PC: 1. Система возмещения на случай природных катастроф. Национальная солидарность
Во Франции национальная солидарность перед лицом стихийных бедствий особым образом отражена в Конституции - в части преамбулы о равенстве и солидарности всех граждан в связи с тяготами, вытекающими в результате национальных бедствий. Система, введённая Законом от 13 июля 1982 года для компенсации ущерба от природных катастроф, сочетает в себе солидарность, присущую чувству
объединения (основе института страхования) в отношении определённого риска и через выплату страховых премий с принципом национальной солидарности посредством гарантии, предоставленной государством .
Система страхового покрытия ущерба на случай природных катастроф, созданная с введением Закона от 13 июля 1982 года, который был разработан вследствие масштабных наводнений в 1981 году в долинах рек Саон и Рон, содержит три основных элемента: полис обобщения гарантий путём прямого страхования; полис государственной поддержки через перестрахование в государственной перестраховочной компании - Центральной перестраховочной кассе (Caisse Centrale de Reassurance (CCR)) с неограниченными государственными гарантиями; полис профилактики природных катастроф.
Наряду с системой для компенсации ущерба в результате стихийных бедствий, созданной в этом Законе, которая должна применяться к большинству природных опасностей, во Франции существует система обобщённой гарантии на случай шторма, специально предназначенная для данного конкретного риска. Участие государства является общей чертой обеих систем.
2. Основные принципы страхового покрытия. Прямое страхование
Статья 1 Закона № 82-600 от 13 июля 1982 года гласит:
«Страховыедоговоры, подписываемые любым физическим или юридическим лицом, кроме государства, гарантирующие возмещение ущерба в результате пожара или всех других повреждений имущества, находящегося во Франции, а также повреждения наземного моторного транспортного средства, дают право на страховую гарантию от последствий природных катастроф для имущества, которое является предметом этих договоров.
Более того, если страхователь страхуется от перерыва в производстве, данная гарантия распространяется на последствия природных катастроф, согласно условиям, установленным в соответствующем договоре.
В контексте настоящего Закона последствием природных катастроф считается прямой материальный ущерб, причинённый вследствие определённой аномальной интенсивности природного явления, тогда как обычные меры, которые должны быть приняты для предотвращения таких потерь, не предотвратили бы их или не смогли бы быть приняты.
Межведомственный указ будет объявлять о наступлении природной катастрофы».
Данная формулировка текста указывает на некоторые основные принципы системы страхового покрытия ущерба в результате природных катастроф во Франции, в частности обязательство включения такого покрытия в страховые полисы в отношении пожара и других повреждений имущества (включая наземные моторные транспортные средства), сформулированные в стандартном положении; право компенсации застрахованных лиц, чьё имущество подверглось стихийному бедствию (в том числе перерыв в производстве, если такая гарантия была включена в основной контракт), и страховая ответственность перед такими опасностями.
Право на компенсацию потерь поддерживается двумя базовыми предположениями:
1) по отношению к понесённым убыткам предъявитель претензии заключил договор страхования - который остаётся в силе - за ущерб по имущественному страхованию; и
2) правительство заявляет о наступлении стихийного бедствия в межведомственном указе.
3. Обязательный характер страхового покрытия и его территориальный охват
Из вышеизложенного следует, что обязательный характер требует включения гарантии выплат в базовые контракты на определённый вид страхования, но не заключение договора на любой из них, что является добровольным. Это фактически обязательства для обеих сторон,спроса и предложения, так как ни страховщик (кроме исключительных случаев, установленных законом и связанных с предотвращением стихийных бедствий), ни страхователь не могут отказаться от страхового полиса.
В первую очередь Закон ограничил территориальный охват применения материковой частью Франции до тех пор, пока Закон от 25 июня 1990 года № 90-509 не расширил охват до Заморских Департаментов Франции (Overseas Departments). Постановление Правительства от 19 апреля 2000 года расширило охват покрытия до о. Уоллис-э-Футун (Wallis-et-Futuna Islands), в то время как заморские территории (Новая Каледония, Французская Полинезия и т. д.) остаются вне охвата применения Закона.
