23
Пн, дек

У российских туроператоров не задалось лето

turizm krisisКризис на туристическом рынке расширяется. Вслед за «Натали турс» финансовые проблемы возникли еще у одного известного туроператора с длинной историей, так и не оправившегося полностью от кризиса 2014 года, DSBW Tours. По мнению участников отрасли, с трудностями на фоне июньского падения спроса на организованные туры сталкиваются в первую очередь небольшие компании, работающие за счет оборотных средств. Они не выдерживают конкуренцию с сильными консолидированными игроками.

О том, что работу приостанавливает DSBW Tours, сообщил ее владелец Карен Гончаров. Он уточнил, что компания больше не может выполнять обязательства. DSBW Tours страховали СК «Инвестстрах» и СК «Орбита» на общую сумму 100 млн руб. По расчетам Карена Гончарова, этих денег хватит на компенсацию стоимости всех неоказанных услуг.

По словам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией в компании, выкупленными турами не смогут воспользоваться около 1 тыс. человек, еще 200–300 путешественников сейчас находятся за границей. Он оценивает общую сумму задолженности DSBW Tours перед путешественниками и контрагентами в 60 млн руб.

Несмотря на то что страховая сумма превосходит размер долга, с выплатами могут возникнуть проблемы. Действие лицензии СК «Инвестстрах» Центробанк приостановил еще в апреле. Спустя несколько дней Ростуризм предупредил туроператоров, сотрудничавших с этой компанией, о необходимости предоставить информацию о новом финансовом обеспечении. Но, по словам представителя транспортного комитета ассоциации «Турпомощь» Дмитрия Горина, отзыв лицензии у страховщика формально не освобождает его от необходимости исполнять обязательства по ранее заключенным договорам.

DSBW Tours — один из старейших туроператоров. Компания существует с 1991 года. В начале 2000-х она считалась одним из заметных игроков туррынка, но в последние годы ее присутствие заметно сокращалось, компания сконцентрировалась на экскурсионных турах по Западной Европе и Скандинавии.

Практически в такой же ситуации оказался другой некогда крупный туроператор — подконтрольная Владимиру Воробьеву «Натали турс». Еще 29 июня компания сообщила об отказе от чартерных программ на популярные пляжные направления, а 2 июля зарубежные контрагенты заявили о прекращении сотрудничества с ней. В итоге выкупленными турами с чартерными перевозками не смогут воспользоваться примерно 1,5 тыс. человек. По оценкам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, на возобновление деятельности «Натали турс» потребуется $5–10 млн.

Собеседник “Ъ” на туристическом рынке считает, что истории «Натали турс» и DSBW Tours схожи: «Обе компании не выдержали конкуренцию со стороны сильных консолидированных игроков».

Источник “Ъ” рассказывает, что эти туроператоры так и не смогли восстановиться после кризиса 2014 года: ни одному из них не удалось восстановить докризисный объем продаж.

Ранее с финансовыми сложностями столкнулись также два петербургских игрока. В июне прекратил работать туроператор «Матрешка тур», а на минувших выходных о приостановке чартерных программ сообщила ранее подконтрольная ему компания «Аврора БГ». По оценкам Дмитрия Горина, с отменой туров столкнулись около 1,5 тыс. клиентов «Авроры БГ». Еще 400 туристов сейчас находятся за границей и должны быть вывезены в ближайшие две недели. Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина указывает, что «Матрешка тур» исходно ориентировалась на одно из самых сложных направлений — Хайнань, где работать пока не получилось ни у одного крупного оператора.

Проблемы у туроператоров возникли на фоне роста объемов выездного туризма. По данным Росстата, по итогам первого квартала этого года число выездных турпоездок россиян выросло на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но госпожа Тюрина уточняет, что основной рост рынка произошел за счет программ раннего бронирования.

«Июнь в принципе плохой месяц для туризма, спрос всегда сокращается после майских праздников. В этом году в последние три недели продажи в принципе остановились»,— объясняет она. Госпожа Тюрина связывает эту тенденцию с чемпионатом мира по футболу, в период которого многие отказались от бронирования тура.

Но с этой версией согласны не все участники рынка. Представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов указывает, что продажи в июне действительно снизились, но связано это с перераспределением спроса в сторону ранних бронирований, интерес к которым в этом году увеличился кратно. Госпожа Тюрина добавляет, что даже краткосрочное падение продаж могло стать серьезной проблемой для туроператоров, работающих лишь за счет оборотных средств.

 

Александра МЕРЦАЛОВА, Коммерсантъ