Четверг, 17 января 2019
Menu

Либерализация тарифов ОСАГО — последний шанс на спасение российской страховой отрасли.

В России презентовали результаты исследования «Влияние тарифов ОСАГО на развитие рынка автострахования», проведенного РАНХиГС. Единственным выходом из сложившегося в отрасли кризиса является либерализация, следует из них.

Такой вывод был сделан автором исследования, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой факультета финансового и банковского дела РАНХиГС Константином Корищенко, в результате анализа текущей ситуации на рынке ОСАГО. В условиях возникшего в отрасли кризиса, когда ОСАГО убыточно для страховых компаний, дальнейшее функционирование рынка под вопросом. Необходимо экстренное решение проблемы. Единственной альтернативой повышению тарифов для всех автовладельцев, которое неизбежно произойдет, если ситуация будет развиваться по текущему сценарию, является постепенное введение свободных тарифов, позволяющее повысить премию для реально убыточных сегментов и сохранить ее для остальных водителей. Такой вариант не только правильней с социальной точки зрения (поскольку неправильно «наказывать» всех автовладельцев за действия менее 20%), но и более эффективный экономически (потому что создает реальную заинтересованность участников дорожного движения в снижении аварийности).

Кризис отрасли, вызванный убыточностью ОСАГО, подтверждают результаты исследования. Причин его возникновения несколько. Распространение на ОСАГО Закона о защите прав потребителей привело к активизации мошенников, недобросовестных автоюристов и потребительского экстремизма. Суды взыскивают со страховщиков судебные расходы, зачастую превышающие сумму ущерба, за счет штрафов, пени, завышенной стоимости экспертизы и т.д. Причем по различным оценкам, от 70% до 90% всех судебных расходов, понесенных страховщиками в рамках ОСАГО, получают именно «автоюристы». Развитие электронного страхования привело к существенному недобору премии за счет предоставления страхователем возможности указывать при заключении договора недостоверную информацию и из-за отсутствия у страховщика технической возможности проверки этой информации.

«Но главной причиной системного кризиса стало отсутствие у страховщиков рыночного механизма компенсации роста убыточности – возможности изменения тарифов для наиболее убыточных категорий клиентов. Из-за несовершенства тарифной системы большая часть «хороших» водителей вынуждена платить за небольшую часть сильно убыточных водителей», - пояснил Константин Корищенко.

Поэтому повышение тарифов для всех автовладельцев по мнению эксперта является тупиковым вариантом. Он приведет к тому, что все страхователи будут расплачиваться за небольшую группу убыточных клиентов, тогда как согласно данным Российского союза автостраховщиков около 83% водителей имеют положительную историю страхования. Альтернативное решение – постепенно двигаться к либерализации тарифов. Это позволит устанавливать стоимость полиса в зависимости от реального уровня риска для конкретного человека и справедливо распределить нагрузку между «хорошими» и «плохими» водителями. Тогда тариф будет справедливым. Каждый водитель будет платить за ОСАГО исходя из того, насколько велика вероятность причинения вреда именно по его вине.

«Сейчас водители дифференцируются только по двум параметрам – КБМ и КВС, соответственно, разница в премии между «хорошими» и «плохими» водителями не очень велика. К тому же есть ограничения по максимальной премии, которые также не позволяют установить справедливый тариф. В случае, если тарифы будут либерализованы, страховщики смогут использовать дополнительные параметры для оценки потенциальной аварийности водителя, включая манеру вождения, характер использования ТС и т.д., что должно привести к большей дифференциации. Тогда «хорошие» водители будут платить меньше, чем сейчас, «плохие» - больше, при этом средняя премия не изменится», - рассказал Константин Корищенко.

Изучение опыта других стран, где уже установлены свободные тарифы, позволяет осуществить максимально комфортный переход к ним, избежав ошибок, в том числе резких движений, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям. Например, международный опыт показывает, что опасения насчет того, что либерализация тарифов может привести к росту средней страховой премии, не обоснованы. Освобождение тарифов может вызвать рост премии только в краткосрочной перспективе с последующим ее уменьшением. Высокая конкуренция напротив приводит к стабилизации средней премии. В условиях свободного тарифа страховщики заинтересованы в развитии тарифной системы и предоставлении более гибких условий, учитывающих реальный уровень «рисковости» автовладельца.