4. Декларация о наступлении природной катастрофы и покрываемые риски
В соответствии со статьёй 1 Закона 1982 года наступление стихийного бедствия должно быть объявлено в межведомственном указе, который основан на процессе, инициированном Префектом (главой департамента) соответствующего ведомства (в течение одного месяца) на основе информации, полученной от мэров пострадавших муниципалитетов.
Межведомственная комиссия является органом, которому доверен вопрос о заявлении наступления стихийного бедствия после рассмотрения документов от префектов и через указ. Данная комиссия состоит из представителей Министерства внутренних дел (Директората обороны и гражданской безопасности), Министерства экономики и финансов (Казначейства и Директората по вопросам бюджета), Министерства экологии и устойчивого развития (Директората по предотвращению загрязнения окружающей среды и рисков), а также Министерства заморских территорий, когда бедствию подвергаются заморские доминионы и территории. Секретариат Межведомственной комиссии проводится Caisse Centrale de R assurance (CCR).
Некоторые аспекты параметров действий Комиссии не определены с юридической ясностью. Сама Комиссия уполномочена решать в указе о наступлении стихийного бедствия не только поражённые территории, периоды и тип повреждений, к которому должен быть применён страховой полис от стихийного бедствия, но и события, к которым система может применяться, учитывая отсутствие определения правил в этом смысле, что, в принципе, не разграничивает различия между страхуемыми и нестрахуемыми рисками.
Не существует исчерпывающего, закрытого списка, который уточняет и определяет опасности, в результате которых причинён ущерб и для которого должно быть объявлено наступление случая стихийного бедствия. Действительно, в соответствии с юридическим текстом, решающим элементом такого заявления является не событие как таковое, а его «аномальная интенсивность», которая, в принципе, указывает на шкалу причинённого ущерба с точки зрения серьёзности и степени.
Возникало определённое замешательство, так как Закон от 1982 года не уточнял возможности страхуемости или нестрахуемости гарантированных рисков. Таким образом, можно было объявить несколько штормов (страхуемый риск) как стихийное бедствие в основном из-за масштаба причинённого ущерба. Чтобы устранить такой недостаток, вышеупомянутый Закон № 90/509 от 25 июня 1990 года исключил риск штормов, ураганов и циклонов из охвата гарантии на случай стихийных бедствий.
Также дальнейший этап разъяснений был включён в Закон от 16 июля 1992 года № 92/665, который указывал, что только материальный ущерб для нестрахуемых рисков классифицируется как последствие природных катастроф. Так как шторм, лед, град и тяжесть снега были рассмотрены как страхуемые опасности, ущерб от них не входил в область применения Закона.
В таком случае какие риски можно рассматривать как гарантированные в такой системе? В целом, а также не стремясь обеспечить определённый закрытый список, риски включали в себя: наводнение, сель, землетрясение, извержение вулкана, цунами, движение земли, просадку (геотехническую сушку), каналирование (воду, грязь или лаву), а также тяжесть льда или снега в движении. Очевидно, что должна быть добавлена приписка к данному списку в виде каких-либо природных событий- агентов, которые вызывают непосредственный ущерб имуществу из-за их аномальной интенсивности.
а. Покрываемый ущерб, защищённое имущество и исключения
Как уже отмечалось,гарантия включается в страховой полис на случай ущерба (пожара, кражи, повреждения водой, разбития стекла и т. д.), которая покрывает прямой материальный ущерб и перерыв в производстве (если включён в базовый договор), решающей причиной которого была аномальная интенсивность природного события, считаемое нестрахуемым риском, в случае, когда стандартные профилактические меры не предотвратили бы его и при условии, что событие было объявлено стихийным бедствием межведомственным указом.
Согласно Закону возмещению подлежит ущерб, который причинён имуществу, принадлежащему физическим или юридическим лицам, но не государству. Ущерб должен быть прямым и возникшим исключительно от действия природного события аномальной интенсивности на застрахованное имущество.
