Развитие технологий привело к появлению сервисов, направленных на улучшение качества жизни. Одним из направлений является телемедицина, в которой значительное место занимает дистанционное консультирование врачом пациента. В Казахстане телемедицина «врач — пациент» только начинает развиваться. Хотя в соседней России, например, в этом году случился бум телемедицинских проектов и на рынок вышло сразу несколько крупных игроков, в числе которых операторы мобильной связи «МТС» и «Мегафон» и IT-компания «Яндекс».
- Омархан Тасбатырович, в чем интерес страховых компаний к телемедицине?
- Сама по себе телемедицина – отдельная индустрия, которая в Казахстане уже существует и успешно развивается. Есть специальные государственные программы по телемедицине, но речь идет в основном о связи в формате «врач - врач», когда врач и пациент из отдаленных регионов используют интернет или телефонную связь, чтобы получить консультацию специалистов, находящихся в крупном центре.
В чем мы видим потенциал телемедицины? В том, что сейчас есть все предпосылки для того, чтобы этот вид медицинской помощи получил мощный старт. В силу серьезного уровня диджитализации идея телемедицины хорошо ложится на нашу повседневную жизнь. Телемедицина в страховании – это возможность получать дистанционные консультации в течение года, приобретя страховой продукт Любая консультация стоит денег и здесь, через механизм страхования мы сможем управлять высокими расходами, которые будут возникать при обращении к высококвалифицированным врачам. Мы с партнерами как раз обсуждаем ценообразование, чтобы сделать услугу доступной для всего населения, в независимости от возраста и места проживания: большой ли это город или мелкий поселок.
Обуздать издержки
- Сколько приблизительно будет стоить услуга телемедицины?
- 18 тысяч тенге, это годовая стоимость. В месяц выходит 1,5 тысячи тенге, скажите, для вас это много?
- В платных клиниках за прием врач берет от 3,5 тысяч тенге….
- Вот видите, а теперь скажите, каким образом вы можете получить такую стоимость без страхования? Страхование позволяет правильно использовать статистику и получать страховщику определенную прибыль, а клиенту страховой компании – адекватную стоимость и гарантированное оказание услуги.
- Если и дальше говорить об экономике страхования, то каким образом вы будете работать с убыточностью? Почти все страховые организации, продающие добровольное медицинское страхование жалуются на повышенную убыточность, когда потребитель старается выжать максимум из лечебного полиса.
- Разобью вопрос на несколько частей. Это интересный взгляд на менталитет клиента. Мы любим своих клиентов, считаем их добропорядочными и ответственными людьми. Согласен, страхование – продукт, которым можно злоупотреблять, но даже мировая статистика говорит, что мошенников лишь 5-10%. Основная проблема с мошенниками в том, что они увеличивают расходы, которые потом ложатся на страховые премии при обновлении следующих периодов. Получается, что добропорядочные страхователи переплачивают за мошенников. Действительно, убыточность по ДМС растет, но факторы роста здесь иные. Первый – это девальвация национальной валюты. Конечно же, за последние два года стоимость медикаментов и медицинского оборудования выросла, потому что мы их импортируем. Второе – обычные инфляционные процессы в экономике. Подобные драйверы убыточности ДМС применительно к телемедицине отсутствуют. Ведь телемедицина – ни в коем случае не замена очному посещению врача, это первичная максимально быстрая удаленная помощь врача по телефону или через интернет, даже в чем-то психологическая поддержка, когда у ребенка температура 39, он «горит», ты в панике, а карета скорой помощи еще едет. И главное, когда мы рассматриваем экономику по телемедицине, то учитываем прежде всего эффект масштаба: ситуацию, когда за счет тиражирования услуги снижается ее стоимость.
Консерватизм или удобство
- И что можно получить за 18 тысяч?
- Стандартный пакет включает неограниченное количество обращений к дежурным врачам в течение года, а также несколько консультаций узких специалистов. Фактически за 1,5 тысячи тенге в месяц у человека будет возможность получить консультацию высококвалифицированного врача общей практики в формате 24/7. Это так называемое коробочное решение, доступное по цене, географии продаж, простое с точки зрения приобретения и использования и имеющее эффективный механизм оперативного урегулирования убытков.
- Как работает система подключения?
