Михаил Беляндинов, исполнительный директор сервиса BestDoctor, который в мае привлек $3 млн от фонда Target Global и других инвесторов, — о том, как развивается медицинский иншуртех и что в индустрии здравоохранения хотят изменить ее основные игроки.
Страхование, в том числе медицинское, — это консервативная отрасль, которая медленно проходит через цифровую трансформацию. Пользователи, которые привыкли вызывать такси нажатием одной кнопки, до сих пор вынуждены звонить в страховую компанию, чтобы записаться к терапевту по ДМС.
Какие еще направления развития есть у медицинского страхования
1. Андеррайтинг, или оценка рисков. Развитие технологий и рост числа носимых устройств сегодня дают возможность создавать персонализированные страховые продукты, которые будут учитывать образ жизни и потребности пользователей. По прогнозам Gartner, к 2020 году во всем мире будет использоваться 20,8 млрд подключенных устройств, в их числе фитнес-трекеры, «умные» весы, трекеры сна и другие гаджеты.
2. Устранение конфликта интересов между страховщиком, пациентом и медицинским учреждением;
3. Оптимизация процессов. Из-за бюрократических механизмов и низкого проникновения технологий согласование медицинских услуг и изменения в медицинской программе до сих пор отнимают много времени.
Иншуртех (от англ. instrutech in healthcare) — совокупность новых технологий, связанных со страхованием. Иншуртех-компании внедряют: «большие данные», машинное обучение, интернет вещей.
Направление развивается во всем мире. По данным аналитической компании Infoholic Research LLP, совокупная выручка иншуртех-компаний в мире за 2018 год составила $533 млн. Согласно прогнозам аналитиков, к 2023 году она удвоится и составит $1,12 млрд. Как подсчитала компания Deloitte, совокупный объем инвестиций в иншуртех-проекты с 1998 по 2018 год составил около $12,5 млрд.
Самые заметные медицинские иншуртех-проекты в США и Европе
- Oscar Health. Компания предлагает медицинскую страховку физическим лицам и корпоративным клиентам. Представители Oscar говорят, что главная цель компании — создать медицинское страхование заново, в первую очередь ориентируясь на комфорт пациента.
- Collective Health. Компания занимается корпоративным медицинским страхованием по модели селф-фандинг. Это значит, что клиенты оплачивают только те услуги, которые были оказаны. Это помогает экономить на полисах ДМС.
- Clover Health. Медицинская компания из Сан-Франциско, цель которой — использовать анализ данных и профилактический уход для улучшения медицинского страхования пожилых людей.
- Haven Healthcare. Иншуртех-проект Amazon, Berkshire Hathaway и JPMorgan Chase. Три компании, в которых в общей сложности работает 1,2 млн человек, объединились, чтобы улучшить уровень медицинского обслуживания своих сотрудников: сократить число жалоб, упростить запись к специалисту, ускорить процесс постановки диагноза и оптимизировать расходы.
- Alan. Французская компания, которая оформляет медицинские страховки онлайн.
- OttoNova. Немецкая компания, которая помогает организовать медицинское обслуживание для экспатов.
В России направление только начинает развиваться, а крупные страховщики создают подразделения по развитию технологичных продуктов:
- «Ренессанс Здоровье» — медицинский иншуртех-проект, созданный на базе «Ренессанс Страхование». Предлагает продукты и сервисы, связанные со здоровьем, в цифровом формате. По данным РБК, с помощью сервиса «Ренессанс Страхование» рассчитывает к 2023 году увеличить выручку в сегменте ДМС втрое, до 18 млрд руб.;
- Doc+ — медицинская компания, оказывающая услуги в области телемедицины, вызова врача на дом, хранения и обработки персональных медицинских данных. В феврале 2019 года объявила о запуске совместной программы ДМС с «Ренессанс Страхованием»;
- Mango. В настоящий момент проект не занимается медицинским страхованием, а использует технологии для оптимизации страхования недвижимости. Однако в официальном Telegram-канале представители Mango заявляли о планах заниматься медицинским страхованием в будущем.
Коммуникация на языке пациента
Медицинские иншуртех-стартапы по-новому создают путь пациента, помогая ему на всех этапах с помощью технологий.
Обращение за медицинской помощью — часто стрессовая ситуация для пациента. Он делится чувствительной информацией и испытывает беспокойство по поводу своего состояния. Из-за этого пациент не всегда задает дополнительные вопросы врачу, а идет искать ответы в непроверенные источники. Для нашей страны проблема особенно актуальна: согласно данным исследования STADA Group Health Report 2019, россияне чаще всех в Европе склонны искать медицинскую информацию в Google.
Поэтому важно говорить с пациентами на понятном языке, спокойно и по делу. Это должно быть во всех частях продукта- и в интерфейсе, и в текстах, и в вербальных коммуникациях.
Мобильное приложение и концепция mobile first. Наша внутренняя статистика подтверждает эффективность мобильных каналов: мы получаем через чат в мобильном приложении более 40% обращений. Смартфон позволяет отправлять результаты исследований сразу в страховую и быстро получать консультацию в удобном формате.
Моментальный отклик. Медицинская помощь — это всегда острая потребность. Люди не готовы долго ждать, поэтому организация помощи должна происходить как можно быстрее. Это достигается за счет цифровизации документооборота, использования телемедицины и сопровождения пациентов онлайн.
Личный врач. Важно, чтобы пациент не просто мог получить онлайн-консультацию в любой момент, но и доверял врачу, с которым общается. В иншуртех-компаниях, например Oscar Health, пациентов дистанционно ведут закрепленные врачи, знакомые с их медицинской историей. Часто это команда из двух врачей и двух медсестер, которые закреплены за определенной группой пациентов. Таким образом, еще на этапе возникновения первых симптомов врач, с большой вероятностью, направит пациента к нужному специалисту.
Сбор и анализ данных. Иншуртех-компании собирают не только всю медицинскую информацию о пациенте, но и немедицинскую тоже, например данные о местоположении пациента, его активности, занятиях спортом, сне. Анализ и обработка этих данных с помощью искусственного интеллекта помогают определить возможные риски для здоровья пациентов.
Работа с превентивными методами. Этот пункт прямо следует из предыдущего. Выявив возможные риски, компания стремится предотвратить развитие заболевания и своевременно дает пациенту нужные рекомендации.
Оптимизация медицинских расходов. Спрос на технологичный подход к страхованию продиктован в том числе ростом медицинской инфляции, который приводит к удорожанию медицинских услуг. По оценкам экспертов, медицинская инфляция в России составляет в среднем 8-10% в год. В США ситуация близка к критической: на корпоративное медицинское страхование в год тратится более $1 трлн, что эквивалентно ВВП Испании.
Согласно исследованию Bain & Co, 79% потребителей страховых услуг по всему миру утверждают, что в будущем планируют преимущественно использовать диджитал-каналы для взаимодействия со страховщиками.
Михаил БЕЛЯНДИНОВ, исполнительный директор сервиса BestDoctor
Источник: РБК