Автор исследования представил рекомендуемый план выхода из кризиса. На первом этапе предполагается отмена фиксированных значений некоторых коэффициентов. Это изменение уже запланировано Банком России и должно произойти в июле 2018 года. Страховщики смогут определять ряд коэффициентов, что уже существенно повысит точность тарификации и выведет отрасль из кризиса, исчезнут проблемы с доступностью ОСАГО в отдельных регионах. Однако важно понимать, что на начальном этапе возможен незначительный рост средней премии. На втором этапе в рамках коридора должен начать устанавливаться индивидуальный тариф. Тогда средняя премия начнет снижаться, при этом заметно возрастет разрыв между ее размером для аккуратных водителей с большим стажем и для неопытных, молодых и «лихачей». На третьем этапе должна произойти полная либерализация тарифов, она ожидается к 2020 году. Страховщики смогут разрабатывать более совершенные системы тарификации, позволяющие установить справедливый тариф для каждого клиента. Благодаря высокому уровню конкуренции размер средней премии не будет расти, при этом низкорисковые водители будут платить существенно меньше, чем водители с высоким уровнем риска (то есть, увеличится разница между минимальной и максимальной премией).

«Проведенные в настоящей работе исследования показали, что страховщики смогут сделать тарифную систему более гибкой за счет применения цифровых технологий и современного оборудования. Прежде всего, речь идет о возможности более объективно тарифицировать риски конкретного водителя с помощью оценки его манеры (стиля) вождения, которая напрямую влияет на вероятность убытка», - пояснил Константин Корищенко.

В качестве дополнительной меры по нормализации ситуации на рынке ОСАГО рекомендуется внести в законодательство еще ряд изменений, направленных на ограничение деятельности недобросовестных «автоюристов» и установление утраченного баланса между интересами страхователей и страховщиков. Наряду с развитием страховых технологий и законодательными изменениями нужно обеспечить и рост страховой культуры граждан России, чтобы подобная защита из навязанной услуги превращалась в осознанную потребность.

«На наш взгляд, предложенные меры помогут стабилизировать ситуацию в ОСАГО и дать толчок развитию всего страхового рынка, как это было сделано в 2003 году, когда ОСАГО было введено в России», - резюмировал автор исследования. 

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

ЦБ России рассчитывает на масштабный запуск мобильного приложения для европротокола…

17-01-2019 Просмотров:13

ЦБ России рассчитывает на масштабный запуск мобильного приложения для европротокола в 2019 году

Банк России рассчитывает, что мобильное приложение, позволяющее оформить ДТП без участия сотрудников...

Экономическая и политическая напряженность подпитывает рост глобальных рисков: доклад WEF…

17-01-2019 Просмотров:16

Экономическая и политическая напряженность подпитывает рост глобальных рисков: доклад WEF

Напряженность между глобализацией мировой экономики и национализмом мировой политики представляет собой растущий...

Возобновление перестраховочных соглашений на 1 января проходит без особого энтузиазма,…

17-01-2019 Просмотров:35

Возобновление перестраховочных соглашений на 1 января проходит без особого энтузиазма, несмотря на высокие потери от катастроф

Общее влияние убытков от катастроф на тарифы по имуществу было незначительным при...

ArgoGlobal и итальянская компания Insurtech предоставляют страховку по требованию для…

17-01-2019 Просмотров:50

ArgoGlobal и итальянская компания Insurtech предоставляют страховку по требованию для фрилансеров

ArgoGlobal Assicurazioni SpA, дочерняя компания специализированной перестраховочной компании Argo Group International Holdings...

Прогнозы киберстрахования на 2019 год: сильные факторы роста

17-01-2019 Просмотров:37

Прогнозы киберстрахования на 2019 год: сильные факторы роста

Киберстрахование имеет тенденцию к росту, индустрия также растет, а технологии вокруг нее...

Множественные стихийные бедствия меньшего размера в 2018 году создали «необычную»…

17-01-2019 Просмотров:37

Множественные стихийные бедствия меньшего размера в 2018 году создали «необычную» картину застрахованных убытков: Willis

По оценкам Willis Re, потери от крупных стихийных бедствий в 2018 году...

Штрафы ПДД РК 2019: размеры штрафов за нарушение правил дорожного…

16-01-2019 Просмотров:120

Штрафы ПДД РК 2019: размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения

В расчётах использован месячный расчётный показатель (МРП) в размере 2 525 тенге...

Механизм финансового обеспечения ответственности за ядерный ущерб создается в Беларуси

16-01-2019 Просмотров:47

Механизм финансового обеспечения ответственности за ядерный ущерб создается в Беларуси

Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 января подписал указ №15 «Об ответственности за...

