Опыт аграрного хозяйствования самых успешных стран мира демонстрирует цивилизованные, европейские и американские подходы к сельскохозяйственному производству.
США: ОТ ПРЯМОГО СУБСИДИРОВАНИЯ ДО СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ
Сельское хозяйство в США имело ключевую роль еще с момента основания страны. Для мигрантов, которые переселялись на новую землю, в основном из Европы, фермерство в основном было гарантией успешного развития, ведь продукты питания были товаром гарантированной продажи, а земля в собственности закрепляла будущие перспективы. Но со временем это преимущество превратилось в недостаток - проблему перепроизводства.
Время от времени фермерский бизнес также страдал от неурожая, что существенно било по карману фермеров. Для того, чтобы поддержать отрасль, которая способствовала появлению рабочих мест, давала без преувеличения стратегическую по своим размерам прибыль в бюджет, подталкивала развитие транспортной системы и другого производства и услуг, американское правительство вводило различные виды помощи. Главным образом, они сводились к прямому субсидированию фермеров.
Впрочем, из-за тенденции монополизации агробизнеса и развития технологий, сельскохозяйственная отрасль с годами стала иметь меньше лобби в Конгрессе, потому что уже не опиралась на большое количество семейных фермерских хозяйств. Так, по статистике, в 1940 году в США существовало 6 млн ферм со средней площадью 67 гектаров. В конце 1990-х их насчитывалось лишь около 2,2 млн с площадью, в среднем, 190 гектаров. В первой декаде 2000-х эта тенденция сохранилась. В 2014 году привычная прямая бюджетная помощь была заменена на законодательном уровне другим инструментом - страхованием рисков.
Работает это просто. Фермеры не знают, какой будет стоимость посаженных ими культур и какой будет погода в следующем сезоне. Владельцы животноводческих ферм также не могут быть уверенными в ценах на свою продукцию в связи с рисками потерь из-за неблагоприятных погодных условий или болезни скота. В случае, если фермерам угрожает сильная засуха, наводнение и непредсказуемая ситуация на рынке, предоставляется менее затратное частичное страхование, если же риски меньше - страховка может быть выше.
Чтобы ввести такой инструмент, американский Конгресс более трех лет искал компромиссы и впоследствии принял Закон о сельском хозяйстве - 2014. Документ утвердил выделение на протяжении нескольких лет $956,4 млрд долларов (почти триллион!) на запуск целого ряда программ, в том числе в сфере торговли, сельскохозяйственных исследований, возобновляемой энергии и продовольственной помощи.
Тем не менее, несмотря на огромную сумму бюджета, в Конгрессе отметили, что закон "предусматривает наибольшее сокращение расходов на сельское хозяйство в истории". В документе сохранилась кредитная программа содействия торговле, в виде субсидий фермерам, когда цены на основные культуры падают ниже определенного уровня. Впрочем, прямые выплаты были заменены страховыми. То есть, главным ориентиром стало страхование урожая, и концепция страхования была расширена на другие сферы, например, производство молока.
В целом американские фермеры могут выбирать схему поддержки сбыта продукции из двух основных программ. Первая - страхование от падения цен (PLC), которая предусматривает компенсации, если цены на продукцию растениеводства падают ниже заранее определенных уровней. Вторая - страхование сельскохозяйственных рисков (ARC). Она обеспечивает выплаты фермерам в случае уменьшения доходов ниже среднего по стране показателя. Для расчетов потенциальных выплат фермеры во время регистрации предоставляют данные о площади и урожайности на своих фермах. Кроме того, существует еще несколько вариантов страхования урожая или доходов.
При этом федеральное правительство может субсидировать страховые премии по ставкам от 38% до 80%, в зависимости от уровня покрытия и вариантов, выбранных производителями. Такой высокий уровень субсидий необходим для того, чтобы сделать продукцию доступной по цене.
В целом же, закон очень сложный и прописывает много других вариантов для отдельных направлений производства, например животноводства, или выращивания хлопка. Американские финансовые аналитики считают, что фермеры все будут более заинтересованы в управлении рисками, в частности, из-за влияния глобальных изменений климата. В то же время, программы, предложенные новым законодательством США, могут иметь другой эффект, например склонность фермеров использовать более рискованные в плане урожайности регионы. Тем не менее, развитые экономики, такие как американская, вполне могут поддерживать высокий уровень субсидирования сельского хозяйства, в то время как в менее развитых странах такая схема может показаться слишком затратной.
