PC: В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан 12 апреля 2011 года функции и полномочия по регулированию финансового рынка и финансовых организаций переданы в компетенцию Национального Банка Республики Казахстан. Произошла реструктуризация. И о том, как в новых условиях будет осуществляться надзор за субъектами страхового рынка и каковы планы по развитию страховой инфраструктуры, рассказал редакции журнала «KIT» Виталий ТУТУШКИН, директор департамента финансовой стабильности Национального Банка Республики Казахстан.
- Изменятся ли в ближайшее время подходы к надзору и разработке методологической базы для страхового рынка?
- Регулирование, как и прежде, будет направлено на обеспечение стабильности финансовой системы, надёжной защиты прав потребителей финансовых услуг.
В области регулирования страхового сектора концептуальные изменения не планируются. Как известно, подходы к регулированию казахстанского страхового рынка базируются на европейских стандартах. В связи с этим будет осуществляться дальнейшее совершенствование нормативной базы с учётом Директив Европейского Союза в области пруденциального регулирования. В частности, рассматривается возможность применения регулирования, основанного на рисках с учётом положений новой Директивы «Solvency II», которая вступит в силу с 2013 года.
В краткосрочной перспективе в целях повышения финансовой устойчивости местных страховых организаций и ёмкости страхового рынка планируется принять меры по увеличению казахстанского содержания в сделках перестрахования.
- Как известно, в Комитете по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан функции надзора за страховыми организациями осуществляет департамент, который также объединяет накопительные пенсионные фонды, рынок ценных бумаг и другие нефинансовые организации. Если учесть, что роль страхового рынка в экономике и социальной сфере набирает вес, то насколько целесообразно такое объединение? Не будет ли ослаблен надзор?
- Объединение связано с оптимизацией организационной структуры Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан* с учетом упразднения Агентства по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и передачи его функций Национальному Банку. Функции регулирования финансового рынка на сегодняшний день относятся к компетенции Национального Банка. КФН, в свою очередь, осуществляет исключительно надзорные функции.
В связи с этим внутри КФН сформирована новая организационная структура, предусматривающая разделение функции дистанционного надзора от инспектирования. Напомним, что прежняя структура предусматривала отдельные департаменты, каждый из которых курировал определённый сектор финансового рынка и одновременно занимался методологией регулирования, дистанционным надзором и инспектированием.
Таким образом, полагаем, что объединение окажет только положительный эффект на развитие субъектов страхового рынка, пенсионных фондов и участников рынка ценных бумаг, учитывая, что будет применяться единый подход к дистанционному надзору.
Касательно ослабления надзора необходимо отметить, что одной из основных задач государственного регулирования финансового рынка является сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности. Поэтому уровень надзора будет зависеть от уровня развития страхового рынка и связанных с ним системных рисков.
- Раньше основной задачей Агентства финансового надзора была защита прав потребителей страховых услуг и во вторую очередь - развитие страхового рынка. Произошла ли смена приоритетов в новых условиях?
- Защита интересов потребителей финансовых услуг наряду с обеспечением финансовой стабильности и поддержанием добросовестной конкуренции является одной из основных целей государственного регулирования и надзора финансового рынка, которые указаны в Законе Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций». Поэтому деятельность нового регулятора в лице Национального Банка Казахстана также будет направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством.
- Вступление в силу Директивы ЕС «Solvency II» о платёжеспособности страховых и перестраховочных организаций запланировано на 2013 год. По мнению разработчиков, «Solvency II» будет обеспечивать разумное соотношение базисных рисков и капитала. Планирует ли Казахстан осуществить переход на этот стандарт или принять его за основу для разработки локального решения?
- Проект «Solvency II» является обновлённым набором требований к платёжеспособности страховых организаций. Он основывается на концепции экономического капитала, рассчитанного с учётом рисков. Основное преимущество этой модели заключается в том, что размер капитала будет соответствовать размеру и характеру принимаемых рисков и обеспечит стабильное функционирование страховой организации с вероятностью в 99,5 процента.
