В Италии введение обязательного страхования от природных катастроф вновь отложено, поскольку ни страховщики, ни компании не были полностью готовы к новым требованиям. Ассоциация по управлению рисками ANRA активно работает над образовательными инициативами, чтобы подготовить рынок к предстоящим изменениям.
Отсрочка внедрения обязательного страхования - уже не превая. Изначально планировалось, что с 31 марта 2025 года все компании в Италии будут обязаны иметь страховое покрытие от природных катастроф, включая землетрясения, наводнения и оползни. Однако, учитывая неподготовленность рынка, правительство Италии приняло решение о поэтапном внедрении обязательства:
- Крупные предприятия должны выполнить требование до 31 марта 2025 года, с 90-дневным переходным периодом без санкций.
- Средние предприятия получили отсрочку до 1 октября 2025 года.
- Малые и микропредприятия обязаны обеспечить покрытие до 1 января 2026 года.
Это решение было принято после того, как стало очевидно, что ни покупатели, ни страховщики не были полностью готовы к новым правилам, и возникли сложности с определением и сравнением подходящих страховых продуктов.
Страховщики и корпоративные клиенты в Италии сталкиваются с целым рядом практических и нормативных трудностей в связи с введением обязательного страхования от природных катастроф. Одной из наиболее острых проблем стала неподготовленность страхового рынка к предоставлению унифицированных страховых продуктов, соответствующих новым требованиям. Многие существующие полисы действительно включают покрытие землетрясений или наводнений, но при этом не охватывают другие обязательные риски, например, оползни. Это означает, что даже у компаний, имеющих действующие договоры, может отсутствовать полное соответствие законодательству, а требуемые корректировки формулировок полисов пока не являются стандартом. Дополнительное затруднение вызывает отсутствие четких и единообразных определений покрываемых событий: страховые договоры должны учитывать, например, различие между «внезапным» и «постепенным» оползнем, что требует точных юридических и технических формулировок, которых на данный момент зачастую не существует.
Еще одним значительным препятствием является сложность обязательств по объектам, находящимся в аренде, лизинге или по договорам кредита. Не всегда ясно, кто должен выступать страхователем в таких случаях — арендатор, арендодатель или владелец объекта. Это вызывает необходимость дополнительных согласований между сторонами, что особенно проблематично для малых и средних предприятий, не обладающих юридическими и административными ресурсами для решения таких вопросов в сжатые сроки. В дополнение к этому, компании сталкиваются с неясностями в оценке страховой стоимости активов и корректной идентификации имущества, подлежащего покрытию, особенно если оно отражено в балансе в составе комплексных учетных статей.
Страховые компании, в свою очередь, обязаны предлагать покрытие, но только в пределах своих андеррайтинговых возможностей и в зависимости от оценки технической и финансовой целесообразности. Это означает, что для некоторых рисков, особенно в зонах высокой сейсмической или гидрологической активности, страховщики могут отказаться от заключения договора или установить заведомо высокую премию, что делает покрытие экономически недоступным для части клиентов. Неопределенность усиливается отсутствием единых тарифов и стандартных страховых форм, которые позволили бы унифицировать рынок и упростить процесс комплаенса.
Для многих компаний остается неочевидной и связь между новым требованием страхования и последствиями его неисполнения. Несмотря на то что отсутствие страхового покрытия не влечет прямых санкций, оно будет приниматься во внимание при рассмотрении заявок на государственные субсидии или компенсации ущерба от катастроф. Однако этот механизм не до конца понятен большинству участников рынка, что создает путаницу и правовую уязвимость.
Отдельная проблема связана с культурой управления рисками. Новый закон не вводит прямых требований к мерам по предотвращению ущерба, но косвенно поощряет поведение, соответствующее этой логике. Например, исключение из покрытия объектов, построенных с нарушением градостроительных норм, фактически заставляет бизнес приводить в порядок свою имущественную документацию и устранять правовые нарушения. Это особенно сложно для микропредприятий и компаний, действующих в регионах, где в течение десятилетий формировалась практика эксплуатации недвижимости без надлежащей регистрации или разрешений.
Таким образом, несмотря на стратегическую важность реформы, ее реализация сопряжена с высоким уровнем неопределенности и нагрузкой как на страховщиков, так и на бизнес. На данный момент основная задача — это выработка технических и правовых решений, которые позволят рынку адаптироваться к новым требованиям без сбоев и избыточных затрат. Именно поэтому усилия ANRA по информированию и поддержке участников рынка приобретают решающее значение.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz