Страховщики получат рекомендации Центробанка о том, что им делать без справки о ДТП

25 октября Центробанк России и представители страховых компаний обсудят, как они будут работать при новых условиях. Проблема в том, что 20 октября вступил в силу новый регламент о работе ДПС.

Казалось бы, какое отношение он имеет к водителям? Однако в России лучше знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности правоприменителей. На всякий случай.

Согласно регламенту водитель больше не будет получать на руки справку о ДТП. А это обязательный документ, утвержденный правилами страхования, на основании которого водитель может претендовать на выплату. То есть, недобросовестные страховщики могут воспользоваться тем, что их пострадавший не предоставил полный комплект документов, а значит не получит выплат. Это условие прописано в законе об ОСАГО, а также в правилах обязательного страхования. Однако крупнейшие страховщики поспешили заявить, что справку о ДТП они требовать не будут, но сроки рассмотрения спорных дел увеличатся.

Дело в том, что в справке, как правило, было указанно, кого считать виноватым, а кого потерпевшим. Сейчас процесс установления виновника усложнится. Но с такими условиями страховщикам сталкиваться не в первой. Ведь зачастую они получают на руки информацию, в которой нет ни виновника, ни пострадавшего. Для определения степени вины требовались либо документы ГИБДД, либо решения суда. Поэтому в данной вновь сложившейся ситуации ничего нового не потребуется.

Итак, в регламенте прописано, что сотрудники ГИБДД не имеют права задерживать водительские удостоверения, а также снимать регистрационные знаки. Этого они и так не могли делать уже несколько лет. С тех пор, как из законодательства ушли нормы о запрещении регистрации со снятием регистрационных знаков, а также о задержании прав. Теперь, в случае совершения нарушения, за которое предусмотрено лишение права управления, водитель должен сам сдать права в подразделение в течение трех суток после вступления в силу соответствующего решения суда.

С недавнего времени у сотрудников ГИБДД появилась возможность проводить досмотр транспортного средства, а также освидетельствование на состояние алкогольного опьянения без понятых. Но только в том случае, если весь процесс фиксируется на видео. Для этого автомобили ДПС оснащены видеорегистраторами, а самим инспекторам выданы носимые регистраторы.

Но вполне может возникнуть ситуация, когда у инспектора нет носимого видеорегистратора, а предположительно нетрезвого водителя он остановил ночью на безлюдной дороге. Понятых можно до утра дожидаться. Как быть в этой ситуации?

Как пояснил начальник управления ДПС Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Александр Быков, здесь инспектор может снимать процессуальные действия хоть на свой мобильный телефон. В конечном итоге допустимость такого доказательства будет оценивать суд. Именно суд установит, считать ли такое видео допустимым доказательством, а процедуру освидетельствования проведенной без нарушений. В конечном счете ведь суд принимает решение, лишать водителя прав или нет, а не сотрудник ГИБДД.

Кстати, по поводу проверки на трезвость. В прежнем регламенте было прописано: в случае, если медосвидетельствование установило, что водитель трезв, сотрудники ГИБДД должны доставить его до машины. Ведь на проведение всех этих мероприятий водителя отстраняют от управления. В новом регламенте теперь прописано и требование вернуть водителя к машине, если освидетельствование на алкогольное опьянение, которое проводят сами инспекторы ДПС, дало отрицательный результат. Речь идет о тех случаях, когда у экипажа, остановившего подозрительного водителя, не оказалось алкометра. И поэтому водителя для проверки пришлось отвезти на пост или в подразделение ГИБДД.

Также теперь фиксировать нарушения в автоматическом режиме можно и в зоне действия временных знаков. Такое решение было принято неспроста. Дело в том, что количество аварий в зоне действия временных ограничений с каждым годом увеличивается на треть.

При этом, по словам Быкова, забытые знаки не станут поводом для привлечения водителей к ответственности. В ГИБДД известны сроки и проведения ремонтных работ, и введения ограничений. Если эти сроки прошли, а камера по-прежнему штрафует, то такие постановления даже рассматриваться не будут.

Теперь в регламенте прописано, что документы сотруднику надо передавать не только без обложек, но и без удерживающих устройств и зажимов. Это связано с тем, что в моду последнее время вошло крепить документы специальными устройствами, так чтобы инспектор не мог их унести. Между тем для оформления нарушения инспекторам необходимо именно передавать документы, а не представлять их. Может, у водителя на руках цветной заламинированный ксерокс с документа, а не подлинник.

Из регламента убрано много дублирующих норм, которые прописаны в других законах и приказах. Например, подобная история произошла с нормой, которая запрещала инспекторам препятствовать видеосъемке водителем процесса общения с инспектором. Но ведь это предусмотрено в законе о полиции.

