28
Сб, дек

В Алматы прошел семинар-практикум по обязательному страхованию туриста

Strahovanie turistovC 1 января 2019 года учреждается обязательное страхование туристов, выезжающих за рубеж. Учитывая обязательных характер закона и ежегодный туристический поток за пределы Республики Казахстан в объеме от 850 тысяч до 1 млн человек со средним сроком пребывания от 7 до 10 дней, механизм осуществления страхования туристов вызывает много вопросов как со стороны страховщиков, так туроператоров.

 

5 сентября 2018 года ТОО «Interconsult info» при содействии ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» и ОЮЛ «Казахстанская туристическая ассоциация» и участии специалистов Департамента регулирования небанковских финансовых организаций НБРК провело семинар-практикум «Обязательное страхование туристов: законодательные нормы и практика применения».

Партнерами мероприятия выступили Международная группа компаний «Балт Ассистанс», АО «Страховая Компания «SINOASIA B&R» (Синоазия БиЭндАр) и АО «Казахская корпорация здравоохранения и медицинского страхования ИНТЕРТИЧ».

Участниками семинара-практикума стали более 100 делегатов от страховых организаций и операторов туристского рынка.

Программой мероприятия была предусмотрена информационная сессия по разъяснению норм законодательства по страхованию туристов. НБРК, как разработчик закона, представил основные положения нового вида страхования (обязательное страхование туриста), которое вводится с 1 января 2019 года. По мнению представителей Департамента регулирования небанковских финансовых организаций НБРК, текущие принятые нормы закона ориентированы на защиту туриста, выезжающего за рубеж и носят социальный характер.

Учитывая анализ имеющейся статистики, представители регулятора говорили о незначительном существующем охвате страхованием туристов, выезжающих за рубеж (кроме тех стран, где наличие страховки является обязательным) и существующих невыгодных для туристов условий добровольного страхования. Намерение туристов заплатить как можно меньше за страховку является распространенной практикой, а страховщик за небольшую стоимость страхового полиса предоставляет ограниченное страховое покрытие, включающее значительное количество исключений, поэтому наличие добровольной страховки еще не является гарантией защиты интересов туриста, который выехал за рубеж.

По мнению регулятора страхового рынка, эффект масштаба, который может обеспечить обязательный характер страхования, регламентированный перечень покрываемых рисков и лимиты ответственности смогут удержать убыточность страховщиков на приемлемом уровне, поскольку именно перспектива предстоящей высокой убыточности является для страховщиков сдерживающим фактором для участия в обязательном страховании туристов.  

В сессии вопросов и ответов по практике применения законодательства о страховании туристов обсуждались механизмы реализации закона и проект нормативного подзаконного акта, который будет конкретизировать процессы и требования к участникам обязательного страхования туриста (туроператор, страховщик, международный ассистанс). В результате обсуждения был выявлен ряд вопросов, которые в настоящий момент вызывают неоднозначное понимание и требуют доработки в части регламентации процедур заключения договора страхования, оплаты страховой премии и т.д.

В презентационной секции Международная группа компаний «Балт Ассистанс», которая работает уже более 18 лет, предложила участникам семинара-практикума информацию об  опыте реализации обслуживания туристов за рубежом через систему «FREGAT» и услуг полного аутсорсинга по урегулированию всех этапов страхового случая. На основе имеющегося опыта «Балт Ассистанс» оценивает текущую убыточность класса страхования туристов, выезжающих за рубеж на уровне 26%, хотя по мнению Дарьи Титовой, руководителя департамента кост-контроля «Балт Ассистанс» в новых условиях предоставления страхования туристам, предусмотренном в законе, убыточность страховщиков может вырасти, но прогнозировать темпы роста убыточности пока не представляется возможным.

Озабоченность в отношении высокой убыточности нового вида страхования высказала и Анар Исаева, председатель правления АО «Казахская корпорация здравоохранения и медицинского страхования ИНТЕРТИЧ», которая предложила участникам семинара-практикума информацию о текущем состоянии рынка страхования выезжающих за рубеж и пониманию действующих и будущих рисков на основе опыта своей компании, которая работает на рынке медицинского страхования уже более 29 лет.

По итогам прошедшего семинара-практикума участники договорились о продолжении работы по обсуждению механизмов реализации принятого закона учитывая тот факт, что некоторые вопросы, по которым нет приемлемого решения в рамках закона, по возможности могут быть отработаны в рамках подзаконных актов.

Как показывает практика, идеальных законов не бывает и введение чего-то нового всегда сопряжено с появлением вопросов, которые не были очевидны на момент принятия закона. В результате конструктивного диалога между заинтересованными сторонами практика применения законодательства может и должна совершенствоваться. Работа над внедрением и совершенствованием обязательного страхования туриста будет продолжена.

 

По материалам портала Allinsurance.kz