, могли бы платить те же 15 %. Мы хотели бы, чтобы Министерство подумало над этим вопросом, если есть возможности конечно.
Шиповалова: Иными словами, нужно сделать какие-то дополнительные расчёты, чтобы ставки этих взносов были обоснованны и экономически подтверждены расчётами.
Михайлов:
- В дополнение к предыдущему вопросу хотел бы уточнить. Мы берём катастрофу только по этому виду страхования, то есть речь не идёт о банкротстве страховой компании в целом. Таким образом, компания всё равно сможет обеспечить исполнение своих обязательств по данному виду, если есть деньги, но этот вид войдёт в катастрофу. И если именно по этому виду страхования у неё катастрофический убыток, тогда включается гарантия фонда? А если на следующий год этого убытка нет, тогда сформировавшаяся положительная дельта остаётся у страховщика? А на следующий год опять неурожай, который компенсирует фонд. Получается, что если взносы будут едиными каждый год, то у фонда просто не хватит денег. У нас же убыточность циклична: 2 года - нормально, 3-4 - убытки.
Получается, что фонд будет гарантировать только убытки, а что же с положительной маржой? Средства на формирование резерва на следующий год будут оставаться у страховщика. Получается, теми деньгами, которые остались за предыдущие годы, страховая компания компенсирует потери текущего. Получается, фонд помогает страховщикам, он компенсирует убыточные годы, а в доходах неубыточных не участвует.
Хамиев:
- Конечная цель для нас состоит в том, чтобы фонд был самодостаточным, чтобы он сам развивался в дальнейшем, чтобы не требовалась подпитка со стороны государства. Поэтому предлагается не дифференцировать, а расчётным путём с учётом ваших предложений определить определённый процент взноса. Понятно, что удачными годами мы компенсируем годы, в которых имеют место катастрофические явления.
Шиповалова: У меня будет ещё вопрос к Марианне, поскольку «Europa Reinsurance Facility Ltd.» достаточно плотно приступила к исследованию текущей ситуации и рассматривала проект закона и всё, что было связано с финансовой моделью и самим законом. Я хочу спросить, сформировалось ли какое-то понимание, насколько предлагаемая схема отвечает текущим возможностям и требованиям рынка?
Лемик-Сарамандик:
- Могу сказать, что мы уже сделали предварительный анализ всех полученных предложений, и у каждого из них есть как преимущества, так и недостатки. Прежде всего сказала бы, что очень важно попытаться внедрить в новой схеме и чего мы до сих пор там не увидели, - это прозрачность, которая, с одной стороны, будет удовлетворять фермеров, а с другой стороны - страховщиков, которые одновременно предоставят Правительству больше уверенности в том, что оно сможет в случае катастрофических явлений с ними справиться. Что касается схемы страхования, должна сказать, что страховые тарифы, которые основаны на базовых расчётах, являются обязательным условием и с этим условием согласны абсолютно все. Что касается процедур выплат и урегулирования убытков, они так же важны, как и сами тарифы. Что касается всех остальных вопросов, когда мы говорим, например о расчётах реального уровня или фактического уровня, - это всё - технические детали, которые требуют очень внимательного изучения, потому что каждая из них может повлиять на результат. Они могут быть невидимыми, но тем не менее могут повлиять на работу всей системы.
Это очень общие комментарии, потому что я не хотела бы сейчас вдаваться во все детали, но думаю, что эта схема после того, как она будет улучшена, должна принимать во внимание все текущие проблемы. Я пока ещё не уверена, что в текущем предложении на эти недостатки обращено должное внимание.
Что касается финансовых схем, то, с моей точки зрения, не совсем понятно, каким образом она будет поддерживать устойчивость. Что произойдёт, если из 3 лет 2 года будут катастрофическими? Может произойти так, что этот фонд гарантирования обанкротится? Когда мы говорим о сельскохозяйственном страховании, а также возможности его среднесрочного и долгосрочного развития, каждый, кто берёт на себя риски, должен получать достаточно премий для того, чтобы можно было иметь достаточные резервы и иметь возможность урегулирования убытков. Поэтому необходимо предусмотреть какие-то гарантии, например перестраховочное покрытие, в случае, если произойдут серьёзные катастрофы. Это должно быть понятно для всех игроков рынка, для страховщиков, перестраховщиков, для фермеров, для Правительства. Я думаю, это основной принцип и это обязательно должно быть принято во внимание.
Воловик:
- Я хотел на сто процентов поддержать то, что сказала Марианна. Во-первых, самое важное - это андеррайтинг и тарифы. Не совсем понятен юридический статус данной организации. Видится, что она в определённой мере пытается подменить перестрахование. Считаю, что система, в которой кто-то из участвующих будет недоволен и ему будет невыгодно, не будет работать. Если у страховщика забирать большие деньги в определённый фонд, у него возникает недоверие, и он не в состоянии будет сам рассчитываться. Тем более, что это рассчитано только на катастрофы. Система перестрахования, она, в общем-то, объективна и обязательна. То есть заменить инструмент перестрахования чем-то другим, как практика показывает, не даёт положительных результатов. Поэтому надо хорошо продумать, во-первых, о статусе этого фонда, во-вторых, он должен быть открытым и понятным для всех, потому что это - деньги страховщиков.
Что касается субсидирования и государства. В России есть такой опыт, потому что у нас страхование осуществляется с субсидиями и платёж делится на две части: половину должен заплатить сельскохозяйственный товаропроизводитель, вторую половину - бюджет. В законодательстве указано, что вторая часть заполняется по мере заполнения бюджета. Что же происходит в случае, если в бюджете не будет достаточных средств? Очень часто страховщики имеют огромные дебиторские задолженности по платежам, а ответственность несут на 100 %.
Эти самые тонкие вопросы нуждаются в дальнейшей проработке и в понимании существа этого фонда и возможности его замены рыночным перестрахованием.
Шиповалова: Я хочу подвести итог обсуждению, которое связано с компенсационными выплатами и перестрахованием. Существующая на сегодняшний день международная система перестрахования уже отлажена, регламентирована, и все понимают, на каких условиях она работает. То есть всё прозрачно и понятно. Международные перестраховочные рынки капитализированы достаточно для того, чтобы эти расходы нести и компенсировать. То, что касается рисков внутри страны, - это чревато определёнными проблемами с полноценными выплатами и бюджетированием. Пример России об этом и говорит, однако там проблемы несколько другого плана - санк- ционные риски и иные причины, накладывающие объективные ограничения. Это не просто нежелание страховщиков использовать перестрахование, это - фактически отсутствие возможности его использования, - правильно?
Файен:
- Может, очень коротко. «Swiss Re» всегда работал в России в течение уже длительного периода, затем на какое-то время мы решили уйти, потому что считали, что страна развивается в неправильном направлении. Но то, что мы сегодня увидели из сегодняшней презентации, говорит о том, что вы двигаетесь в правильном направлении - мошенничество сокращается, тарифы хорошо рассчитываются. Я бы посоветовал,чтобы коллеги из Казахстана обратили внимание на опыт российских коллег. В частности представляется, что в России уже накоплен богатый опыт в области спутникового мониторинга, и я думаю, что это может быть успешно применимо в обеих странах.
Шиповалова: Спасибо большое! Уверена, сегодняшняя дискуссия была полезна для всех тех, кто работает или планирует работать в Казахстане.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»