За 2023 год по всему миру было продано более 90 млн новых легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники — на 11,1% больше по сравнению с январём–декабрём 2022 года.
Почти треть всех мировых продаж пришлась на Китай: 29,6 млн авто, рост за год — на 10,8%. Ещё треть составили продажи в США и Западной Европе: 15,6 млн и 13,3 млн авто соответственно. Продажи в Западной Европе увеличились на 14,1%, а в США — на 12,9%. Заметный рост продаж новых легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники был отмечен также и в Восточной Европе: сразу на 34,9%, до 4 млн транспортных средств. В России продажи увеличились сразу на 69%, до 1,1 млн автомобилей. В целом рост продаж был отмечен во всех странах — крупных игроках автопрома.
По данным Агентства статистики при президенте Узбекистана продажи новых автомобилей увеличились на 35,8%, до 424,7 тыс., с учётом продаж официальных и неофициальных («серых») дилеров.
В Казахстане продажи выросли сразу на 60,2%, достигнув рекордных 198,7 тыс. авто, из которых 70,1% пришлось на автомобили отечественного производства.
Hyundai стал самым популярным в РК брендом за 2023 год: продажи составили 46,7 тыс. авто, плюс 61,9%. Следом идёт Chevrolet (45,8 тыс. машин, плюс 33,6%), а замыкает тройку лидеров Kia (25,5 тыс. авто, плюс 76,8%). В десятку самых популярных брендов по итогам 2023 года попали сразу шесть китайских марок — более того, Chery идёт сразу за тройкой лидеров и занимает четвёртое место с 12,2 тыс. проданных авто.
В топ-10 самых популярных в 2023 году моделей ситуация отличается: 9 из 10 — автомобили местного производства. Лидирует Chevrolet Cobalt (30,4 тыс. авто), следом идут Hyundai Tucson (14,4 тыс. машин) и Kia Sportage (10,5 тыс. авто). Стоит отметить, что в десятке самых популярных моделей за 2023 год присутствуют пять автомобилей бренда Hyundai, три модели Chevrolet и по одной — Kia и Chery.
Что касается цен на автомобили, в среднем по миру в 2023 году они снижались. Это происходило за счёт восстановления логистических цепочек поставок, преодоления кризиса полупроводников и профицита автомобилей из-за роста производства во всём мире. Так, согласно отчёту Kelley Blue Book, средняя цена автомобиля в 2023-м снизилась на 3,5%.
В 2024 году тенденция к снижению цен может сохраниться только на внедорожники и подержанные автомобили. Новые электромобили, напротив, могут подорожать. Ключевые факторы — растущий интерес покупателей, повышающееся внимание общества к устойчивому развитию (в частности, по снижению выбросов CO2) и государственные стимулы для владельцев электромобилей. Всё это может способствовать неуклонному увеличению спроса, что обеспечит стабильность и рост цен на электромобили. С другой стороны, ценовые «войны» двух крупнейших гигантов на рынке электромобилей (и не только) могут, наоборот, привести к удешевлению. Так, конкуренция за клиентов уже в прошлом году вынудила BYD и Tesla снижать цены на свои электромобили, и если BYD предлагает широкую линейку электромобилей, в том числе по доступной цене, то Tesla прибегает к значительным скидкам, так как с прошлого года она уступила лидерство по продажам электромобилей в мире.
Отметим, однако, что в Германии в январе 2024 года продажи электромобилей упали вдвое после прекращения государственных субсидий с декабря 2023-го: продажи EV (автомобилей только с электрическим двигателем) сократились на 55%, продажи заряжаемых гибридов — на 20%.
В Казахстане, по данным ҚАО («Қазақстанның автокөлік одағы», «Казахстанский автомобильный союз»), средняя цена нового автомобиля в ноябре–декабре 2023 года составила 14,8 млн тг — на 2,3% меньше, чем за аналогичный период 2022-го.