В настоящее время Национальным Банком разрабатывается план перехода на стандарты «Solvency II», который будет рассмотрен на ближайшем заседании Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка по вопросам страхового сектора.
- Каковы планы Национального Банка по развитию системы гарантирования страховых выплат? Является ли целесообразным присутствие на рынке нескольких фондов гарантирования, которые могут иметь определённую специализацию? Должно ли государство являться акционером подобных фондов?
- Основные аспекты деятельности Фонда гарантирования страховых выплат** являются предметом государственного регулирования и контроля - инвестиционная деятельность, размер ставок, порядок и условия осуществления гарантийных выплат, согласование руководящих работников, представление отчётности. Следовательно, наличие страховых организаций в составе акционеров не может оказывать значительного влияния на его основную деятельность.
ФГСВ является узкоспециализированной организацией, по сути выполняющей роль кредитора последней инстанции при ликвидации страховой организации, и его деятельность не оказывает существенного влияния на операционную деятельность страховых организаций. Соответственно страховые организации не слишком заинтересованы в развитии деятельности Фонда, а в качестве акционера осуществляют лишь контроль расходования средств.
- Рассматривается ли вопрос создания какого-либо механизма, может быть, в виде фонда с участием государства для минимизации финансовых потерь - с учётом мировой тенденции роста убытков от катастрофических явлений и явлений техногенного характера?
- Практика применения механизма обязательного страхования имеет в республике негативный опыт. Существуют неэффективно функционирующие виды обязательного страхования, характеризующиеся завышенными тарифами, отсутствием страховых выплат, негативной репутацией отдельных страховщиков и так далее.
Каждый самостоятельно должен решать, желает ли он покрыть катастрофические риски своей собственности. Также необходимо учитывать наличие у населения свободных денежных средств в текущей социально-экономической ситуации и возможности страховщиков в покрытии данных рисков.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным пока осуществлять данные виды страхования в добровольной форме.
Кроме того, международный опыт показывает наличие обязательного страхования имущества, однако в большинстве случаев оно осуществляется государственными фондами, а страховые компании выполняют роль посредников по маркетингу продуктов.
В целом для решения вопроса об обязательности страхования необходимо определить:
- объект страхования и круг потенциальных страхователей;
- страховой случай, условия и вероятность его наступления (статистику случаев, средний убыток);
- максимальный объём страхового покрытия (страховую сумму) и страховые тарифы (страховые премии).
При отсутствии детализированной статистики текущего состояния недвижимого имущества, моделирования последствий различных убытков и природных явлений, расчёта вероятностных факторов, а также иных способов возмещения убытков сложно обосновать необходимость введения обязательного вида страхования.
- Национальный Банк намерен акционировать процесс создания Единой страховой базы данных*** и иметь контрольный голосующий пакет акций. С чем связано такое решение? Каковы планы Национального Банка в отношении развития ЕСБД?
- Единая страховая базы данных с 1 января 2011 года осуществляет формирование и ведение базы данных по обязательным видам страхования, с 1 января 2012 года планирует - по добровольным видам страхования. ЕСБД создано в форме частного учреждения, участниками которого являются страховые организации.
В целях повышения эффективности и прозрачности деятельности ЕСБД планируется преобразовать ЕСБД в акционерное общество. В соответствии с новой структурой акционерами должны являться страховые (перестраховочные) организации и государство в лице Правительства Республики Казахстан или Национального Банка Республики Казахстан.
При этом доля каждого акционера совместно с его аффилированными лицами не должна превышать 5 процентов от общего количества размещённых акций ЕСБД, за исключением случая, когда акционером является государство в лице Правительства Республики Казахстан или Национального Банка Республики Казахстан, а доля государства в лице Правительства Республики Казахстан или Национального Банка Республики Казахстан должна составлять более 25 процентов от общего количества голосующих акций.
Предполагается, что ЕСБД завершит процедуру по преобразованию в акционерное общество до 1 июля 2012 года.
Источник: Журнал «Рынок страхования» № 7 (82), Июль 2011 г.