Защищённое имущество в целом рассматривается как имущество, предусмотренное в базовом договоре, которое может включать в себя строение и содержимое домов, промышленных и коммерческих объектов, зданий, принадлежащих местным сообществам, а также сельскохозяйственных зданий (в том числе урожая, техники или животных в этих зданиях). Имущество также включает в себя наземные моторные транспортные средства, теплицы (однако без содержимого), ограждения, соединяющие стены и подпорные стены и леса (в том случае, если они застрахованы согласно страховому полису на случай повреждения имущества).
Следующие потери, однако, исключаются из страхового покрытия:
- Повреждение сельскохозяйственных культур и урожая, который не хранится в здании(или в теплице), потери скота на открытом воздухе, ущерб земле и насаждениям (лес, однако, включён).
- Ущерб от ветра в результате шторма, урагана или циклона, от льда, града или тяжести снега.
- Ущерб воздушному, морскому, озерному и речномутранспортному средству и товарам, которые они перевозят.
- Ущерб, включённый в обязательное страхование «Перерыв в работе».
- Ущерб имуществу, расположенному в Заморских Департаментах (DOM), только до принятия Закона от 25 июня 1990 года.
- Ущерб имуществу, исключённому из базовых страховых полисов,таким как участки, ограждения, соединительные стены, каналы, бассейны и т. д.
Потери личного характера не распространяются на страховое покрытие, так же, как и косвенный ущерб или расходы вследствие стихийного бедствия (перемещение, дополнительное жильё, потеря аренды, ущерб из-за отключения электропитания, расходы оценщика и т. д.), а также исключается перерыв в производстве, если был включён в базовый договор. Ущерб, связанный с восстановлением и спасательными мерами или с исчезновением или утратой имущества (за исключением признаков хищения) во время катастрофы, однако относится к прямому материальному ущербу и поэтому включается в страховую гарантию, как и затраты на удаление щебня, сноса, откачки, очистки и дезинфекции, непосредственно связанные с ремонтом нанесённого ущерба. Затраты на геотехнические исследования, необходимые для ремонта конструкций, повреждённых в результате стихийного бедствия, также подпадают под охват действия страховой гарантии.
В соответствии с Законом от 27 февраля 2002 года № 2002-276 система страхового покрытия ущерба на случай природных катастроф включает в себя потери, возникающие вследствие просадки грунта, вызванной подземными полостями и карьерами природного или ан- тропического происхождения, при условии, что они не являются объектами горнодобывающей отрасли ни в прошлом, ни в настоящий момент.
b. Управление тарифами и страховым покрытием
В обмен на страховую гарантию страхователь должен оплатить дополнительную премию, установленную государством по фиксированной ставке без региональной дифференциации, для всех покрываемых рисков и любой степени воздействия риска. Данный дополнительный взнос устанавливается в приказе Министерства для каждого типа базового договора и применяется к премии или взносу в отношении различных видов договоров (основных страховых полисов).
Материальный ущерб |
12 % |
Ущерб наземному транспортному средству: |
|
* Пожар и кража |
6,0 % |
* Другие повреждения |
0,5 % |
Перерыв в производстве |
12 % |
В настоящее время и после ряда изменений ставки распределены следующим образом:
Частные страховые компании собирают и управляют дополнительными премиями, администрируют и управляют страховыми полисами, корректируют и оценивают ущерб и в целом ведут процесс урегулирования претензий (всегда в соответствии с базовым договором) и также выплачивают соответствующие компенсации ущерба (с ограничениями и согласно условиям,определённым в базовой гарантии).
c. Страховые претензии, страховая выплата и франшизы
В случае потери страхователь должен зарегистрировать соответствующую претензию в страховой компании, включая оценку повреждённого имущества или понесённых убытков, в течение 10 дней в случае страхования ущерба или 30 дней - в случае страхования перерыва в производстве. Оба случая исчисляются с момента наступления стихийного бедствия согласно межведомственному указу.
После корректировки ущерба страховщик, если это предусматривается, производит страховую выплату страхователю в течение трёх месяцев с даты подачи претензии страхователем страховщику или заявления о наступлении катастрофического события, если позже, Закон от 30 июля 2003 года № 2003-699, однако предусматривает, что страховщик должен ускорить выплату в течение двух месяцев с момента, как указано выше.