НИДЕРЛАНДЫ: ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРИОРИТЕТЕ
Нидерланды - второй после США экспортер сельскохозяйственной продукции в мире. Объем экспорта сельхозпродукции в 2015 году составил более 80 млрд евро. Это около 18% общего экспорта страны. По некоторым оценкам, на сельское хозяйство приходится 10% экономики страны. Больше всего голландских сельхозтоваров отправляется в Германию. Среди крупных агропромышленных партнеров также Бельгия, Великобритания, Франция и Италия. Основные экспортируемые товары - это цветы и растения, мясо, молочная продукция, овощи и фрукты.
Достигнув серьезных позиций на мировом рынке, основными приоритетами в сельском хозяйстве теперь называется не столько рост производительности, сколько устойчивое развитие, инновации, улучшение условий содержания животных, использование возобновляемых источников энергетики.
Например, среди субсидий, которые могут получить фермеры, существует программа гарантирования части кредита, которую готово взять на себя государство. Претендовать на эту программу могут малые или средние предприниматели или, например, молодые фермеры в возрасте до 39 лет. Дополнительные средства займа, которые фермер получит под гарантии, должны быть израсходованы на строго определенные цели, например, оптимизацию производства, улучшением качества продукции или условий содержания животных.
Кроме того, на дополнительную помощь могут претендовать молодые фермеры - до 41 года. По статистике голландского агентства по вопросам предпринимательства RVO, лишь 5% нидерландских фермеров - моложе 35 лет. Поэтому цель этой программы - привлечь больше молодых предпринимателей в сферу сельского хозяйства. Эти средства могут быть инвестированы в строительство, землю, технику или мобильное оборудование. Кроме того, государство поддерживает фермы, где отказались от использования химикатов и пестицидов. Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность этих экотоваров, правительство, например, подписало договоры с супермаркетами и Федерацией агропромышленности и тепличного производства о расширении дистрибуции этой продукции.
Еще одна цель в сельском хозяйстве - расширение использования биомассы как топлива на фермерских хозяйствах. Так, до 2030 года планируется заместить 30% нефтепродуктов на «зеленую энергетику». Поэтому поддерживаются научные исследования в этой сфере.
ФРАНЦИЯ: В ЗАЩИТУ ФЕРМЕРОВ ТРАКТОРЫ ДОШЛИ ДО ПАРИЖА
Сельское хозяйство здесь наиболее опекаемая государством отрасль, хотя основа его - частное землевладение. Количество фермерских и частных сельскохозяйственных предприятий во Франции достигает почти 1 млн. По объему произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и третье место в мире. Франция ежегодно экспортирует сельхозпродукции на сумму более 40 млрд евро. В отрасли занято около 7% трудоспособного населения.
Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профсоюзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.
Особенной является и система налогообложения: расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота.
На поддержку аграриев расходуется в среднем до 40 млрд евро в год. Центральное место в системе кредитного обеспечения сельского хозяйства играет банк «Креди Агриколь». Механизм действия льготных кредитов для сельского хозяйства основан на принципе государственного погашения банком разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготной ссуды, предоставленной фермеру.
Кроме правительства, французских фермеров также поддерживает и Евросоюз через Единую сельскохозяйственную политику (ЕСХП). Франция получает около 17% от общего бюджета. В среднем одно хозяйство получает около 12 тыс. евро субсидий в год. Кроме того, у французских фермеров есть льготы на кредиты. На закупку новой сельхозтехники они могут привлекать средства под 3-4% годовых, на приобретение земли - примерно под 7% годовых.
И несмотря на это, уровень недовольства растет. В течение последнего года по стране прокатилась волна протестов. Фермеры шли маршами на сельхозтехнике в столицу, блокировали дороги, прорывались к центру и требовали поддержки от государства, в том числе повышения закупочных цен на молоко и мясо. Подействовало: правительство пообещало скотоводам дополнительную финансовую помощь в сумме 290 млн евро. Кроме того, министр сельского хозяйства Франции Стефан Ле Фолль заявил, что также будет выделено 500 млн евро для денежных займов. Объявленная финансовая помощь станет дополнением к первоначальному плану, который французская власть представила в сентябре 2015 года. План рассчитан на 3 года и включает возврат налогов и поддержку инвестиций, финансируемых совместно Евросоюзом и французскими регионами. Общая сумма поддержки 300 млрд евро.
АВСТРАЛИЯ: ТОННА ЗЕРНА НА КАЖДОГО АВСТРАЛИЙЦА
Австралия на четвертом месте среди мировых экспортеров. Когда-то страна объявила борьбу против дискриминации своей продукции на рынке стран ЕС и, очевидно, не проиграла. Так, созданная в 1986 году Кернская группа, где Австралия в лидерах, объединяет в настоящее время 19 стран-производителей сельскохозяйственной продукции, на их долю приходится 20% мирового экспорта.
