27
Сб, июль

Азамат Керимбаев: «плюсы» и «минусы» залогового автокаско в Казахстане

Kerimbayev AzamatАзамат Керимбаев, эксперт с 17-летним опытом работы в страховой отрасли, в своем блоге на Телеграм-канале KerimbayevOnline, рассуждает о насущной теме – залоговое автокаско, которое в последнее время показывает взрывной рост. Вот что пишет автор.

 

«Долгое время я убеждал себя в том, что мы, страховщики, продаем автолюбителям «не очень хороший продукт» (речь пойдет о добровольном страховании залогового автотранспорта). Поэтому всячески пытался, и пытаюсь, улучшить условия и процессы страхования. Однако, попытки улучшить условия и процессы страхования приводят либо к удорожанию страхования, либо к конфликту интересов других заинтересованных сторон (например, банков второго уровня).

Немного информации о залоговом автостраховании

В процессах страхования залогового транспорта определенно есть операционная неэффективность:

1. Страхователь часто не понимает условия страхования, особенно порядок урегулирования страхового случая. Например, если страховая сумма по договору страхования меньше реальной рыночной стоимости объекта страхования (т. е. залогового авто), то страховщик при определении размера страхового возмещения применит пропорцию (если стоимость авто 10 млн тенге, а страхуется только «тело» кредита, 7 млн тенге, то страховщик покроет лишь 70% убытка);

2. Страхователь часто не понимает кто урегулирует страховой случай. Ведь авто покупается в автосалоне, а кредит оформляется у банка-партнера автосалона. То есть при наступлении страхового случая, страхователи чаще обращаются в банк. Соответственно возникает волокита для страхователя при урегулировании убытка;

3. При страховании залогового автотранспорта, между страхователем и страховщиком встаёт банк, который принимает решение – гасить за счет страховой выплаты «тело» кредита или восстанавливать объект страхования.

4. Финансовая грамотность самого страхователя. Чаще заемщик не понимает, как оплачивается страховая премия. Средний срок автокредита составляет 60 месяцев. Колоссальный прирост добровольного автокаско в 2023 году (+89%) обусловлен двумя факторами: 1) БВУ активно выдавали автокредиты; 2) Срок страховой защиты равен сроку кредита, т. е. 60 месяцев. Таким образом, заемщик, при покупке автомобиля в кредит оплачивает страховую премию сразу за 5 лет вперед. Сумма страховой премии получается внушительной, ее включают в сумму кредита. Заемщик, чтобы оплатить страховую премию берет еще кредит и в течение всего срока «основного» кредита (на покупку авто) платит проценты, такие же, как и по автокредиту (20-27% годовых);

5. Отсутствие полной (или нормальной) межотраслевой интеграции. Речь идет о партнерах страховых компаний: поставщики запасных частей для авто, сети сертифицированных СТО по всей стране, обеспечение прозрачности со стороны официальных дилерских центров (по стоимости работ и запасных частей) и т. д. У всех свои интересы и их сложно гармонизировать за раз.

Конечно, степень операционной эффективности у каждого банковского конгломерата (БВУ + Страховщик) разная, но в целом есть что совершенствовать. Однако, операционная неэффективность не главная причина по которой данный страховой продукт лично мне не нравится.

Существует бизнес-модель, в которой работают страховщики. Необходимо признать, что владельцем страхового продукта (страхование залогового автотранспорта) являются БВУ и МФО. Конечно, договор страхования заключается между страховой компанией и заемщиком (страхователем), однако, условия страхования все же определяют кредитные организации. Так как именно кредитные организации решают, где будет застрахован их заемщик.

Здесь возникают АВ (агентские). Банки и МФО имеют две статьи дохода:

1. Процентные доходы. Это проценты по кредитам;
2. Комиссионные доходы. Это все остальные виды доходов, в том числе доходы в виде агентских вознаграждений от страховщиков за заключение договоров страхования с заемщиком.

Остановимся на комиссионных доходах банков. Например, банк с самым крупным портфелем автокредитов, в 2022 году получил от страховщика агентское вознаграждение в размере 57% от всего комиссионного дохода за 2022 год. Это всего один банк. Общее количество крупных банковских конгломератов занимающиеся автокредитованием и автострахованием составляет не менее пяти.

