Старение населения и проблемы с государственными финансами могут превратиться в маловероятное благо для итальянских банков, которые делают попытки стать растущим рынком банкострахования, чтобы расширить для себя перспективы бизнеса.
С июня прошлого года Intesa SanPaolo громко и четко продвигает эту идею, размещая по своим филиалам белые и зеленые наклейки «Bank Insurance».
Крупнейший розничный банк страны побуждает итальянцев к перекрестным продажам, которые традиционно избегают покупки страховой защиты от медицинских счетов или материального ущерба, полагаясь вместо этого на свои накопления, щедрое здравоохранение и тесные семейные связи.
Но ситуация меняется, поскольку изменения в обществе и ограничения государственных расходов, как ожидается, будут стимулировать спрос на программы общего страхования и это именно та возможность, которую итальянские банки не могут позволить себе упустить.
Находясь в непрерывной борьбе с потерями по кредитам и отрицательными процентными ставками, итальянские банки также столкнулись с тем, что их комиссионные за управление активами пострадали от последних экономических проблем в Италии, в то время как технологии оставляют отрасль вне конкуренции в основных областях, таких как платежи.
Теперь банки определили для себя новый потенциальный источник доходов.
По данным отраслевого лобби ANIA, премии по общему страхованию составили 1,9% валового внутреннего продукта (ВВП) Италии в 2017 году по сравнению с 3,3% во Франции и Германии.
За исключением автомобилей, где страхование является обязательным, премии личного страхования составляли 0,9% ВВП Италии против 2,5% в Германии, даже после того, как число итальянцев с частным медицинским страхованием более чем удвоилось в период между 2010 и 2016 годами, сказал профессор Марио Дель Веккио из миланского SDA Bocconi.
«Мы видим, что некоторые из наших клиентов хранят избыточные денежные средства на своих текущих счетах «на черный день»… мы хотим, чтобы они поняли, что могли бы потратить часть этих средств на покупку страховой защиты», - сказал глава страховой компании Intesa Sanpaolo Никола Фиораванти.
Несмотря на то, что клиентам банка было бы полезно иметь «универсальный магазин» для банковских и страховых продуктов, у некоторых возникали вопросы о целесообразности перекрестных продаж, учитывая, что люди все чаще переходят на мобильный и онлайн-банкинг, а споры по страховым претензиям могут испортить отношения с клиентами.
Intesa, которая уже является крупнейшим страховщиком жизни в Италии с валовыми премиями в 22,5 млрд евро, выстроила взаимовыгодные отношения с ведущим страховщиком Generali в 2017 году и теперь нацелена на 12 000 своих клиентов, инвестируя 300 млн евро (344 млн долларов), чтобы перейти в такие сегменты, как страхование жилищ и здоровья.
Intesa подготовила 220 специалистов для управления бизнесом и перепрофилировала 30 000 сотрудников, стремясь стать лидером в области немоторных классов общего страхования, продавая три контракта в день в каждом из своих 4 400 филиалов.
План страховщика состоит в том, чтобы удвоить долю своих клиентов, которые покупают страховые продукты (уровень проникновения) до 18% через три года, увеличив валовые премии, не связанные с жизнью, до 2,5 миллиардов евро с 400 миллионов, которые компания собрала в 2017 году.
«Все страховщики, а также другие банки внимательно следят за действиями Intesa. … Есть возможность расширить потенциальный размер рынка, не играя при этом на рынке », - говорит Эмануэле Коста, партнер и управляющий директор Boston Consulting Group.
Рыночная встряска
Топ-менеджер другого крупного итальянского банка, пожелавший остаться неназванным, сказал, что через несколько лет он может последовать примеру Intesa, чтобы лучше обслуживать растущую клиентскую базу по управлению активами.
Потенциальная возможность - привлечь инвесторов, в том числе миллиардера Уоррена Баффета, чей конгломерат Berkshire Hathaway приобрел 9% долю в страховщике Cattolica и в прошлом месяце выиграл тендер на приобретение небольшого генуэзского Faro, который в настоящее время ликвидируется.
А Poste Italiane, которая годами предлагала банковские услуги через сеть из почти 13 000 почтовых отделений, недавно запустила программы общего страхования в дополнение к своему бизнесу по страхованию жизни.
Тем временем BPER Banca, который заключил сделку по продаже продуктов своего крупнейшего акционера-страховщика Unipol, недавно обновил подразделение банковского страхования и нанял бывшего руководителя Munich Re, чтобы возглавить его.
«Это естественный шаг для банков, стремящихся к диверсификации», - сказал Диего Росси, глава подразделения BPER Everyday Bank.
«Необходимость покупать защиту в настоящий момент клиентами остро не ощущается, но ситуация может быстро измениться. Частые землетрясения в последние годы сделали сопутствующие страховые продукты чрезвычайно успешными».
Масштаб является ключевым вопросом для окупаемости инвестиций Intesa и других компаний, при этом уровень проникновения должен составлять не менее 10% от существующей клиентской базы банка, чтобы бизнес по страхованию не связанного с жизнью был прибыльным.
Но, в отличии от страховщика, полагающемуся на сеть агентов, которые заинтересованы в продаже продуктов страхования жизни из-за более высокого агентского вознаграждения, банк может ставить перед своими сотрудниками конкретные цели по продаже программ общего страхования.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz