15
Ср, мая

Перестраховочному пулу - быть!

В Казахстане неоднократно предпринимались попытки создания страховых пулов, но существование их было недолговременно по ряду причин. И вот теперь предпринята новая попытка создания страхового пула - уже с учётом предыдущего опыта.

Беседа об этом важном событии состоялась в редакции журнала с Гаухар КАСЫМКАНОВОЙ, управляющим директором ТОО «МОI страховой брокер».

 - Гаухар Амантаевна, предыдущие попытки создания казахстанских страховых пулов как бы остались в прошлом. Но похоже, что идея всё-таки очень привлекательна и вы решили попробавать?

- А почему бы и нет? Вообще-то пуловые технологии новы для всего мира, а для Казахстана являются абсолютно новым продуктом. Всё дело - в правильном внедрении. И успех будет обеспечен. Ведь основной задачей пула является консолидация ёмкостей для наиболее выгодного размещения рисков.

Зачем нам консолидироваться? Совсем  недавно Национальным Банком Казахстана введены ограничения на внешнее перестрахование. Нас нацеливают на увеличение казахстанского содержания в перестраховании рисков. С одной стороны - это правильно, но сдругой стороны мы надлюдаем значительную концентрацию риска внутри страны. И вот совсем недавно, в марте, мы и предложили страховому рынку создать свой пул.

Пул позволит одновременно решать несколько задач. Во-первых, обеспечить техническую возможность предложения риска для перестрахования страховым компаниям-резидентам. Во-вторых, в связи с сужением рынка перестрахования для компаний с рейтингом «ВВ» и довольно высокой ценой на перестрахование с рейтингом «А», с учётом эффекта масштаба портфель рисков, предложенный страховым пулом, можно будет перестраховать по довольно выгодной цене по сравнению с единичными рисками!

 - Какие виды рисков планируется перестраховывать пулом?

 - Наша основная идея состоит в том, чтобы организовать общий перестраховочный пул по специфичным видам рисков. На мой взгляд, наиболее целесообразно начать с авиационных рисков, потому что по этим рискам мы наблюдаем низкую убыточность, рынок довольно узкий, специализированный и более или менее спокойный в плане регулирования.

Если говорить о других актуальных направлениях, например об энергетике, то в этой отрасли сейчас происходит очень много изменений и ориентироваться там очень сложно. Думаю, что стоит начать с авиационных рисков, отработать технологию работы, а потом уже переносить опыт на другие направления.

В целом это решение подходит для многих классов страхования, особенно специфичных. Всё зависит от потребностей страховых компаний и их желания работать консолидированно и слаженно, как единый рыночный механизм, а также от желания учиться друг у друга и развиваться.

 - Но разве авиационный рынок менее сложный, чем, скажем, энергетика?

- Безусловно, авиационный рынок очень специфичный и узкий. Имея 62 зарегистрированные авиационные компании, 84 % бортов так называемого восточного производства, которые очень сложно размещать на высокорейтинговых рынках, общий объём рынка составляет всего лишь 21 миллион долларов США. Мы предложили авиацию именно с учётом того, что здесь сформировался спрос на правильную систему размещения рисков в перестрахование, а также с учётом  характера рисков, например подверженности катастрофам, на надёжное урегулирование убытков.

 - В чём инновационность вашей идеи и технологий организации пула?

 - Задачей пула является создание инновационной перестраховочной системы, направленной на улучшение андеррайтинговой экспертизы, увеличение казахстанского содержания и повышение социальной ответственности страхового бизнеса.

Наша компания имеет более чем десятилетний опыт работы, и одна из наших сильных сторон - это большой опыт в организации администрирования процесса перестрахования. Мы предложили страховым компаниям взять на себя роль компании, администрирующей пул, причём финансовая нагрузка для страховщиков за обслуживание пула - минимальная. В соответствии с предложенной концепцией пул не имеет лидера, он администрируется управляющей компанией, а страховщики объединяют в пуле свои ёмкости и финансовые ресурсы.

 - Как планируется организовать работу самого пула и как будут распределяться роли участников?

 - Страховые компании будут выполнять тот же привычный для них объём работ - работу с клиентами и принятие рисков. Свои ёмкости по авиарискам страховые компании предоставят в пул. Совет пула, в который будут входить представители всех страховых компаний - участников пула, возьмёт на себя задачу принятие решений по пулу и прочих генеральных вопросов. Другой немаловажный элемент структуры пула - андеррайтинговый совет, в задачи которого входят: разработка андеррайтинговой политики, определение цен пула и оценка рисков. И, наконец, брокер, который будет осуществлять администрирование процесса перестрахования, размещение рисков в перестрахование и самое важное - отчётность.

Собственное удержание риска участниками перестраховочного пула определяется решением руководства страховых компаний - участников пула, которое затем будет утверждаться советом.

На сегодняшний день участники пула заявили свои удержания по рискам, общая ёмкость предполагается на уровне 1,5-2 миллионов долларов США, но в настоящий момент окончательные цифры ещё обсуждаются. Кроме того, андеррайтеры обсуждают общую политику и условия. В целом могу сказать, что тот процесс обсуждения носит очень конструктивный характер, а все участники демонстрируют такой уровень сотрудничества, что в скором времени, мы надеемся, качество андеррайтинга в стране несомненно улучшится.


Источник:Журнал «Рынок страхования»  № 4 (91), апрель 2012 г.