25
Чт, апр

Олег Ханин: почему классическое страхование исчезнет через 5 лет

khanin 1Оказывается, всего около 1% казахстанских компаний работают на рынке более 25 лет, а в среднем жизнь организации составляет 5 лет. Один из немногочисленных долгожителей финансового сектора – страховая компания «Коммеск-Өмір», которой в этом году исполняется 30 лет. Forbes.kz побеседовал с председателем правления компании Олегом Ханиным и вместе с ним заглянул в будущее страхового рынка.

Как, по вашему мнению, меняется страховой бизнес?

– Меняется не только страхование, меняется вся наша жизнь. Неизменными остаются только опасности, катастрофы, болезни, которые можно связать единым понятием «риски». Страховщики, как инженеры рисков, готовы профессионально их просчитать, управлять и умело оперировать. Например, оценка риска для медицинского страхования подразумевает сбор и анализ информации о здоровье, образе жизни, наследственности и привычках человека. Похожая ситуация и с андеррайтингом в лайфе (страховании жизни), который включает анализ состояния здоровья для предложения клиенту условий, адекватных принимаемому риску. Оценка степени рисков и выводы складываются на основе нескольких составляющих: медицинского, профессионального, финансового андеррайтинга и андеррайтинга образа жизни.

Сильным толчком для ускорения андеррайтинга и управлениями рисками послужила пандемия. Так, многие зарубежные компании уже продают полисы страхования жизни онлайн на основе биометрии, выписанных рецептов и финансовой истории клиентов. Учитывая возросшее разнообразие источников данных, управление рисками отразится на ценообразовании, которое будет более предпочтительным для клиента. Таким образом, с помощью прогнозного моделирования страхование эволюционирует от своих текущих процессов фиксации и возмещения к прогнозированию и предотвращению рисков.

Расскажите подробнее, как новые технологии могут изменить лицо страхового рынка?

– Несмотря на то, что страхование достаточно консервативный бизнес, у него большой потенциал в плане перевода многих процессов в цифровую среду, и мы сегодня видим, что будущее за InsureTech. Поясню на примерах – важных вещах для любого человека – это здоровье, дом, автомобиль. Для всех этих направлений в ближайшем будущем будут разработаны новые умные страховые продукты. Например, телематика в КАСКО. Ее смысл в мониторинге движения автомобиля для определения стиля вождения автолюбителя и просчетов рисков при возникновении страхового случая, что в итоге позволяет формировать цену полиса. Плюс телематика призвана уменьшить аварийность. Также в мире уже в активной фазе тестирование и запуск беспилотных актомобилей – при их использовании изменятся все страховые продукты по автокаско и страхованию ответственности, что реально поменяет ландшафт страхового рынка, так как надо будет понимать, кого и от чего страховать.

Или Smart Health Insurance подразумевает подключение к инструментам, необходимым для управления своим здоровьем и благополучием. Каким образом? Путем отслеживания данных о состоянии здоровья и образе жизни с фитнес-браслетов, трекеров и других гаджетов. Клиенты, ведущие здоровый образ жизни и без вредных привычек, за страховку заплатят намного меньше.

Умный дом – это уже не фантастика, он разбудит хозяина, приготовит завтрак, сварит кофе и заранее прогреет автомобиль. Масса умных устройств защищает дом, однако, не стоит пренебрегать и страхованием, которое возместит возможные убытки, если в дом проникли воры или когда квартира осталась надолго без присмотра. Цена страхования недвижимости будет зависеть, насколько жилье оснащено специальными защитными устройствами. Так, установка видеонаблюдения, смарт-замков, датчиков движения, пожарной сигнализации, детекторов утечки воды и задымления помещения позволяют рассчитывать на доступную страховку, всестороннюю защиту и не беспокоиться о безопасности своего жилья.

InsureTech можно будет сравнить со страховыми фабриками, когда современные технологии позволяют отслеживать онлайн то, что раньше считалось невозможным, соответственно, будут меняться и страховые продукты, и коммуникации с клиентами.

Получается, страхование в классическом варианте будет постепенно исчезать?

– Не столько исчезать, сколько поменяется его ДНК. И во многом это будет зависеть от того, какого образа мышления будут придерживаться рынок и его участники. Новые технологии рассматривать как вызов, как возможность развития или как угрозу для текущего налаженного бизнеса.

Сейчас наблюдается такой тренд, когда страховщики начинают сосредотачиваться на решениях, а не на продуктах, создают новые партнерские отношения для создания стоимости и стимулирования роста. Парадокс, если на западных рынках – падающий спрос, то у нас он либо вмененный, либо обязательный, соответственно, и там, и здесь страховщики ищут возможности для роста на новых рынках. По сути страховые компании начинают задумываться над новыми бизнес-моделями, в которые будет «вшито» страхование, таким образом, расширяется присутствие на новых каналах, а страховщики становятся частью экосистем. Эксперты McKinsey прогнозируют, что к 2025 году порядка 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы, и мы уже сегодня видим на зарубежном опыте, что страхование прекрасно в них вписывается.

Значит ли это, что «Коммеск» планирует развиваться, как экспоненциальный страховщик для выхода на новые рынки?

– Уже делаем шаги. В этом году нашей компании исполняется 30 лет, громадный опыт, команда суперпрофессионалов, большой пул клиентов и партнеров. Все это придает нам уверенности и желание работать еще лучше, ставить невероятные цели. Архитектура бренда «Коммеска» уже объединяется под одной крышей в направлении «Здоровье – Дом – Машина». У нас есть дочерняя компания по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life», сервисная компания по медицинскому страхованию SOS Medical Assistance, компания «Коммеск-Недвижимость» занимается профессиональным управлением многоквартирными жилыми домами, AIDA – агрегатор услуг, связанных с эксплуатацией автомобилей.

Мы прочно завоевали свое место в event-пространстве, бренд компании активно продвигается в бизнес-среде посредством организации специализированных мероприятий.

«Коммеск» можно сравнить с зонтичным брендом, а авторитет сильного бренда с хорошей репутацией и лояльность потребителей с положительным предыдущим опытом переносятся на бренды-сателлиты.

Так что можно смело сказать, что экосистема «Коммеска» уже выстраивается вокруг решений, а все ее участники создают и предоставляют пользователю продукт за счет координации разных компаний.

Какие активности ожидаются к юбилею компании?

– Проектов и задумок много. Так, в сентябре стартует проект «Мои правила жизни», мы пригласили поучаствовать в нем известных и уважаемых людей нашей страны.

Появилась идея собрать на одной площадке суперпрофессионалов из самых разных сфер: науки, искусства, образования, медицины, спорта и бизнеса, где они могли бы поделиться своими правилами жизни, кейсами, советами. Еще Сенека в своем эссе «О счастливой жизни» писал, что все хотят жить лучше, но мы часто не знаем, как это сделать. Вот мы и последовали примеру философа, участники нашего проекта поделятся практическими и в вдохновляющими советами, которые помогут другим людям жить лучше, счастливее и успешнее.

Истоник: Forbes.kz