22
Ср, янв

Рост мировой экономики в первой половине нынешнего десятилетия может оказаться самым слабым за последние 30 лет

global economicaПереломить тенденцию ослабления роста мировой экономики способны реформы, направленные на стимулирование инвестиций и укрепление налогово-бюджетной политики, отмечается в последнем выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы мировой экономики».

 

Нынешнее десятилетие должно было стать переломным в области развития, однако, по прогнозам, к концу 2024 года мировая экономика установит антирекорд: темпы роста мирового ВВП в первой половине нынешнего десятилетия окажутся самыми низкими за последние 30 лет.

С одной стороны, ситуация в мировой экономике сейчас лучше, чем год назад, в связи со снижением риска глобальной рецессии, в основном, благодаря стабильности экономики США. Однако нарастание геополитической напряженности в ближайшей перспективе может создать для мировой экономики новые угрозы. Между тем для многих стран с развивающейся экономикой среднесрочный прогноз ухудшился на фоне замедления темпов роста в большинстве крупных экономик, застоя в мировой торговле и сильнейшего за последние десятилетия ужесточения условий кредитования. Ожидается, что темпы роста мировой торговли в 2024 году составят лишь половину от среднего показателя за десять лет, предшествовавших пандемии. В то же время стоимость заимствований для стран с развивающейся экономикой, особенно для стран с низким кредитным рейтингом, скорее всего, останется высокой, ввиду максимальных за последние сорок лет мировых процентных ставок (с учетом инфляции).

Согласно прогнозам, в 2024 году темпы роста мировой экономики продолжат замедляться третий год подряд и опустятся до 2,4% по сравнению с 2,6% в прошлом году, что почти на три четверти процентного пункта ниже среднего значения за 2010-е годы. По прогнозам, темпы экономического роста в странах с развивающейся экономикой составят лишь 3,9%, что более чем на один процентный пункт ниже среднего показателя за предыдущее десятилетие. Ожидается, что экономика стран с низким уровнем дохода, прошлогодние показатели которых вызвали разочарование, вырастет на 5,5% (ниже предыдущего прогноза). К концу 2024 года население почти каждой четвертой развивающейся страны и примерно 40% стран с низким уровнем дохода будет по-прежнему беднее, чем до пандемии COVID в 2019 году. В то же время в странах с развитой экономикой в текущем году ожидается замедление роста до 1,2% по сравнению с 1,5% в 2023 году.

«Без серьезной корректировки курса 2020-е годы войдут в историю как десятилетие упущенных возможностей, – заявил Индермит Гилл, главный экономист и старший вице-президент Группы Всемирного банка. – В ближайшей перспективе темпы экономического роста будут оставаться низкими, и многие развивающиеся страны, особенно беднейшие, окажутся в ловушке: высокий уровень задолженности будет препятствовать развитию, а с проблемой дефицита продовольствия столкнется почти треть их населения. Это может затормозить прогресс в решении многих глобальных приоритетных задач. Однако переломить эту тенденцию все еще возможно. В данном докладе предложено четкое направление действий и показано, каких преобразований можно добиться, если правительства безотлагательно примут меры по стимулированию инвестиций и укреплению основ налогово-бюджетной политики».

Для борьбы с изменением климата и достижения других ключевых глобальных целей в области развития к 2030 году развивающимся странам потребуется существенно больший объем инвестиций – примерно 2,4 трлн долл. США в год. Без всеобъемлющего пакета экономических мер обеспечить такой объем вряд ли будет возможно. Ожидается, что средние темпы роста инвестиций на душу населения в странах с развивающейся экономикой в 2023–2024 годах составят всего 3,7% – это лишь чуть больше половины от уровня двух предыдущих десятилетий.

В докладе впервые представлен глобальный анализ мер, необходимых для обеспечения устойчивого инвестиционного бума, на основе данных из 35 стран с развитой экономикой и 69 стран с развивающейся экономикой за последние 70 лет. В докладе показано, что страны с развивающейся экономикой, которые обеспечивают ускорение темпов роста инвестиций на душу населения до как минимум 4% и поддерживают такие темпы не менее шести лет подряд, зачастую получают существенный экономический выигрыш: ускорение процесса сближения по уровню доходов между ними и странами с развитой экономикой, более быстрое снижение уровня бедности и четырехкратное увеличение темпов роста производительности. В периоды таких бумов наблюдаются и другие положительные эффекты, например снижение инфляции, улучшение состояния государственных финансов и внешних расчетов, быстрое расширение доступа населения к интернету.

«Инвестиционные бумы способны преобразовать страны с развивающейся экономикой, помочь им ускорить энергетический переход и решить целый ряд задач в области развития, – говорит Айхан Косе, заместитель главного экономиста и директор Группы прогнозов Всемирного банка. – Чтобы породить такой бум, странам с развивающейся экономикой необходимо реализовать всеобъемлющие пакеты мер в целях укрепления основ финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики, расширения трансграничных торговых и финансовых потоков, улучшения инвестиционного климата и повышения качества институтов. Это тяжелая работа, но многие страны с развивающейся экономикой уже проделывали ее в прошлом. Если проделать эту работу еще раз, то это поможет смягчить прогнозируемое замедление потенциального экономического роста во второй половине текущего десятилетия».

В последнем выпуске доклада «Перспективы мировой экономики» также определены меры, которые могут быть предприняты двумя третями развивающихся стран, в частности, странами – экспортерами сырья, чтобы избежать циклов подъема и спада. В докладе отмечается, что правительства этих стран нередко принимают меры налогово-бюджетной политики, которые, напротив, приводят к усилению таких подъемов и спадов. Например, при увеличении цен на сырьевые товары, которое приводит к повышению темпов экономического роста на 1 процентный пункт, правительства могут увеличить расходы и повысить темпы экономического роста еще на 0,2 процентного пункта. В целом, в благоприятные времена налогово-бюджетная политика, как правило, приводит к перегреву экономики. А в неблагоприятные – к углублению спада. В развивающихся странах – экспортерах сырья эффект такой «процикличности» на 30 процентов сильнее, чем в других странах с развивающейся экономикой. Кроме того, налогово-бюджетная политика в этих странах, как правило, на 40 процентов волатильнее, чем в остальных странах с развивающейся экономикой.

Нестабильность, связанная с более высокой процикличностью и волатильностью налогово-бюджетной политики, неизменно препятствует улучшению перспектив экономического роста развивающихся стран – экспортеров сырья. Ситуацию можно улучшить путем принятия мер налогово-бюджетного характера, нацеленных на упорядочение государственных расходов, а также путем введения плавающего валютного курса и смягчения ограничений на движение международного капитала. В среднем эти меры могут помочь развивающимся странам – экспортерам сырьевых товаров повышать темпы роста ВВП на душу населения на целый 1 процентный пункт каждые четыре-пять лет. Помимо этого, полезной мерой для стран может быть создание фондов национального благосостояния и других резервов «на черный день», которые могут быть быстро использованы в чрезвычайных ситуациях.

Источник: Всемирный банк