В целом цифры впечатляют. Сельское хозяйство и тесно связанные с ним секторы составляют 12% ВВП страны, а объем валовой добавленной стоимости в этой отрасли составляет более $155 млрд. В Австралии находится 14% всего мирового поголовья овец (более 150 млн голов). Страна лидирует среди поставщиков шерсти: 9% от всего мирового производства.
Кроме этого, Австралия - один из главных производителей зерновых, сахара, молочных продуктов, фруктов. О пшенице отдельное слово. Половину пахотной площади отводят под пшеницу, ее собирают почти по тонне (!) на душу населения. Страна считается производителем пшеницы мирового значения. Не удивительно, что внутренние потребности страны удовлетворяются собственным производством.
Сельскохозяйственные угодья Австралии составляют примерно две трети ее площади. Периодически случаются засухи. Большинство сельскохозяйственных угодий используется для нужд животноводства (луга и пастбища). Около двух третей стоимости продукции сельского хозяйства обеспечивает животноводство.
В Австралии производителями сельскохозяйственной продукции, в основном, являются фермерские хозяйства. Австралийские фермеры владеют 135 997 фермами, охватывающими 61% территории Австралии. Финансовая поддержка правительства предоставляется фермерам, как правило, для компенсации убытков, вызванных природными или техногенными факторами - главным образом, это длительные периоды засухи (на всей территории страны сочетается орошение и сухое земледелие), наводнения, пожары или другие стихийные бедствия. При этом правительственные дотации предоставляются лишь в том случае, когда убытки в связи со стихийным бедствием терпит значительное количество хозяйств в регионе. Такая поддержка может иметь разные формы: гранты, краткосрочные кредиты по низким процентным ставкам и тому подобное.
Также государство предоставляет налоговые льготы фермерам для компенсации амортизации сельскохозяйственного оборудования. Напоследок для защиты национального агросектора правительство применяет систему специальных платежей и импортных пошлин. Что касается налогообложения, то производители различных видов сельскохозяйственной продукции уплачивают налоги по разным ставкам. Так, например, сахарная промышленность не получает налоговых льгот, тогда как виноделие имеет определенные преимущества в налогообложении.
КАНАДА: БЫСТРЫЙ ИНТЕРНЕТ НА КАЖДУЮ ФЕРМУ
Канада - пятая по объему экспорта сельскохозяйственной продукции в мире. Пропорциональный вклад сельского хозяйства в общий ВВП Канады в течение последних десятилетий значительно снизился и сейчас достиг 1,7%. При этом отрасль до сих пор обеспечивает работой более 2 миллионов канадцев и ежегодно вносит более 100 млрд долл. в ВВП страны. Ежегодно Канада экспортирует сельскохозяйственной продукции на более чем 40 млрд долл.
Сельское хозяйство Канады получает значительную государственную поддержку (ежегодно варьируется в пределах 6-8 млрд долл), хотя она в разы меньше, чем в странах ЕС. Впрочем, такие низкие показатели объясняются уникальной канадской системой государственной монополии на закупку молока, сыра, яиц и птицы под названием «управление поставками». Специально созданные государственные компании регулируют предложение этих товаров на рынке, контролируя внутреннее производство и ограничивая импорт с помощью высоких пошлин, которые могут достигать 200%. Такая система, с одной стороны, позволяет Канаде избежать прямого субсидирования сектора, а с другой - вредит потребителям, ведь из-за государственного регулирования, цены на конечный продукт в Канаде от 30 до 300% выше, чем в других странах. Таким образом, покупатели из собственного кармана высокими ценами поддерживают национального производителя.
Сбыт других канадских агропродуктов (зерно, свинина, телятина и др.) происходит на более-менее рыночных условиях, хотя для фермеров создано специальное кредитное учреждение Farm Credit Canada. Кроме того, в стране действует с десяток провинциальных и федеральных программ поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, среди которых: краткосрочные кредиты до 400 тыс. долл. под низкий процент с частичным покрытием процентов; государственные кредитные гарантии на покупку земли агроназначения; добровольный механизм гарантированных цен закупки; льготное страхование урожая от природных катаклизмов и погодных условий; финансовая поддержка продвижения продукции за рубежом (до 50 тыс. долл. на одно предприятие в год); экстренная финансовая поддержка во время чрезвычайных ситуаций; субсидирование транспортировки зерна через порт на севере страны (9.20 долл./тон).
