3.3.1. Кооперация в страховании
Кооперация, осуществляемая страховыми компаниями с финансовыми институтами, например с банками, дает очевидные преимущества для развития страхового дела. Так, кооперационные связи позволяют:
· расширить набор предоставляемых страховыми компаниями услуг путем реализации принципа продаж «все из одних рук», очень удобного для клиентов;
· повысить эффективность работы агентской сети;
· избежать конкуренции со стороны других финансовых институтов;
· за счет продаж большего числа разнообразных страховых и финансовых услуг получить дополнительные доходы;
· привлечь и не допустить оттока из кооперирующих предприятий капитала страхователя;
· выйти на новые группы клиентов;
· улучшить репутацию страхования благодаря повышению его гибкости и переходу к предоставлению комплексных услуг;
· получить более подробную информацию о клиентах.
Однако широкое развитие кооперационных связей дает не только положительный эффект, но и создает ряд проблем. Среди них следует упомянуть следующие:
· расширение спектра предоставляемых услуг ведет к существенному увеличению объема работы для агентской сет и, зачастую превышающему ее возможности;
· удорожание предлагаемых банковских продуктов за счет включения в цену комиссионных вознаграждений страховых агентов - работников внешней службы страховщика;
· в комплексные финансовые услуги не всегда входят самые выгодные для клиента продукты;
· реализация концепции комплексного обслуживания клиентов нередко приводит к тому, что страховые покрытия, предлагаемые по нескольким видам страхования, объединенным в одном страховом продукте, «перекрываются»;
· партнеры по кооперации могут отличаться по размеру и финансовой мощи, что может иметь своим следствием возникновение отношении зависимости;
· в ходе кооперации между партнерами может возникнуть конфликт вследствие несовпадения интересов. Например, партнеры по кооперации могут ставить перед собой разные цели или рассматривать того или иного клиента только с точки зрения своих собственных интересов. В таком случае один и тот же клиент может оказаться «хорошим» для банка, но «плохим» для страховщика.