Сумма страховой выплаты может достигнуть общего значения суммы, которая предусмотрена в базовом договоре согласно предусмотренным в нём условиям и положениям. Данные условия и положения также должны быть приняты во внимание при применении в случае необходимости правил пропорционального страхования в случае заниженного страхования. В целом применяется вычет по принципу «новое за старое», однако выплата может быть произведена с учётом нового значения суммы, если такое было предусмотрено в базовом договоре. Для перерыва в производстве страховая гарантия покрывает потерю валовой прибыли и дополнительные эксплуатационные затраты в течение страхового периода согласно договору.
Участие страхователя в расходах по убыткам осуществляется за счёт обязательной франшизы согласно контракту и событию, которая является невыплачиваемой и устанавливается государством посредством соответствующего приказа. Суммы варьируются в зависимости от типа застрахованного имущества и в настоящее время установлены следующим образом:
a) Для наземных моторных транспортных средств, имущества не для профессионального использования, а также имущества, используемого для бытовых целей, франшиза - в размере 380 евро независимо от условий в базовом договоре. Если ущерб является результатом просадки, франшиза достигает размера 1 520 евро, а в случае транспортных средств для профессионального использования размер будет применяться согласно предусмотренному в базовом страховом полисе, если размер выше, чем франшиза, определённая законом.
b) В случае имущества для профессиональной, коммерческой деятельности, фермерских или ремесленных нужд или имущества, принадлежащего местным сообществам, 10 % от прямого ущерба, согласно установке и событию, - с минимумом в размере 1140 евро. Если ущерб был нанесён в результате просадки, франшиза составит 3050 евро или сумму, предусмотренную в базовом страховом полисе, если размер выше.
c) Для перерыва в производстве франшизой является 3 рабочих дня с минимальной суммой в 1140 евро с применением оговоренных размеров в базовом договоре, если сумма франшизы больше.
С 1 января 2001 года франшиза увеличивается (за исключением для наземных моторных транспортных средств), когда потери происходят в муниципалитетах, в которых нет Плана предотвращения предсказуемых природных рисков (Foreseeable Natural Risks Prevention Plan (PPR)). В таких муниципалитетах в случае, если наступление природной катастрофы было объявлено три раза в течение предыдущих пяти лет для того же типа рисков (например, наводнения), франшиза умножается на два; если четыре раза, умножается на три, а в случае пяти раз и более франшиза умножается на четыре.
d. Государственное вмешательство
В такой системе, действующей на практике как средство компенсации, роль государства заключается в установлении дополнительных ставок страховых премий, установлении франшизы и объявлении наступления природных катастроф. Кроме того, посредством гарантии государство подстраховывает CCR. разрабатывает и внедряет планы по предотвращению рисков. Государство поощряет и продвигает национальную солидарность(избегая антиселекции), делая природные катастрофы обязательным видом страхования.
i. Центральный офис по тарифам (Central Tariffs Office (CTO))
С 1992 года офис сгруппировал в рамках одного председательства и секретариата ряд других офисов, созданных ранее для регулирования пяти видов обязательного страхования: обязательное страхование автогражданской ответственности; страхование на случай использования механических средств подъёма (лыжного катания); страхование гражданской ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах; правовые гарантии на случай природных катастроф; страхование профессиональной ответственности медицинских работников перед третьими лицами. Страхователи по данным видам страхования могут пойти в каждое из этих ведомств.
Офис CTO для природных катастроф был создан согласно статье 5 Закона от 13 июля 1982 года, а затем преобразован Постановлением от 27 ноября 1992 года, которое объединило пять офисов CTO.
Офис CTO состоит из восьми членов,назначаемых сроком на три года постановлением Министерства экономики и финансов: председатель, три представителя страховых компаний, два страхователя, представляющих свою группу, председатель CCR и комиссар, назначаемый Правительством.
Если страхователь не может обеспечить заключение страхового полиса с одним или несколькими страховщиками, то он/она может обратиться официальным письмом в Офис CTO по вопросам природных катастроф, который рассмотрит запрос и примет решение в отношении страховщика, который был обозначен страхователем.
