Органами страхового надзора на страховщиков возлагается обязанность предоставлять заявителю, если заявителем является физическое лицо, информацию о всех существенных для страхового право отношения фактах и правах, связанных с договором, на этапе, предшествующем его заключению. Такая информация получила название информации для потребителя страховых услуг (Verbraucherinformation). Как правило, этим занимаются сотрудники внешней службы страховых компаний.
Страховщики освобождаются от этой обязанности только в том случае, если страхователем является юридическое лицо частного или публичного права, т.е. главным образом акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Информация для потребителя предоставляется в письменном виде. Формулировки не должны допускать двойного толкования, текст должен иметь ясную структуру и быть написан на понятном немецком языке или на родном языке страхователя.
Информация для страхователя состоит из трех разделов: сведений, касающихся всех видов страхования, и дополнительно, по страхованию жизни и медицинскому страхованию.
Объем информации для страхователя
Все виды страхования
Страхование жизни
Медицинское страхование
1. Наименование, адрес, организационно-правовая форма и местонахождение страховщика и его филиала, заключающего договор.
1. Сведения о принципах расчета прибыли страховщика и доли участия в ней страхователя.
1. Информация о перспективах воздействия роста затрат на лечение на динамику страховых взносов и о возможностях снижения размеров премии по достижении застрахованным определенного возраста
2. ОУС, включая страховые тарифы на все виды страхования и указание на подведомственность споров, возникающих из страховых правоотношений.
2. Информация о стоимости выкупа договора.
3. Сведения о характере, объеме и наступлении сроков исполнения страховщиком своих обязательств, если это не вытекает из ОУС.
3. Установленная минимальная страховая сумма для конвертации договора в договор без последующей оплаты страховых взносов.
4. Срок действия страховых отношений.
4. Условия выполнения страховых гарантии в соответствии с пп. 2 и 3.
5. Размер страховой премии с указанием величины страховых взносов но отдельным договорам страхования, форма и порядок оплаты премии, суммы дополнительных сборов и затрат, а также общая сумма, подлежащая оплате.
5. Информация об инвестиционных фондах, в которые размещаются собранные премии, и о характере их деятельности.
6. Срок принятия страхового заявления.
6. Общая информация о правилах налогообложения, действующих в отношении выбранного вида страхования
7. Ознакомление страхователя с имеющимся у него нравом отказа от договора и правом расторжения договора.
8. Адрес органа страхового надзора, куда может обратиться страхователь для обжалования действий страховщика
При страховании крупных рисков достаточно предоставления страхователю информации о подведомственности дел по спорам, возникающим из договора, и компетентных органах страхового надзора.
В зависимости от времени предоставления информации страхователю возможны два варианта выполнения страховщиком своих преддоговорных обязательств: информация может быть предоставлена в момент подачи страхового заявления или одновременно с пересылкой страхователю страхового полиса.
Выполнение страховщиком преддоговорных обязательств по предоставлению информации страхователю
Вариант I
Вариант II
Момент предоставления информации
При подаче заявления
При пересылке страховою полиса
Правовые возможности заявителя (страхователя)
В страховании ином, чем страхование жизни: право отзыва заявления
Право оспаривания договора
В страховании жизни: право отказа от договора
В течение срока действия договора страховщик извещает страхователя, главным образом, об изменениях в договорных отношениях, а в страховании жизни один раз в год о размере доли участия страхователя в прибыли.