23
Вт, апр

4.8.5.3. Государственный надзор за страховой деятельностью

Государственный надзор за страховой деятельностью представляет собой старейший институт в сфере защиты прав потребителя. Традиционно одной из важнейших задач органов страхового надзора является защита интересов страхователей, застрахованных и потерпевших третьих лиц, укрепление их доверия в организации, занимающейся страховой деятельностью.

Несмотря на то что в последнее время в Германии было отменено требование согласования Общих условий страхования и страховых тарифов с органами страхового надзора, в их руках по-прежнему остаются важные инструменты регулирования страховой деятельности. Органы страхового надзора осуществляют контроль за финансовой деятельностью страховых компаний и за соблюдением действующего законодательства. В рамках регулирования финансовой деятельности страховых компаний органы страхового надзора следят за платежеспособностью страховщиков, их способностью выполнять взятые на себя обязательства. Контроль за соблюдением действующего законодательства предполагает наблюдение за исполнением страховщиками всех инструкций и предписаний органов страхового надзора, а также всех иных нормативных актов, касающихся защиты прав страхователей. Таким образом, благодаря деятельности органов страхового надзора обеспечивается финансовая стабильность страховых компаний и выполнение ими соответствующих правовых норм. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что государственный надзор за страховой деятельностью является одним из самых важных и эффективных инструментов защиты прав потребителя.

Деятельность органов страхового надзора не ограничивается общим контролем за работой страховых компаний. Страхователи, застрахованные и потерпевшие третьи лица вправе обращаться в органы страхового надзора в тех случаях, когда они не удовлетворены работой своей страховой компании. Подобные обращения рассматриваются как жалобы, дающие возможность органам страхового надзора быть в курсе того, что происходит на страховом рынке.

Орган страхового надзора пересылает поступившую жалобу в правление соответствующей страховой компании с требованием дать по ней свое заключение. По получении ответа правления жалоба рассматривается с точки зрения соблюдения законодательных норм и предписаний органов страхнадзора. Будучи административными органами, органы страхового надзора, однако, не вправе выносить решения, имеющие обязательную силу, по спорным вопросам, касающимся конкретных договоров или ущербов, поскольку эти вопросы находятся под юрисдикцией судов по гражданским делам.

Адрес органа страхового надзора, в который может обратиться страхователь с жалобой на страховщика, всегда сообщается страхователю. В соответствии с законом эти сведения являются частью обязательной информации для потребителя и предоставляются страхователю на преддоговорном этапе.

Инструменты органов страхового надзора по защите прав потребителя

Защита прав потребителя в целом

Отдельные случаи защиты прав потребителя

Контроль за финансовой деятельностью страховых компаний

Контроль за соблюдением действующих законодательных норм и предписаний органов страхового надзора

Рассмотрение жалоб