29
Пт, март

Культура инвестиций для цифрового будущего

invest insur lifeБизнес, связанный с финансами и страхованием, как и другие сектора экономики, переживает период трансформации. О том, как меняется культура инвестиций в завтрашний день, о новых цифровых инструментах для маркетинга и продаж, новых подходах к работе с персоналом и инвестициях в развитие человеческого капитала в рамках проекта «зеленый коридор» беседовали СЕО Kaspersky в Центральной Азии, странах СНГ и Балтии Евгений Питолин и руководитель холдинга Centras Ельдар Абдразаков


Е. П.: Ельдар, когда мы произносим слово «страхование», то в первую очередь обращаем внимание на корень «страх», беспокойство. Кому, как не вам, знать, о чем беспокоятся рядовые казахстанцы?

- Е. А.: Ну, скажем так, у казахстанцев много поводов для переживаний. Молодые беспокоятся о выезде за границу, о своих планах на будущее, о потенциальных ограничениях и перспективах на рынке труда. У людей постарше главное беспокойство – ближнее будущее, что будет осенью – с экономикой, нефтью, реформами.Pitolin Evgeny

Как это повлияло на рынок страхования?

– Несомненно, люди изучают падение своих доходов, расставляют приоритеты. Подготовка к зиме – одно из ключевых беспокойств, и понятно, что страхование в эти ближайшие приоритеты не входит, в отличие от мыслей о здравоохранении и образовании. Мы тщательно мониторим снижение доходов, сравниваем его с западными показателями – как ни крути, те же самые 30–40% падения и выходят. Логично, что со снижением объема бизнеса снижаются и показатели страхования.

Доходы падают, но это и повод оптимизировать бизнес. Стала ли для вас пандемия стимулом сделать реинжиниринг бизнес-процессов и какие цифровые инструменты сделали это возможным?

– Люди не любят перемен, поэтому их лучше проводить в сложные времена. Да, мы оптимизировали расходы, увеличили роль «синтетических команд» внутри основной, ставим разные эксперименты. Можно сказать, что особым спросом пользуются инструменты для профессионального роста команды, это одна из ключевых задач руководителя.

Получилось ли оцифровать рабочее место, унифицировать его?

– Давайте начнем с того, что вообще оторвать человека от рабочего места – шок. И через этот шок мы все прошли в марте. Даже мне сложно выделить при работе дома минимум два часа на любой важный проект, происходит колоссальное отвлечение, расфокусировка. Думаю, что к концепции свободного рабочего места мы еще не готовы, но вместо этого наблюдаем важный процесс цифровой трансформации набора soft-skills, цифрового сета помощи новым сотрудникам, подготовки кадров. В первую очередь это регулярные встречи в онлайне, которые помогают сохранить культуру общения, ведь новые люди боятся задавать вопросы в реальности, а общение в Zoom это хорошо стимулирует. Мы ввели понятие цифрового ментора, он сокращает для HR время интеграции нового сотрудника в коллектив.

Я наблюдал за вашими M&A-процессами на страховом рынке. Насколько полезны цифровые инструменты для управления такими изначально разными компаниями?

– В первую очередь такие инструменты помогают сформировать у управленцев готовность работать. Чего точно не хватает любому бизнесу в режиме «удаленки», так это автономности, уверенности сотрудников в своих полномочиях по принятию решений, адекватного администрирования. И паттерн автономности тут самое сложное, поэтому диджитал мы активно используем для смены парадигмы команд, проводим мониторинг эффективности при создании новых синтетических команд, при проектном или физическом перемещении сотрудников.

Исходя из роста онлайн-шопинга во время пандемии, вы продвинулись в цифровых продажах?

– Очень продвинулись, но в первую очередь не в страховом рынке, к сожалению. Я лично в компании этим занимаюсь, внедряю диджитал от первого лица вниз, на уровень C-Level. Увы, на многих рынках покупательское поведение сейчас достаточно иррационально.1

Наверное, инвестиционной культуры еще меньше?

– Это правда. Жадность и страх во всех культурах двигают рынки инвестиций, но у нас они выведены в абсолют, многие бизнесмены понимают только материально осязаемую ликвидность, только сверхприбыли в 30–50% заработка. Сейчас населению важно поменять модель поведения, со временем добиться того, чтобы треть доходов приходила не из основного источника заработка.

Страх, возможно, способен помешать и профессии инвестора как таковой. Возможен ли сценарий, где профессиональных инвесторов заменит искусственный интеллект – стабильный, бесстрашный, всесторонне развитый?

– Да, вероятность такого сценария высока, частично так уже и происходит с алгоритмами торговли. Но точно останутся финансовые консультанты.

Каков идеальный инструмент инвестиций для казахстанца?

– Совершенно точно это не криптовалюта. На мой взгляд, близки к идеалу ПИФы, связанные с квалифицированными управляющими и разнообразием инструментов.

Что вы думаете об инвестициях в зеленую энергетику? Как и что она поменяет в будущем?

– Несомненно, за последние годы мы наблюдаем процесс замещения ценностей в энергетике, когда становится лучше модель доходов, когда зеленая энергетика из игрушки хипстеров стала моделью заработка. Тот, кто готов стерпеть краткосрочные убытки, долгосрочно окажется в значительном выигрыше. Рынки кардинально не изменятся, но будут дополняться, вырастет рынок автомобилей, потребляющих электричество, водород. Изменится модель потребления транспортной составляющей – зачем ездить самому, когда есть доставка, Zoom, Netflix и многофункциональные мобильные платформы?

Кстати, о последних. Появление стартапов типа Replica, где ИИ грозится быть нам полноценным партнером, цифровой копией, весьма заманчиво, но и очень опасно – вы помните, наверное, что, по нашей статистике, Казахстан почти весь 2019 год занимал второе место в мире по количеству атак на мобильные устройства?

– Да, как мы уже обсудили, ИИ – не абстракция, он уже рядом, в каждом смартфоне, он четко читает наше поведение и мысли и скоро будет понимать нас лучше, чем члены семьи. На фоне этого резко увеличатся и без того высокие цифры атак на бизнес и граждан, и вот тут я с надеждой смотрю на рост зрелости рынка киберстрахования, готовности населения и корпораций к восприятию этого продукта.

Как донести до первого руководителя тезис о том, что ему нужно киберстрахование и в целом он должен больше фокусироваться на кибербезопасности предприятия?

– Думаю, оптимальный сценарий (и это большая территория роста) – действовать через доверенных заместителей уровня C-Level, сквозь разные ракурсы и парадигмы. Доступный и понятный руководитель имеет вокруг себя команду людей, которым доверяет, которых развивает. К примеру, в нашем холдинге это проект профессионального развития с долгой историей K-Pro, а также проект Kazakhstan Growth (K20), посвященный отраслевому нетворкингу и обмену менторством.

Источник: forbes.kz