За что страховщики платят БВУ и МФО агентские? За доступ страховщика к клиентской базе банков и МФО. Более того, кредитные организации имеют существенное влияние на автодилеров, ведь 70% продаж авто обеспечиваются за счет автокредитов.

Далее, конкуренция в добровольном страховании привела к очень низким тарифам. Соответственно, при таких низких тарифах (примерно 1% нетто) страховщики ухудшают условия страхования, повышают франшизу, страхуют только тело кредита, а не всю стоимость залогового авто, применяют нормативы, отличающиеся от нормативов официальных дилерских центров при калькуляции восстановительного ремонта авто.

Все это в комплексе представляется страхователю (заемщику) крайне сомнительным финансовым продуктом. Ведь заемщик (страхователь) заплатил достаточно высокую премию за страхование, а получает посредственное (или минимальное) урегулирование страхового случая (в финансовом плане).

Сливки снимают все участники процесса (банки, автодилеры, брокеры и конечно страховщики), но «тумаки» получают только страховщики. Поэтому, данный продукт мне не нравится с имиджевой стороны для страховой отрасли.

Но, не может же быть такого что во всем мире страхование залогового автотранспорта работает именно так, а не нравится продукт только мне (ну или определенной части страховщиков).

Я попытался объяснить самому себе сложившуюся ситуацию и понять почему данный страховой продукт не так уж безнадежен.

И вот какие у меня мысли на этот счет:

Представим себе Человека. Его окружают множество рисков. Каждый риск имеет свою вероятность наступления и тяжесть (финансовые последствия реализации риска). Для простоты примера рассмотрим лишь некоторые из них.

Человек решил купить автомобиль.

1 сценарий – у человека есть деньги на покупку автомобиля.

Если у человека есть деньги, то он владеет риском их потерять. Данным риском можно управлять. Например, положить деньги в банк. Тогда их не украдут (физически). Или положить в сейф. Так или иначе человек тратит некоторое усилие, физическое или финансовое (покупка сейфа), чтобы минимизировать риск потери денег. Это называется управление риском. Страхование – это один из инструментов управления риском.

Таким образом, у человека есть 1 риск – потерять актив.

Когда человек покупает авто, он меняет свои деньги на новый автомобиль, т. е. человек по-прежнему владеет активом, менее ликвидным, но не менее рискованным. Соответственно продолжает владеть риском потери актива, что требует от него управления риском. Пусть он решил купить хорошую программу страхования автомобиля, таким образом, за небольшую плату (страховая премия) человек передает 90-95% своего риска страховщику. 1 риск – 1 договор страхования.

2 сценарий – у человека нет денег на покупку автомобиля.

Если у человека нет денег, то для него риск потери денег отсутствует. Соответственно, нет расходов на управление рисками.

Человек берет кредит в банке. У человека появляются деньги, соответственно появляется риск потери денег. Значит будут расходы на управление риском потери денег.

Помимо риска потери денег, у человека возникает еще один риск – риск невозврата полученного в банке займа. Причина невозврата может быть любой, смерть заемщика, низкая кредитная дисциплина и т.д. Так или иначе теперь наш персонаж владеет 2 рисками.

Далее он меняет деньги на новый автомобиль. Автомобиль нужно застраховать. Так же нужно «застраховать» риски невозврата займа. Данный риск относится и к банку. Но банк свои расходы за управление риском перекладывает на заемщика (нашего персонажа).

Таким образом, у нашего персонажа уже 2 риска и соответственно 2 статьи расходов за управление рисками, или 2 договора страхования.

Проще говоря, если вы покупаете автомобиль в кредит, то вам следует приобрести 2 страховки:

1. Добровольное страхование автомобиля, где 100% выгодоприобретателем выступаете вы сами, и вы сами определяете условия страхования;
2. Добровольное страхование залогового авто, где в части основного долга по кредиту выгодоприобретателем выступает банк. Эти расходы нужно признавать как часть кредитной сделки.

Что же до комиссионных банка по договорам страхования залогового авто, то это абсолютно рыночная история. Держатель условного «маркетплейса» всегда будет преследовать свои финансовые интересы, а платить будут все, кто пользуется площадкой.

Таким образом, я пока успокаиваю себя, как страховщика, продающего продукт страхование залогового авто. Или же 17 лет работы в сфере страхования дают о себе знать.

… часть команды, часть корабля …»

Источник: KerimbayevOnline