05
Чт, дек

3.3. Понятие управления рисками. Риск-менеджмент

 

3.3. Понятие управления рисками. Риск-менеджмент

Основная задача всех систем управления рисками в любой области заключается в наиболее эффективном использовании достижений науки и имеющихся ограниченных средств, чтобы сделать результаты деятельности максимально предсказуемыми (то есть сократить насколько возможно неопределенность в отношении данных результатов).

Анализируя структуру риска можно обозначить основные способы его изменения (т.е. управления) за счет воздействия на отдельные элементы риска. Устранение хотя бы одного основного элемента влечет исчезновение риска. Уменьшая вероятность перехода между элементами или тяжесть последствий можно риск уменьшить. Многообразие рисков и способов управления требует систематизации, что и пытаются сделать в рамках управления рисками. В социально-экономических системах подсистема, отвечающая за управление рисками, с середины ХХ века традиционно называется "риск-менеджмент". Первоначально использовавшийся только в рамках предпринимательской деятельности, этот термин и стоящие за ним принципы управления теперь применяются и в социальной сфере, и в технике, и при работе на финансовых рынках.

Существует нормативное определение, приведенное в ГОСТ Р 51897-2002:

Менеджмент риска - скоординированные действия по руководству и управлению организацией в отношении риска.

Однако для нашей работы представляется целесообразным использовать более развернутое определение, подчеркивающее основные особенности риск-менеджмента:

Риск-менеджмент - система принятия и выполнения управленческих решений, направленных на уменьшение влияния последствий реализации рисков на деятельность организации.

Во-первых, риск-менеджмент это система, которая объединяет лиц, принимающих решения, и исполнителей, и устанавливает порядок их взаимодействия (связи).

Во-вторых, это действительно менеджмент, то есть деятельность, в процессе которой принимаются и исполняются управленческие решения.

В-третьих, целью системы управления рисками является уменьшение влияния непредвиденных событий на деятельность организации. То есть риск-менеджмент не является самоцелью, а носит вспомогательный характер по отношению к основной деятельности организации (деятельности, для осуществления которой данная организации и была создана). Он лишь одно из средств, помогающих организации достичь поставленных целей.

Следует подчеркнуть еще один важный момент в данном определении. Риск-менеджмент направлен на уменьшение влияния последствий, а не обязательно самих последствий. Безусловно, лучшим способом подобной минимизации является исключение или максимальное сокращение вероятности и (или) последствий риска (чем меньше последствия - тем меньше влияние). Но риск-менеджмент может допускать возможность наступление неблагоприятных последствий рисков, если они по произведенным оценкам не окажут неприемлемого влияния на деятельность организации. Главное, чтобы данное решение было обосновано и осознанно принято руководством организации.