3.4. Развитие концепции риск-менеджмента
Подобно тому, как изменялось во времени отношение человечества к риску, определенную эволюцию проделало и представление специалистов о риск-менеджменте, как о системе управления рисками.
Появление термина риск-менеджмент относится к 50-м годам ХХ века. Однако широкое распространение он получил лишь с 70-х годов. К тому периоду относится зарождение в США консалтинговых услуг в области рейтингования и оценки риска (первоначально, основной упор делался на страновой риск). Тогда же стали присваиваться первые квалификации "риск-менеджер".
В 80-х годах концепция получила свое дальнейшее развитие. В крупных фирмах стали создавать специализированные отделы риск-менеджмента, основной задачей которых было сокращение затрат на страхование. В первую очередь это осуществлялось за счет переноса акцента на превентивные меры, благодаря которым уменьшался риск и страховые тарифы. Поэтому основное внимание на данном этапе уделялось именно страхуемым рискам. Наибольшее распространение риск-менеджмент получил в самых технически сложных и опасных отраслях: в тяжелой промышленности, энергетике, транспорте. Доминирующей тенденцией в организации системы риск-менеджмента являлась его реализация "снизу вверх". Отделы самостоятельно управляли рисками в соответствие со своими функциями и полномочиями. Такая организация сейчас считается "традиционной" и несколько устаревшей.
С середины 90-х годов можно отметить новый этап в развитии риск-менеджмента. Существенно расширился перечень управляемых рисков. Больше внимания стало уделяться редким событиям, которые могли привести к краху компании, а также нематериальным, коммерческим и операционным рискам. В крупных корпорациях проявилась тенденция к меньшему использованию страхования и увеличению собственного участия в покрытии убытков от реализации рисков.
На данном этапе все большее распространение получила парадигма реализации риск-менеджмента "сверху вниз", предусматривающая организацию управления рисками на предприятии как единой системы с обязательной координацией со стороны высшего руководства компании. Такой подход получил название "корпоративный" ("интегрированный", "интеграционный") риск-менеджмент.
Для корпоративного риск-менеджмента также характерно не стремление автоматически сокращать риск, а оценивать его по сравнению с возможностям бизнеса и оптимизировать с целью повышения доходности. Предпринимаются попытки ввести единый показатель совокупного риска организации, который можно будет применять при оценке стоимости фирмы. В результате, корпоративный риск-менеджмент становится неотъемлемым инструментом бизнес-планирования.
Табл.3.2.
Сравнение существующих концепций риск-менеджмента.
Особенности
Традиционная концепция риск-менеджмента
Концепция корпоративного риск-менеджмента
Риски
перечень управляемых рисков ограничен; основной упор - на страхуемые и финансовые риски
стремление учитывать максимально возможное количество рисков и возможности управления ими (в идеале - все риски и все методы управления)
Организация
каждый отдел самостоятельно управляет рисками, относящимися к его деятельности; как следствие, затруднена оптимизация затрат на управление рисками и учет рисками при принятии управленческих решений
координация осуществляется высшим руководством организации; в управлении рисками задействованы все подразделения; для каждого сотрудника управление рисками является частью должностных обязанностей
Процесс
управление рисками носит эпизодический характер и осуществляется по мере необходимости (т.е. тогда, когда менеджер сочтет это необходимым)
управление рисками организуется как непрерывный процесс, включающий постоянный учет рисков и затрат на управление ими