С другой стороны, если после пяти лет после публикации Плана PPR страхователь не будет соблюдать его положения, страховщик может обратиться в Офис CTO, как только страхователь будет уведомлён в письменной форме. Офис CTO завершит соответствующие процедуры и примет решение, следует ли увеличить франшизу, является ли какое-либо имущество, включённое в договор, исключением, или принять оба данных решения. Префекты или председатель CCR могут также обратиться в Офис CTO, если считают, что в некоторых случаях страховая гарантия на случай природных катастроф предоставляется в неоправданных или ненадлежащих условиях, учитывая ненадлежащее отношение страхователя.
Страховщик может выдавать полисы страхования имущества без покрытия риска природных катастроф без предварительного уведомления Офиса CTO в двух случаях:
1) если страховой полис оказывает влияние на имущество и деятельность в районах, закрытых для строительства, после публикации Плана PPR; и
2) когда такое имущество и виды деятельности были созданы с нарушением действующих административных норм,выданных для предотвращения ущерба на случай природных катастроф.
Также в соответствии с Законом от 30 июля 2003 года № 2003-699 продавец или арендодатель имущества, которому причинён убыток, покрываемый за счёт страховой гарантии на случай природных катастроф, должен уведомить об этом в письменной форме покупателя или арендатора.
5. Перестрахование. Caisse Centrale de Reassurance (CCR)
Страховые компании могут снизить свои риски, прибегая к перестраховщикам (местным или иностранным перестраховочным компаниям), одной из известных среди них является CCR, государственная перестраховочная компания, которая, хотя и не работает как монополия, является единственным перестраховщиком с неограниченной государственной гарантией для убыточных лет. В свою очередь CCR может перераспределить все или часть принятых рисков .
CCR была создана согласно Закону от 25 апреля 1946 года в качестве коммерческого, финансово независимого государственного предприятия при Министерстве финансов. Впоследствии у компании был долгий исторический путь, пока компания не прошла своё последнее кардинальное изменение - преобразование компании с 1 января 1993 года в компанию с ограниченной ответственностью, 100 %-но принадлежащей государству и занимающейся деятельностью в качестве ещё одного перестраховщика на рынке параллельно к её традиционной роли в качестве перестраховщика на случай рисков природных катастроф с неограниченными государственными гарантиями.
Из-за масштабов стихийных бедствий и скудных возможностей их прогнозирования компания CCR обеспечила фундаментальную основу системы для страхового покрытия таких рисков, сводя к границам управляемости дисбалансы, которые, с учётом самой природы таких событий, могут возникнуть на страховом рынке при отсутствии перестрахования с поддержкой государства.
Условия, при которых компания CCR вмешивается в процесс страховых выплат в результате принятых операций перестрахования, можно суммировать следующим образом:
a) Стихийное бедствие было объявлено в межведомственном указе.
b) Страховая гарантия на случай стихийных бедствий, включённых в договоры страхования в соответствии со стандартными условиями.
c) Имущество (или деятельность) обеспечивается уполномоченным лицом.
Перестрахование в компании CCR в одном соглашении или нескольких различных соглашениях может принимать две формы:
a) Решение,основанное только на участии, с квотной долей в котором максимальная уступка составила 90 %, а минимальная - 40 %. Данный тип цессии (и связанное с этим удержание) применяется для снижения риска антиселекции.
b) Решение, основанное на принципе непропорциональности, для участия в ежегодных превышениях потерь (stop-loss) в части, которая не была передана страховщиком как квотная доля. Таким образом, перестраховщик берёт на себя потери в размере суммы сверх определённого по договору значения без ограничения (государственных гарантий). Это значение является максимальной суммой, которую страховщик должен был бы принять на себя в один финансовый год независимо от уровня потерь.
В 1990 году появилась возможность страхования в случае превышения убытка наряду с пунктом распределения прибыли по результатам каждого цедента, а с 1 января 1997 года некоторые крупные изменения были применены к системе перестрахования в основном следующим образом:
- Максимальная передача риска была уменьшена с 90 до 60 %, а минимальное превышение убытка (stop-loss) было увеличено.