Но даже пока эта норма была в регламенте, сотрудники ГИБДД ссылались на 24-ю статью Конституции, которая запрещает публиковать съемку частного лица без его согласия. Если инспектор вам такое заявляет, сразу можете спросить у него: на каких основаниях он вас остановил? Если как частное лицо, то это один разговор. А если как представитель органа власти, то тогда он уже не частное лицо и все общение с ним может быть записано на видео.
Компетентно

Сергей Смирнов, редактор журнала «За рулем», юрист:

- Отсутствие прямого указания на возможность видеосъемки в новом административном регламенте ДПС не означает, что водители не могут этого делать.

Вся деятельность ГИБДД строится исходя из принципа публичности и открытости. Об этом нам говорят и закон «О полиции», и ряд других законов, не связанных напрямую с деятельность правоохранительных органов. Ну и, конечно, такое право нам предоставляет Конституция.

Поэтому, если вы хотите вести видеозапись вашего общения с инспектором, нужно сказать ему об этом, напомнить о вашем праве вести съемку.

Главное, не мешать инспектору выполнять свою работу - оформлять аварию или составлять документы.

Просто так вам никто запрещать вести запись не будет. При этом важно помнить, что при запрете инспектор обязан указать основание (закон, постановление, приказ, распоряжение), которое запрещает в конкретном случае снимать на видео.

Лев Воропаев, адвокат:

Закон об ОСАГО и Правила страхования тесно связаны между собой. У них есть отсылочные нормы друг к другу. Поэтому то, что справку о ДТП ГИБДД больше не выдает, может стать поводом для отказа в выплате.

Не принять документы у автовладельца не могут. Но могут отказать в выплате, в связи с тем, что согласно правилам страхования представлен неполный комплект документов, в частности отсутствует справка о ДТП.

Что делать автовладельцу, столкнувшемуся с таким отказом? Для начала необходимо произвести независимую оценку восстановительного ремонта. Получив такой документ, необходимо подать жалобу в страховую компанию. У компании есть на ответ 10 дней. Если автовладельцу подтвердили отказ или не ответили за жалобу вообще, то это уже повод для направления в суд. В данном случае порядок не изменился. Не важно, на каком основании в выплате было отказано. Суды, как правило, в таких вопросах выносят решение в пользу потерпевшего.

Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета Госдумы, по государственному строительству и законодательству:

Документ приведен в соответсвие с действующим законодательством. Но есть новеллы, которые вызывают вопросы. Например, временные знаки. Это кормушка классическая. Почему при этом не наказывать того, кто не убрал знак, но наказывать водителя, который, увидев хорошую дорогу, разогнался?

 

Источник: Российская газета

 

Больше новостей

Читайте также...

Казахстанские компании общего страхования пережили пандемический 2020 год практически без…

04-03-2021 Просмотров:17

Казахстанские компании общего страхования пережили пандемический 2020 год практически без потерь

На фоне публикации отчетных данных за 2020 год глобальными страховщиками, которые сообщают...

Иран одобрил запуск пятой перестраховочной компании

04-03-2021 Просмотров:21

Иран одобрил запуск пятой перестраховочной компании

Согласно отчетам Financial Tribune, иранские регулирующие органы одобрили запуск Тегеранской перестраховочной компании....

Индия: инновации и современные технологии стимулируют рост страховой отрасли

04-03-2021 Просмотров:21

Индия: инновации и современные технологии стимулируют рост страховой отрасли

Пандемия COVID-19 актуализировала акцент на инновационные страховые решения на индийском страховом рынке.

Aon и Praedicat сотрудничают для устранения пробелов в перестраховочном покрытии…

04-03-2021 Просмотров:22

Aon и Praedicat сотрудничают для устранения пробелов в перестраховочном покрытии несчастных случаев

Новое сотрудничество между перестраховочным брокером Aon и Praedicat, компанией, занимающейся аналитикой возникающих...

Перестрахование поможет страховщикам справиться с необычно серьезными убытками от урагана…

04-03-2021 Просмотров:33

Перестрахование поможет страховщикам справиться с необычно серьезными убытками от урагана Ури: S&P

Согласно S&P Global Ratings, ранние оценки страховых убытков для необычно сильного зимнего...

Китай: страховщики увеличивают использование цифровых платформ для страховых сделок

04-03-2021 Просмотров:31

Китай: страховщики увеличивают использование цифровых платформ для страховых сделок

По мнению Fitch Ratings, технологические инновации и растущая популярность электронной коммерции изменят...

Google предложит пользователям облачных сервисов киберстрахование от Allianz и Munich…

03-03-2021 Просмотров:335

Google предложит пользователям облачных сервисов киберстрахование от Allianz и Munich Re

Google объединяется с двумя глобальными перестраховщиками, чтобы покрыть киберпреступления и связанные с...

Центральный банк Индии добивается ограничения на участие банков в капитале…

03-03-2021 Просмотров:200

Центральный банк Индии добивается ограничения на участие банков в капитале страховщиков

Центральный банк Индии хочет, чтобы банки ограничили долю владения в капиталоемких страховых...