В России государство создает мобильное приложение для регистрации ДТП

16-01-2019 Просмотров:69

В России государство создает мобильное приложение для регистрации ДТП

Известить об аварии и получить выплату по ОСАГО можно будет через сервис...

Индия: стартап Toffee предлагает страхование велосипедов

16-01-2019 Просмотров:59

Индия: стартап Toffee предлагает страхование велосипедов

Toffee Insurance, полностью цифровой стартап InsurTech, предлагает страхование велосипедов по всей стране.

Барометр рисков Allianz 2019: киберриски и перерывы в производстве впервые…

15-01-2019 Просмотров:36

Барометр рисков Allianz 2019: киберриски и перерывы в производстве впервые стали ведущими глобальными рисками для компаний

В 8-м ежегодном опросе Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) по основным...

Глобальная пенсионная система в кризисе: как страхование может помочь

15-01-2019 Просмотров:72

Глобальная пенсионная система в кризисе: как страхование может помочь

Прогнозируется, что глобальный пенсионный разрыв к 2050 году достигнет 400 трлн долларов...

Неопределенность в отношении Brexit сказывается на секторе финансовых услуг Великобритании

15-01-2019 Просмотров:60

Неопределенность в отношении Brexit сказывается на секторе финансовых услуг Великобритании

Неопределенность в отношении Brexit и экономики привела к тому, что спрос на...

3 отрасли, наиболее подверженные риску в случае эпидемии

15-01-2019 Просмотров:67

3 отрасли, наиболее подверженные риску в случае эпидемии

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году во всем мире было...

Chubb предсказывает три основные тенденции кибербезопасности на 2019 год

15-01-2019 Просмотров:61

Chubb предсказывает три основные тенденции кибербезопасности на 2019 год

Киберриски продолжают развиваться, что подчеркивает проблему их выявления и противодействия им.

Активы казахстанских страховщиков превысили один триллион тенге

15-01-2019 Просмотров:92

Активы казахстанских страховщиков превысили один триллион тенге

За 11 месяцев 2018 года активы страховых компаний выросли на 8,6%, сообщается...

В 2018 году в Индонезии произошло более 11 500 землетрясений

15-01-2019 Просмотров:54

В 2018 году в Индонезии произошло более 11 500 землетрясений

По данным метеорологического агентства страны, Индонезия была подверглась более чем 11 500...

В Казахстане введен новый вид страхования – Unit-Linked.

15-01-2019 Просмотров:87

В Казахстане введен новый вид страхования – Unit-Linked.

Согласно последним поправкам в законы О страховании life-компании могут предлагать клиентам инвестиционное...

В Японии разработан план о введении страхования ответственности для велосипедистов

15-01-2019 Просмотров:75

В Японии разработан план о введении страхования ответственности для велосипедистов

Комиссия министерства транспорта согласовала план, в соответствии с которым местные органы власти...

Уничтожат ли цифровизация страхования и развитие онлайн-продаж традиционные посреднические каналы?

15-01-2019 Просмотров:80

Уничтожат ли цифровизация страхования и развитие онлайн-продаж традиционные посреднические каналы?

Анализируя поставленный вопрос необходимо отталкиваться от потребностей потребителя страховой услуги, то есть...

Законопроект о финансовых маркетплейсах в ФР планируется принять в середине…

15-01-2019 Просмотров:48

Законопроект о финансовых маркетплейсах в ФР планируется принять в середине февраля

 Законопроект, создающий правовую основу для финансового маркетплейса, может быть принят Госдумой в...

Глобальный перестраховочный капитал устойчив, несмотря на убытки в $230 млрд…

15-01-2019 Просмотров:65

Глобальный перестраховочный капитал устойчив, несмотря на убытки в $230 млрд за 2 года

Глобальный перестраховочный капитал, включающий традиционный и альтернативный капитал, сократился на 2 %...

Спор между компанией Zurich и ее клиентами подчеркивает опасность риска…

15-01-2019 Просмотров:77

Спор между компанией Zurich и ее клиентами подчеркивает опасность риска кибератак

Иск на 100 миллионов долларов, который компания» Mondelez», производитель шоколада Oreos и...

Этот год для казахстанских КСЖ обещает много интересного

14-01-2019 Просмотров:191

Этот год для казахстанских КСЖ обещает много интересного

В канун Нового 2019 года редакция Lifeinsurance.kz провела опрос среди руководителей казахстанских...