- Были введены различия в условия цессии в зависимости от вида страхования(одиночных или производственных рисков), географическое положение (материковую часть или заморские территории) и масштаб портфеля перестрахования.
- Фиксированная комиссия по перестрахованию была заменена на комиссию, основанную на результатах цедента.
- Ставка будет фиксироваться индивидуально для непропорционального страхования.
- В небольших портфелях промышленных рисков превышение убытка (stop-loss) было заменено другим перестраховочным решением на каждый убыток и риск (превышение убытка на риск).
Для восстановления финансового равновесия системы компенсации на случай природных катастроф были внесены изменения в режим перестрахования по состоянию на 1 января 2000 года сроком на пять лет в основном с применением принципа передачи риска в размере 50 % в квотной доле для катастрофических рисков в целом, а также отмены перестраховочной комиссии.Такая система была продлена в 2005 году.
6. Выравнивающие резервы
Для того,чтобы производить значительные выплаты, которые могут возникать в результате природных катаклизмов, Закон от 13 июля 1982 года позволяет страховщикам и перестраховщикам создать наряду с обычными техническими резервами выравнивающие резервы - для изменений коэффициентов потерь с освобождением от налогов и в которых может быть размещено до 75 % прибыли за каждый год с максимальным пределом в 300 % от годовых нетто-премий. Вклад каждого финансового года выплачивается после десяти лет.
Одной из наиболее важных проблем в этой сфере, влияющей на французскую систему возмещения ущерба на случай природных катастроф, является её финансовое равновесие, поскольку упомянутые резервы, созданные страховщиками и CCR, могут оказаться недостаточными для покрытия ущерба на случай крупной катастрофы, которая может произойти в любое время во Франции. Фактически резервы были сильно ослаблены в основном из-за претензий в результате засухи (и последующего оседания затронутых засухой зданий) в период между 1989 и 2000 годами, к которым также добавились другие существенные страховые выплаты в результате наводнений и циклонов.
7. Система обобщённой страховой гарантии на случай шторма
Термин «шторм» был использован как общее понятие для опасности шторма, урагана и циклона. Целью являлось расширение страховой гарантии на случай огня - гарантия «ТОС». Позднее град и тяжесть снега были также включены в страховую гарантию, которая, таким образом, была заменена на страховую гарантию «TNG».
Действительно, в 1953 году компания «Farming Mutuality» предоставляла бесплатное продление гарантии «ТОС» по страховому полису от огня для кирпичных зданий. В 1956 году APSAIRD (Пленарная Ассамблея компаний, предоставляемых страхование от огня и разнообразных рисков) разработала рекомендации для страховой защиты от шторма для одиночных и сельскохозяйственных рисков (сооружений), а также с 1964 года - для промышленных рисков.
Гарантия «TOC» была расширена в 1968 году с включением покрытия на случай повреждения крыши от града и в 1981 году - на случай повреждения крыши от тяжести снега для промышленных рисков, впоследствии расширена до отдельных рисков.
В результате во Франции в области опасностей стихийных бедствий шторм рассматривался как страхуемый риск и поэтому мог быть принят по договору частными страховщиками, которые в течение определённого времени Администрация стремилась поощрять с целью распространения страхования на максимально возможное число страхователей. Впоследствии этот риск исключили из сферы применения Закона от 13 июля 1982 года.
Теоретически охват таким типом страхового покрытия, казалось, достаточно понятен, но на практике всё было не так очевидно. На самом деле после принятия Закона от 13 июля 1982 года, который, как уже отмечалось, не делал никаких ссылок, являются ли риски страхуемыми или нестрахуемыми, - возникла проблема: разграничение между потерями, которые должны быть урегулированы в рамках «шторма», и теми убытками, которые должны подпадать под «стихийные бедствия». На самом деле начиная с 1982 года из-за масштаба ущерба, а также вследствие того, что многие пострадавшие не имели страхового полиса на случай шторма, несколько событий подобного типа были объявлены исключительно как природные катаклизмы, создавая определённый дискомфорт среди страховщиков и путаницу среди страхователей. Такие первые заявления были оправданны как статус исключительных, однако стало труднее поддерживать такое объяснение, учитывая практику повторения в последующие годы.
