30
Пн, дек

Икра слов

Правительство пока не вмешалось в проблемы автострахования

 

 Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ  

Схема страховых выплат в случае дорожно-транспортного происшествия не устраивает страховщиков и автовладельцев. Автосервисы и оценщики ничего против этой схемы не имеют. Тем не менее представители крупнейших автодилеров тоже пришли на «круглый стол», а вот оценщики – нет. Невмоготу своими руками, то бишь словами, уменьшать слой икры на бутерброде?

ДОХОДНАЯ ДОЛЯ

Правда, для участия в дискуссии за «круглым столом» на тему «Взаимодействие участников финансового и автомобильного рынков» пришли представители немногих автодилеров и крупных СТО. Из 80 приглашённых, по моим подсчётам, 8.

Инициаторы «круглого стола» – страховщики и страховой омбудсмен Виталий Верёвкин – организованы и имеют опыт совместного решения проблем. Автодилеров и оценщиков никто не регулирует, это более свободный бизнес. Встреча представителей таких разных бизнесов означала начало торга: как перераспределить денежные потоки. Вопрос тяжёлый – никто нисколько терять не хочет. Но есть стимул: если за регулирование процесса возьмётся правительство, то потеряют все.

Доля новых машин, ремонтируемых на дилерских СТО в Казахстане, составляет, по оценкам участников встречи, около 14%. Остальных 86% автовладельцев этот разговор, скорее всего, не интересует, так как их авто – старше 5–7 лет, и ремонтирует их «дядя Вася». Но этот 14%-й сегмент рынка страхования новых, а значит, более дорогих машин – не маленький. За 8 месяцев 2013 года страховые компании выплатили за 34000 автомобилей 8,6 млрд тенге. К концу года объёмы этого рынка составят около 50000 выплат на 14 млрд тенге. И количество новых машин быстро растёт. За июль-сентябрь рынок продаж официальных дилеров в Казахстане составил 46900 автомобилей, что на 84% выше продаж аналогичного периода 2012 года. Около 20% машин покупается в кредит. Половину машин продают в Алматы.

СТО «ОБУВАЮТ» КЛИЕНТОВ?

Чаще всего схема раскручивается так: после ДТП с участием недавно купленной в автосалоне машины владелец, желающий получить выплату, вызывает представителя страховщика. Факт ущерба подтверждается, и машина направляется в сервисную компанию на ремонт. Станция техобслуживания составляет калькуляцию и выставляет счёт за ремонт. Часто – «накрученный». Оценщик его подтверждает. Страховщик начинает выяснять, откуда такие цены на работы. Время идёт, автовладелец нервничает…

Страховой омбудсмен Верёвкин показал в своей презентации несколько вариантов счетов, вызывающих недоверие. В одном из них на окраску капота Lexus отводилось 12 часов. В другом на то же – 2,3 часа.

«Станции «обувают» клиентов. Окраска бампера стоила 87000 тенге. 70-80% запчастей у дилеров – «копеечные» дубликаты. В России, например, дилерам торговать неоригинальными запчастями не разрешается. Мы не против платить реальные деньги, но мы не сумасшедшие, это – грабёж», – говорили страховщики.

«Для себя мы делим станции на 4 класса: дилерские, независимые крупные СТО, имеющие какое-то помещение, и «дядя Вася», – объясняет представитель компании «Свитязь» Владимир Мошаренко.

Понятно, что качество ремонта от СТО дилерских до «дяди Васи» падает. Цена – тоже. Проблема в том, что дилерские СТО ведут себя неадекватно, выставляя счета за ремонт. Страховщики тоже получают клиентов от «своих» банков. Водители жалуются на то, что получить страховые выплаты сложно, и страховка не всегда покрывает расходы потерпевших.

– Ежедневно мы регистрируем до 2000 жалоб в сегменте автострахования. Проблема в чём? СТО завышают стоимость ремонта, оценщики соглашаются, а страховщики должны исполнять. Надо договариваться, иначе кто-то другой за нас это сделает. Давайте хотя бы составим единый перечень сборки-разборки узлов, ведь у «тойоты» или «нисана» всё это расписано, – предлагает председатель Комитета по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка Гульбану Айманбетова.

СТО Хотят Икры На Хлеб

– Продажа КАСКО растёт по 10–15% в год с 2012-го. Страховщики поставляют нам всё больше клиентов. Мы не заинтересованы в завышенной оценке ремонта. Система оценки Audatex (с внесённой производителями стоимостью всех частей автомобиля. – Авт.) не позволяет нам зарабатывать, она не адаптирована под Казахстан, здесь у неё нет даже офиса, но мы готовы работать с ней. Присутствующие на «круглом столе» ещё два официальных дилера и одна крупная СТО считают Audatex не востребованной в Казахстане,– резюмирует представитель КМК AstanaMotors Денис Расторгуев.

 – Audatex – программа, рассчитанная на ремонт любых современных автомобилей. Там указывается, что алюминевый капот «ситроена» не ремонтируется, только заменяется, – «закатывает губу» ремонтникам начальник кузовного цеха ООО «Ситроен центр на Варшавке» Михаил Гальянов. («У нас всё ремонтируется», – шепчет мой сосед справа)…

– 1 нормо-час малярно-кузовных работ обходится у нас для сторонних клиентов в 1400 российских рублей. Скрытые повреждения уже после калькуляции согласовываем по признаку: попадает под страховой случай или нет? Если возникает спор по стоимости ремонта, то приезжает независимый оценщик и решает. Основные проблемы станций: акты разногласий между страховщиками и СТО, время ремонта, дешёвая страховка, к которой клиент не хочет доплачивать. «Навороты» на машине оговариваются в страховом договоре отдельно или не возвращаются, – описывает ситуацию в России г-н Гальянов.

Итогом встречи участники сочли общее понимание угрозы вмешательства правительства. На следующей встрече вроде планируется подписать меморандум. Договорятся ли?