03
Вт, дек

10.2. Стратегический и оперативный контроллинг

В рамках стратегического планирования руководство предприятия определяет цели на долгосрочную перспективу. Для этого рассчитываются общие показатели деятельности на срок не менее четырех лет. Оперативный контроллинг решает краткосрочные и средне-срочные задачи, реализация которых планируется в течение одного хозяйственного года.

В рамках стратегического контроллинга принимаются решения

  • о внедрении новых продуктов,
  • о выходе на новые рынки,
  • о создании новых каналов продаж.

Задачами оперативного контроллинга является разработка мер, например, по

  • увеличению прибыли или
  • снижению издержек.

Для достижения намеченных целей страховые компании разрабатывают плановые показатели, которые, в частности, рассчитываются путем экстраполяции тенденций прошлых лет на ближайшее будущее. Кроме того, функция контроллинга состоит в сопровождении производственной деятельности, направленной па достижение поставленных целей, и оказании поддержки соответствующим подразделениям путем предоставления информации, координации деятельности и т.п.

Для обеспечения реализации функций контроллинга используются следующие инструменты:

  • Системы показателей.

На основе фактических данных рассчитывается ряд показателей, характеризующих работу предприятия.

  • Сравнение фактических показателей с плановыми.

Расчетные показатели сравниваются с фактическими и исследуются причины отклонений.

  • Финансовое планирование.

Планированием задаются показатели в количественном или стоимостном выражении. К числу первых относится, например, количество новых договоров по определенному виду страхования, а к числу вторых - снижение затрат по урегулированию убытков по видам страхования. Потом проводится сравнение плановых показателей с фактическими.

  • Сбор и предоставление информации.

Производится сбор и анализ информации, необходимой для достижения поставленных целей, которая потом представляется руководству.