ЦБ включился в работу над законопроектом, защищающим граждан от навязывания банками коллективного страхования при кредитовании. Сейчас отказаться от такой страховки заемщик не может, поскольку его присоединяют к уже заключенному банком договору. Банк России не только поддерживает законодательное введение возможности отказа потребителя от навязанной услуги в течение определенного времени, но и предлагает при отказе от нее возвращать всю сумму, уплаченную банку, в том числе и его агентское вознаграждение. Против выступает Минюст. Последнее слово за правительством.
В нынешней редакции законопроект предусматривает возможность заемщика в течение 30 календарных дней с даты досрочной выплаты кредита потребовать от страховщика вернуть уплаченную премию за вычетом части пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. Но если страхователем является кредитор, то есть при получении кредита заемщик был присоединен к договору коллективного страхования, он сможет получить только те средства, которые пошли на уплату премии, без агентского вознаграждения банка. По словам экспертов, на комиссию банку приходится от 50% до 90% от суммы, которую платит заемщик за страховку.
Эксперты отмечают, что подход ЦБ оправдан. По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, более 70% заемщиков не знают, что от страхования можно отказаться. «В рамках существующего законодательства регуляторы не могут пресечь практику навязывания банками заемщикам страховок,— говорит он.— Распространение на коллективные договоры периода охлаждения, хотя и не решит полностью эту проблему, все же предоставит гражданам шанс вернуть средства». При этом, по его словам, очень важно, чтобы заемщику при досрочном погашении кредита возвращали всю сумму за неиспользованный срок страхования. По словам исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков Эльмана Мехтиева, потребителю не понять, почему при прочих равных при одном варианте продаж он получит все, а при другом — только часть. «И если мы хотим и дальше сохранять возможность продажи таких продуктов вообще, то придется пожертвовать схемой, удобной сегодня, ради сохранения доверия к самому бизнесу»,— считает он.
Но разработчик проекта Минюст идею ЦБ не поддерживает. Там “Ъ” сообщили, что решение обозначенной проблемы выходит за рамки предмета законопроекта. «Единственной целью законопроекта является обеспечение возможности возврата заемщиком—физическим лицом части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением всех обязательств по договору потребительского кредита (займа),— пояснили там.— В связи с этим регулирование проблемы взимания кредитором-страхователем комиссии за подключение к программе страхования, в том числе ее размеров, не предусмотрено». В министерстве пояснили, что услуга банка по «подключению» заемщика к программе страхования оказывается единовременно и к моменту истечения периода охлаждения уже может быть оказана, то есть возврат суммы комиссии невозможен.
Разногласия ведомств предстоит разрешить правительству. По словам господина Климова, если оно не посчитает нужным распространить период охлаждения на коллективное страхование, а также запретить кредиторам взимать комиссию за подключение к такому договору, депутаты от ОНФ готовы внести в Госдуму отдельные законопроекты по этим проблемам в ближайшее время.
Светлана САМУСЕВА, Коммерсантъ