Свою роль государство видит также в развитии науки, поэтому ежегодно инвестирует сотни млн долларов в различные исследования в области сельского хозяйства. Кроме этого, новый федеральный бюджет содержит обещание вложить в течение 2016-2021 гг. 500 млн долл. в расширение доступа к скоростному доступу к сети Интернет в отдаленных регионах страны, что необходимо для нормального функционирования современной сельхозтехники.
ГЕРМАНИЯ: ЗА СВОИ ПРАВА ФЕРМЕРЫ ГОТОВЫ И НА МАСКАРАД
ФРГ занимает второе место по объему производства продукции животноводства, а также зерновых в странах ЕС. При этом в аграрном секторе, где очень высокий уровень механизации, заняты лишь 2-3% трудоспособного населения государства, а его доля не дотягивает в структуре ВВП до 1%.
Базируется немецкое сельское хозяйство на небольших семейных фермерских хозяйствах. Государство поддерживает отрасль, но не дотационно или прямым выделением средств. Дело в том, что государственная помощь запрещена в ЕС согласно п.1 ст.107 договора о функционировании Европейского Союза, так как препятствует свободной конкуренции на внутреннем рынке. Но есть некоторые исключения из этого принципиального запрета. В частности, возможна государственная помощь социального характера отдельным потребителям, гуманитарная помощь и гранты хозяйствам, которые понесли убытки после восстановления Германии. Таким образом, например, до 22 марта этого года действовал уже второй по счету пакет субсидий пострадавшим от низких цен производителям молочной и мясной продукции (общим объемом 13 млн евро) и можно было подать заявку на получение такой.
Министр Кристиан Шмидт пообещал, что государство будет и дальше помогать фермерам на глобальном рынке в рамках возможностей. Время от времени фермеры протестуют, причем поднимают свой голос против современных тенденций в аграрной промышленности, в частности против генной инженерии, выступая за традиционное, а значит, более экологичное село. Почти 20 тысяч приняли участие в такой демонстрации в январе этого года, одевшись в костюмы домашних животных и птиц.
ПОЛЬША: ДИПЛОМАТИЯ НА СЛУЖБЕ АГРАРИЕВ
Даже во времена коммунистической Польши значительная часть сельского хозяйства страны находилась в частной собственности. Поэтому, традиционно, в Польше и сейчас популярны маленькие частные сельскохозяйственные хозяйства, которые специализируются на изготовлении одного вида продукции. Сейчас около 2 млн мелких частных сельскохозяйственных предприятий Польши (имеют по 5-10 га земли) владеют 90% пахотных земель страны. Польша - европейский лидер в выращивании картофеля, сахарной свеклы, яблок.
15% всех работающих в Польше задействованы в сельском хозяйстве. Этот сектор польской экономики генерирует долю примерно 4% ВВП Польши, что составляет более 20 млрд долларов. Однако наблюдается тенденция к ее постепенному уменьшению. В отдельных регионах страны, в частности в восточной части страны, уровень трудоустройства в этом секторе достигает более 30% от всего работающего населения.
Сельское хозяйство Польши экспортно ориентированное (10% продукции идет на экспорт), а потому польская дипломатия постоянно ищет новые рынки сбыта аграрной продукции, особенно в свете уменьшения рынков в странах Восточной Европы и бывшего СССР из-за экономического кризиса, санкций, вооруженных конфликтов. Новое польское правительство подготовило программу действий на 2015-2019 годы. В ней указывается, в частности, что правительство должно использовать все существующие возможности для увеличения помощи польским аграриям в бюджетной перспективе ЕС на 2014-2020 годы. В программе подчеркивается также, что следует приложить максимум усилий, чтобы модель популярных малых семейных сельскохозяйственных предприятий не была вытеснена крупными фермерскими предприятиями.
Это делается как по экономическим мотивам (лучше приспособленность продукции к потребностям рынка), так и социальным (сохранение большего количества рабочих мест на селе и лучшей экологической ситуации). Государство старается всячески поддерживать мелкие аграрные предприятия, которые демонстрируют постепенную динамику роста производства, особенно в свете европейских доплат за пахотные земли или отдельные виды продукции.
В Польше есть несколько банков, специализирующихся на кредитовании сельского хозяйства, в частности BGZ. По долгосрочным кредитам (до 10-ти лет) государство может компенсировать половину процентной ставки. В Польше популярным является также льготное кредитование аграрного сектора, когда предприниматель может оплатить только 3%, а остаток суммы по процентной ставке банка возвращает государство.
По материалам www.ukrinform.ru
Авторы: Ярослав Довгопол (Вашингтон), Марина Гонта (Нидерланды), Роман Сущенко (Париж), Иван Юсипюк (Австралия), Максим Наливайко (Оттава), Ольга Танасийчук (Берлин), Юрий Банахевич (Варшава).