По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, цены на новые легковые автомобили по итогам декабря 2023 года снизились на 4,2% за месяц. В то же время по сравнению с декабрём 2022-го цены выросли на 5,3% — это самый низкий показатель годового удорожания новых легковых автомобилей с 2016 года, когда БНС АСПиР РК начало вести статистику по сектору.
Тем временем в 2024 году аналитики Freedom Finance Global прогнозируют рост цен на автомобили в РК, в зависимости от инфляции, в пределах 12%–17%. Кроме того, ожидается повышение спроса на новые автомобили и снижение интереса к автомобилям с пробегом, а также замедление роста продаж новых легковых авто. ҚАО, в свою очередь, прогнозирует рост продаж в 2024 году на 10%–15%, а также отмечает усиление конкуренции на рынке и то, что некоторые дилеры столкнулись с «затовариванием», которое может привести к снижению цен за счёт акционных предложений от дилеров (скидок, рассрочки, спецпредложений и т. д.).
Коснулся РК и мировой тренд на электромобили. Так, количество электромобилей на дорогах Казахстана выросло сразу в 16,7 раза. Тренд на продажи электромобилей напрямую будет зависеть от развития инфраструктуры — в частности, от доступности зарядных станций, в том числе в паркингах и ТЦ. Может заметно измениться структура гибридных автомобилей и ускориться переход с газобензиновых на электрические гибриды. Переход к экологически чистым автомобилям наблюдается и в соседней России, где рынок электрокаров в 2023 году вырос почти в 5 раз, составив 14,1 тыс. проданных авто. В Узбекистане продажи электрокаров выросли в 4,3 раза, до 25,7 тыс. за 2023 год, что составило внушительные 5,7% от всех проданных новых автомобилей.
Мировые продажи электромобилей за год выросли сразу на 31%, составив за 2023 год 13,6 млн авто, из которых 9,5 млн пришлось на полностью электрические автомобили, 4,1 млн — на гибридные. Годом ранее был отмечен рост сразу на 60%.
Согласно данным МЭА (Международного энергетического агентства), спрос на электромобили за три года вырос в 5 раз. Если в 2020-м на 25 новых проданных автомобилей приходился только один электромобиль, то в 2023 году уже каждый пятый проданный автомобиль был электрическим. К 2030-му на дорогах мира будет почти в 10 раз больше электромобилей, нежели в 2023-м.
По мнению аналитиков Gartner, к 2026 году более половины электромобилей, продаваемых в мире, будут производиться в Китае. В прошлом году уже 15 китайских брендов предлагали в своей линейке модели электромобилей, причём многие из них были заметно дешевле иностранных конкурентов. Кроме того, у китайских брендов электромобилей более высокие темпы роста производства по сравнению с другими мировыми автопроизводителями — например, такими гигантами, как General Motors, Volkswagen и Tesla. Также аналитики Gartner ожидают, что к 2027 году средняя цена электромобилей достигнет паритета с аналогичными по классу машинами, оборудованными традиционным двигателем внутреннего сгорания, а это дополнительно увеличит темпы роста продаж BEV-моделей.
По прогнозам Canalys, в 2024 году мировой рынок электромобилей может вырасти на 27%, до 17,5 млн авто, более половины которых будут приходиться на китайские бренды. По данным аналитиков Freedom Finance Global, в 2024-м прогнозируется активное развитие рынка электромобилей в РК, ожидается появление новых дилеров и заводов. Привлекательность электромобилей объясняется не только экологичностью, но и отсутствием пошлины и налогов при их ввозе в РК, что положительно сказывается на их конечной стоимости по сравнению с автомобилями на ДВС. Лидерские позиции Китая на рынке электромобилей также могут оказать влияние на активное развитие «зелёного» авторынка в РК, с учётом того, что в 2023-м каждый четвёртый проданный автомобиль относился к китайским брендам, а в текущем году совокупная доля китайских автомобилей может превысить половину рынка.