- Сразу после покупки полиса его можно активировать на нашем сайте, после чего по SMS придет логин и пароль для входа на интернет-портал телемедицинских консультаций. Это простая процедура, не требующая особенных знаний. Даже если возникнут вопросы, можно бесплатно позвонить в наш контакт-центр и проконсультироваться, как пройти регистрацию. И сразу же после регистрации вы можете заказать онлайн-консультацию дежурного врача: по нашим стандартам доктор должен ответить в течение 10 минут. Все общение происходит непосредственно на сайте по видеосвязи или в режиме чата, если же у человека нет камеры и микрофона, или он по каким-то причинам не выходит на связь, доктор сам ему перезванивает по обычному телефону. Если же человек хочет получить консультацию узкого специалиста, например, кардиолога или ЛОРа, то на сайте в режиме предварительной записи он может выбрать удобное время в расписании интересующего его врача.
- Насколько это будет интересно людям, учитывая, что медицина — сфера весьма консервативная?
- Если вы недомогаете, у вас есть несколько решений. Вы можете вызвать врача на дом, а можете получить первичную консультацию и при необходимости вызвать врача. Кроме того, можно лично пойти к доктору, а позже связаться с другим врачом подобного профиля, отправить ему анализы, диагноз и получить дополнительную консультацию - второе профессиональное мнение. Конечно, есть много заболеваний, по которым вы не получите полноценной консультации удаленно. С этим я не спорю. Есть много вопросов, по которым вам надо обязательно увидеться с врачом, но еще больше - ситуаций, когда достаточно получить дистанционную консультацию и купить лекарства недалеко от дома или работы.
- Говоря о врачебной помощи, невозможно пройти мимо качества и профессионализма врачей. Как вы подбираете персонал для проекта?
- Во-первых, мы работаем только с лицензированными врачами и клиниками. Наличие в клинике известных врачей, в первую очередь узких специалистов – это также дополнительный аргумент для совместной работы. Плюс в рамках проекта у нас выстроена система мониторинга качества услуг. Полную информацию о квалификации каждого врача наши клиенты видят на сайте, а история обращений за медицинскими консультациями сохраняется. Таким образом мы можем проверить любой негативный отзыв, и если эта информация подтвердится, обратимся к партнерам с просьбой заменить доктора.
- Есть ли целевая группа, которой, безусловно придется по вкусу телемедицина? Например, модно говорить о поколениях Z и Y своеобразных продуктах цифровой эпохи. Учитывали ли вы маркетинговую составляющую?
- Конечно, наша особенная целевая группа – люди от двадцати пяти лет, именно в этом возрасте в среднем становятся родителями. Но в целом, если трактовать целевую аудиторию более широко, то любые работающие мужчины и женщины, имеющие стабильный доход, могут стать нашими клиентами. При этом мы надеемся, что продукт будет интересен также людям, живущим в отдаленных населенных пунктах..
- В Казахстане появились компании, ведущие запись на прием к врачам и зарабатывающие на посредничестве. В чем ваше отличие?
- У нас разный бизнес. Технологичные компании помогают найти правильного врача. Они создают интернет-площадку, на которой публикуют расписание приемов. Это удобно на самом деле. Опция записи на очный прием у нас также присутсвует. Но мы позволяем не только дистанционно записаться к врачу, но и получить консультацию специалиста по интернету и телефону. То есть мы с помощью партнеров оказываем медицинскую услугу и платим за нее.
- Медицину можно отнести к привлекательному бизнесу, что говорить, люди будут болеть всегда. Каков потенциал рынка телемедицины в Казахстане?
- В Казахстане 4,5 миллиона работающих человек, которые потенциально могут покупать телемедицинские продукты. Это и розничные клиенты, целенаправленно покупающие такой продукт, и сотрудники компаний, в полисах ДМС которых можно предусмотреть опцию телемедицины. Кроме того, 18 тысяч тенге стоит индивидуальный полис. Мы работаем над созданием семейного полиса, когда за определенную сумму вся семья получает доступ к консультации.
- Каковы будут преимущества семейного полиса?
- Если семья состоит из четырех человек, тратить 18 тысяч тенге на каждый полис – излишне расточительно. Семейный полис будет стоить дороже, но в пересчете на каждого застрахованного будет дешевле, при том, что опции останутся прежними.
- Если продукт окажется интересным потребителю, можно ли будет обогатить его новыми опциями, и сделать более дорогой индивидуальный продукт?
- Время покажет. Мы постоянно мониторим рынок и смотрим, какие потребности существуют. Если мы увидим, что новые опции помогут сохранить качество жизни наших клиентов, то, разумеется, они появятся.
Источник: "Фонд гарантирования страховых выплат"