Menu

У российских туроператоров не задалось лето

turizm krisisКризис на туристическом рынке расширяется. Вслед за «Натали турс» финансовые проблемы возникли еще у одного известного туроператора с длинной историей, так и не оправившегося полностью от кризиса 2014 года, DSBW Tours. По мнению участников отрасли, с трудностями на фоне июньского падения спроса на организованные туры сталкиваются в первую очередь небольшие компании, работающие за счет оборотных средств. Они не выдерживают конкуренцию с сильными консолидированными игроками.

О том, что работу приостанавливает DSBW Tours, сообщил ее владелец Карен Гончаров. Он уточнил, что компания больше не может выполнять обязательства. DSBW Tours страховали СК «Инвестстрах» и СК «Орбита» на общую сумму 100 млн руб. По расчетам Карена Гончарова, этих денег хватит на компенсацию стоимости всех неоказанных услуг.

По словам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией в компании, выкупленными турами не смогут воспользоваться около 1 тыс. человек, еще 200–300 путешественников сейчас находятся за границей. Он оценивает общую сумму задолженности DSBW Tours перед путешественниками и контрагентами в 60 млн руб.

Несмотря на то что страховая сумма превосходит размер долга, с выплатами могут возникнуть проблемы. Действие лицензии СК «Инвестстрах» Центробанк приостановил еще в апреле. Спустя несколько дней Ростуризм предупредил туроператоров, сотрудничавших с этой компанией, о необходимости предоставить информацию о новом финансовом обеспечении. Но, по словам представителя транспортного комитета ассоциации «Турпомощь» Дмитрия Горина, отзыв лицензии у страховщика формально не освобождает его от необходимости исполнять обязательства по ранее заключенным договорам.

DSBW Tours — один из старейших туроператоров. Компания существует с 1991 года. В начале 2000-х она считалась одним из заметных игроков туррынка, но в последние годы ее присутствие заметно сокращалось, компания сконцентрировалась на экскурсионных турах по Западной Европе и Скандинавии.

Практически в такой же ситуации оказался другой некогда крупный туроператор — подконтрольная Владимиру Воробьеву «Натали турс». Еще 29 июня компания сообщила об отказе от чартерных программ на популярные пляжные направления, а 2 июля зарубежные контрагенты заявили о прекращении сотрудничества с ней. В итоге выкупленными турами с чартерными перевозками не смогут воспользоваться примерно 1,5 тыс. человек. По оценкам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, на возобновление деятельности «Натали турс» потребуется $5–10 млн.

Собеседник “Ъ” на туристическом рынке считает, что истории «Натали турс» и DSBW Tours схожи: «Обе компании не выдержали конкуренцию со стороны сильных консолидированных игроков».

Источник “Ъ” рассказывает, что эти туроператоры так и не смогли восстановиться после кризиса 2014 года: ни одному из них не удалось восстановить докризисный объем продаж.

Ранее с финансовыми сложностями столкнулись также два петербургских игрока. В июне прекратил работать туроператор «Матрешка тур», а на минувших выходных о приостановке чартерных программ сообщила ранее подконтрольная ему компания «Аврора БГ». По оценкам Дмитрия Горина, с отменой туров столкнулись около 1,5 тыс. клиентов «Авроры БГ». Еще 400 туристов сейчас находятся за границей и должны быть вывезены в ближайшие две недели. Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина указывает, что «Матрешка тур» исходно ориентировалась на одно из самых сложных направлений — Хайнань, где работать пока не получилось ни у одного крупного оператора.

Проблемы у туроператоров возникли на фоне роста объемов выездного туризма. По данным Росстата, по итогам первого квартала этого года число выездных турпоездок россиян выросло на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но госпожа Тюрина уточняет, что основной рост рынка произошел за счет программ раннего бронирования.

«Июнь в принципе плохой месяц для туризма, спрос всегда сокращается после майских праздников. В этом году в последние три недели продажи в принципе остановились»,— объясняет она. Госпожа Тюрина связывает эту тенденцию с чемпионатом мира по футболу, в период которого многие отказались от бронирования тура.

Но с этой версией согласны не все участники рынка. Представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов указывает, что продажи в июне действительно снизились, но связано это с перераспределением спроса в сторону ранних бронирований, интерес к которым в этом году увеличился кратно. Госпожа Тюрина добавляет, что даже краткосрочное падение продаж могло стать серьезной проблемой для туроператоров, работающих лишь за счет оборотных средств.

 

Александра МЕРЦАЛОВА, Коммерсантъ

Добавить комментарий


Последние материалы