24
Вс, нояб

ЦБ России введет паспорта финансовых продуктов для предупреждения потребителя обо всех рисках

ЦБ предлагает ввести для финансовых инструментов индивидуальный паспорт, он же ключевой информационный документ (Key Information Document, KID), рассказал «Ведомостям» его представитель. Так информация о финансовых продуктах станет доступнее и удобнее для восприятия, а риски злоупотреблений снизятся, пояснил он. Как именно будут выглядеть паспорта, ЦБ сейчас обсуждает с профессиональными объединениями финансистов.

Существует разрыв между ожиданиями потребителей финансовых услуг и реальной ситуацией при их использовании, указывает ЦБ в письме президенту Всероссийского союза страховщиков Игорю Юргенсу (ВСС, «Ведомости» располагают документом, представитель союза его подлинность подтвердил). Связан он с тем, что граждане недостаточно информированы об особенностях продуктов, в том числе о рисках, а договоры являются слишком объемными и сложными для восприятия.

В письме ЦБ указывает, что в паспорт финансового продукта могут входить данные о поставщике услуги, информация о необходимости наличия у клиента статуса квалифицированного инвестора, общие требования к получателю, максимальный размер потерь, которые может понести клиент, а также порядок и размер платежей, возможность получить компенсацию и др. При оформлении продукта подписывать паспорт придется и продавцу, и покупателю.

Такие паспорта целесообразно ввести для всех секторов финансового рынка, говорит представитель ЦБ. По его словам, регулятор, основываясь на поступивших от граждан жалобах, предложил список из более чем 30 продуктов, для которых паспорта будут введены в первую очередь. Для каких именно, он не раскрыл.

В письме ЦБ в ВСС приводится перечень страховых продуктов, у которых появятся паспорта: ОСАГО, каско, ДСАГО, страхование жизни, имущественное и туристическое страхование, страхование от несчастных случаев и болезней. Страховое сообщество в диалоге с ЦБ о паспортах, детали прорабатываются, передал «Ведомостям» Юргенс.

Президент НАУФОР Алексей Тимофеев говорит, что СРО обсуждает с ЦБ дюжину финансовых инструментов, у которых на первом этапе появятся паспорта: внебиржевые деривативы и структурные продукты, которые включают в себя деривативы. Свести к минимуму случаи, когда клиент покупает продукт, в котором не разбирается, возможно, считает он: для этого информация в паспортах должна быть описана как можно более понятным языком в объеме не более трех страниц. Летом НАУФОР вместе с Национальной фондовой ассоциацией планирует утвердить паспорта, которые могут стать обязательными к использованию их членами через полгода. Представитель ЦБ отметил, что процесс введения паспортов должен стать массовым в этом году.

Представитель союза микрофинансовых организаций (МФО) «Мир» говорит, что знает о планах ЦБ ввести паспорта , но к разработке их не привлекали: для МФО это избыточно, договор займа состоит из двух частей – индивидуальных и общих условий, обе регламентирует закон.

Для пенсионного рынка вопрос о паспортах не принципиален, считает первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Эрлик: «В индустрии НПФ идея паспортов реализована в виде страховых и пенсионных правил, которые НПФ публикуют на сайтах. Потребитель расписывается, что с правилами ознакомлен».

Не исключено, что паспорт станет еще одной бумагой, которую клиент подпишет не глядя, опасается председатель совета «Финпотребсоюза» Игорь Костиков. Их оформление в любом случае приведет к дополнительным затратам у профучастников, а те переложат их на клиентов, считает он. «У нас и сегодня много информации предоставляется клиентам, но большинство либо торопится, либо не осознает последствий, либо не совсем понимает суть написанного», – говорит вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, замечая, что в обсуждении инициативы ЦБ ассоциация пока не участвовала.

data persНиколь Шепанек из Swiss Re Corporate Solutions рассказывает об использовании данных и аналитики для повышения устойчивости за пределами традиционного страхования.

sierra signorelli zurichСьерра Синьорелли, генеральный директор коммерческого страхования в Zurich в, подчеркнула, что использование данных и технологий действительно будет отличать ведущих компаний в ближайшие годы. Свое мнение Синьорелли высказала в ходе панельной дискуссии по прибыльному росту, организованной брокером по перестрахованию Aon.