С другой стороны, процесс включения гарантии на случай шторма в страховой полис, инициированный страховщиками в 1984 году, не дал ожидаемых результатов из-за настороженного отношения со стороны страхователей, особенно в секторе обрабатывающей промышленности.
Таким образом, решение было принято с целью улучшения и более широкого применения гарантии, а также для уточнения и разграничения сфер и было отражено в Законе № 90-509 от 25 июня 1990 года, который, помимо расширения системы страхового покрытия на случай природных катастроф на Заморские Департаменты Франции, также включил обобщённую гарантию на случай шторма. Статья 1 этого Закона включает статью L.122-7 в Страховом кодексе с учётом следующих положений:
«Договоры страхования, гарантирующие возмещение ущерба от пожара для имущества, находящегося во Франции, а также повреждений наземному моторному транспортному средству, дают право гарантии для страхователя на случай воздействия ветра в резуль - тате шторма, урагана или циклона на имущество, которое является предметом этих контрактов.
Кроме того, если застрахованный имеет страховое покрытие от перерыва в производстве на случай пожара, такая гарантия распространяется на случай воздействия ветра в результате шторма, урагана или циклона».
В результате «обобщённое» страховое покрытие на случай шторма, не применяемый в Заморских Департаментах, становится обязательным, так как страховщик должен всегда предлагать такую страховую защиту страхователю, который может отклонить её только в явном виде и письменной форме.
Совершенно логично вскоре после принятия Закона статья 34 Закона № 91-5 от 3 января 1991го- да включила следующее дополнение после первого пункта:
«Договоры, гарантирующие возмещение ущерба от пожара для не хранящегося на складе урожая, сельскохозяйственных, культур и скота на открытом воздухе, исключаются».
Также Закон 2000-1207 от 13 декабря 2000 года дополнительно внёс изменения в статью L. 122-7 Страхового кодекса следующим образом:
«Договоры страхования, гарантирующие возмещение ущерба от пожара для имущества, находящегося во Франции, а также повреждений наземному моторному транспортному средству, дают право гарантии для страхователя на случай воздействия ветра в результате шторма, урагана или циклона на имущество, которое является предметом этих контрактов, за исключением воздействия ветра из-за циклона, в котором максимальная скорость поверхностных ветров, записанная или оценённая в поражённой зоне, достигает или превышает среднее значение в 145 км/ч в течение десяти минут или порывы в 215 км/ч (...)
Договоры, гарантирующие возмещение ущерба от пожара для не хранящегося на складе урожая, сельскохозяйственных, культур и скота на открытом воздухе, исключаются».
Кроме того, если застрахованный имеет страховое покрытие от перерыва в производстве на случай пожара, такая гарантия распространяется на случай воздействия шторма, урагана или циклона в соответствии с положениями, установленными в соответствующем договоре.
Следует подчеркнуть, несмотря на то, что Закон 1990 года обобщает гарантию от последствий шторма, урагана или циклона (гарантия «TOC»), на практике рынок самостоятельно распространил принцип обобщённости на град и тяжесть снега (гарантия «TNG»).
В частности, страхование на случай шторма, для которого ставки для всего рынка не регулируются равномерно, а скорее, зависят от каждой страховой компании, принимает материальный ущерб от прямого действия ветра или объекта, передвигаемого ветром против застрахованных зданий, или от града и снега. Страхование также покрывает повреждения внутри зданий, возникающие от града или тяжести снега на крышах, при условии, что возникает такой ущерб в течение сорока восьми часов после первых осадков. Покрытие также обеспечивает защиту перерыва в производстве, вызванного прекращением деятельности компании в результате материального ущерба.
Ссылкой на компенсацию ущерба недвижимости является цена реконструкции на день утраты, а для мебели - стоимость замены на тот же день с удержанием по принципу «новое за старое». Практика является стандартной для риска шторма, при котором гарантия никогда не предоставляется на стоимость восстановления объекта. Здесь также компенсация подлежит скидке на размер франшизы, которую берёт на себя страхователь.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»