15
Ср, мая

Может ли российский надзор победить внезапные банкротства?

В этом году с рынка один за другим исчезают страховщики: «Региональное страхование», «Региональный альянс», теперь вот «Первое РСО». Во всех этих трех случаях страховщики решили прекратить работу и съехать из офисов раньше, чем надзор успел применить к ним санкции.

Почему так происходит?

Думаю, основная причина в том, что надзор просто физически не в состоянии контролировать каждого страховщика так, как это необходимо. Для этого ему банально не хватает сотрудников. Если за рубежом на одного сотрудника надзора приходится две-три поднадзорные компании, то у нас – несколько десятков. В таких условиях оперативный контроль обеспечить невозможно.

Другая причина – отчетность, которая сдается страховщиками раз в квартал. То есть надзор видит показатели компании (возможно, еще и талантливо дорисованные), которые были несколько месяцев назад. За эти несколько месяцев многое могло измениться, особенно если речь идет о страховщиках из зоны риска.

Конечно, формы контроля, защищающей от внезапного ухода страховщика на 100%, придумать нельзя. Однако во многом проблему можно решить, сделав надзор за страховыми компаниями более системным.

Сейчас же системности надзору явно не хватает. Полагаю, что эта последняя (хотя последняя ли?) покинувшая рынок компания ушла, не попрощавшись, из-за проблем с уставным капиталом. Таких компаний, по данным ФСФР, сейчас не менее 150, и с 1 января 2012 г. у них должны были отзываться лицензии. Однако этого почему-то не происходит.

Для того, чтобы сделать финансовое состояние страховщиков прозрачнее, требуется изменить систему представления отчетности в надзор. Не думаю, что есть необходимость в ежедневной отчетности, о которой сейчас говорит ФСФР. А вот ежемесячная, содержащая простые, но важные показатели (сборы, выплаты, заявленные и урегулированные убытки) могла бы помочь держать руку на пульсе поднадзорной компании. Так собирает отчетность РСА, и этот опыт, по-моему, довольно успешен.

Есть еще одно важное условие. Вряд ли мы сможем победить внезапные уходы, если за них не будут отвечать ни собственники компании, ни ее руководство, ни надзор, как это происходит сейчас. Поэтому ответственность конечных бенефициаров и руководства компании за невыполненные обязательства перед клиентами должна быть усилена – вплоть до уголовной. Равно как и работники надзора должны нести ответственность за действия, приведшие к проблемам в компании.