images rus premii 2Банк России пригрозил страховщикам передать рынок обязательного автострахования специальной госкомпании, если частники не справятся с проблемой доступности полисов и не наведут порядок в своем хозяйстве. «Лента.ру» выясняла, решится ли государство на создание нового казенного предприятия в условиях нехватки денег и как его появление повлияет на стоимость услуг для автомобилистов.



Гнать всех в шею
В начале июня произошло два важных для рынка ОСАГО события. Во-первых, вступило в силу особое указание Банка России, которое позволяет клиенту страховой компании расторгнуть договор навязанного добровольного страхования (его часто дают в нагрузку к ОСАГО) в течение пяти рабочих дней с момента его заключения (если, конечно, за этот период не произошел страховой случай). Компания обязана вернуть деньги в полном объеме.
Кроме того, с начала первого летнего месяца в пяти российских регионах заработал механизм увеличения продаж ОСАГО. Это такой порядок покупки полисов, при котором каждая страховая компания (имеющая лицензию ОСАГО) на агентских началах продает полисы других компаний. Таким образом у автолюбителя, желающего приобрести ОСАГО, появляется выбор: прийти к страховщику и взять его полис или тут же оформить полис сторонней компании.
Данные меры направлены на излечение от двух основных болезней рынка обязательного автострахования. Во-первых, они защищают клиентов от «добровольно-принудительных» услуг. Во-вторых, позволяют автомобилисту получить-таки заветный полис ОСАГО (зачастую страховщики не выдают их, ссылаясь на дефицит документов) — ведь теперь компания продает не только свои, но и чужие страховки (впрочем, это распространяется только на пять регионов).


Страховщики, в свою очередь, жалуются на нерентабельность этого вида страховых услуг и постоянно просят регулятора поднять тарифы. В ответ на подобные жалобы возникает вопрос к страховщикам: а почему бы не сдать лицензию ОСАГО, раз вам это так невыгодно?
О том, что у Центробанка созрела идея создания госкомпании по ОСАГО, рынок узнал 7 июня от главы Всероссийского союза автостраховщиков Игоря Юргенса. По его словам, о грозном предупреждении регулятора ему поведал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. Позднее от пресс-службы регулятора последовало заявление о том, что такой вариант решения проблемы пока не рассматривается. Впрочем, Жук мог и не делиться своими идеями с пресс-службой.


В этом споре ключевой вопрос для каждого потребителя — итоговая стоимость ОСАГО. Напомним, в апреле они выросли почти в полтора раза (базовый тариф увеличился до 3432-4118 рублей).


Денег жалко
«В случае создания госкомпании тарифы не изменятся», — считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, и поясняет, что их снижение означало бы увеличение нагрузки на бюджет (ведь государственный страховщик будет работать за казенный счет). С другой стороны, повышения тарифов не выдержат граждане. «Сейчас они находятся на пике. Продажи ОСАГО сейчас сокращаются. Как это возможно — не знаю: может, люди отказываются от езды, может, готовы платить штрафы, но по факту покупают меньше полисов», — констатирует Янин.
К идее создания госкомпании глава потребительской ассоциации отнесся скептически. «Вряд ли в ближайшие несколько лет это произойдет. Заявление об этом — скорее, попытка стимулировать страховые компании оказывать услуги, а не говорить об убыточности бизнеса», — считает он. Янин подчеркнул, что для страховщиков ОСАГО — прибыльный рынок, и они не заинтересованы в том, чтобы с него уходить, особенно в таких регионах, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Впрочем, признает эксперт, есть убыточные регионы, которые многие страховщики хотели бы с себя сбросить.


Сходное мнение высказал «Ленте.ру» генеральный директор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов: «Вероятность создания госкомпании я оцениваю как не самую высокую: нужно время и деньги, а проблемы с доступностью [ОСАГО] надо решать сегодня».
С точки зрения страховщиков, рынок сегодня дает широкие возможности автоюристам и мошенникам, пытающимся заработать на «липовых» страховках. «Если не будут приняты изменения в закон о натуральном возмещении и об обязательном осмотре, то частные страховые компании могут начать сдавать лицензии, и введение госкомпании станет неизбежным», — считает Скворцов. Но, по его мнению, это повлечет за собой куда большие проблемы для государства: содержание такой компании будет стоить бюджету десятки миллиардов рублей в год.
Это основной аргумент в пользу того, что государство не решится на создание своего автостраховщика — в условиях «новой экономической реальности» (по выражению Банка России) расходы казны никто увеличивать не будет.


Рынок в помощь
Глава кафедры страхового дела Финансового университета при правительстве Александр Цыганов считает, что все перекосы на рынке ОСАГО будут существовать до тех пор, пока на нем нет свободного ценообразования: «В нынешних условиях тариф сложно изменить в зависимости от региона, от аварийности конкретного водителя и так далее. Поэтому страховщики и жалуются. Они не могут гибко конкурировать на этом рынке из-за введенных государством искусственных ценовых ограничений».


По его мнению, дорогие полисы для неаккуратных водителей будут стимулировать к осторожной езде, что в целом сделает дорожное движение безопаснее. С другой стороны, признает Цыганов, в случае полной либерализации рынка тарифы в ряде регионов просто вырастут и станут неподъемными для автомобилистов.


Тем не менее, отмечает эксперт, международный опыт говорит в пользу либерализации рынка обязательного автострахования. По его словам, этот путь прошли многие европейские страны: «Сначала вводилось госрегулирование тарифов, а потом от этого отказались и рынок освободили». Цыганов убежден, что Россия рано или поздно пойдет по тому же пути.

 

Lenta.ru, Григорий Коган

Читайте также...

Covéa и Swiss Re заявили о намерении устанавливать через арбитраж…

20-09-2020 Просмотров:109

Covéa и Swiss Re заявили о намерении устанавливать через арбитраж правомерность требований по BI из-за COVID-19

Согласно сообщениям французской прессы, страховщик Covéa намерен начать арбитражное разбирательство со своим...

Zurich добавляет вопросы изменения климата к консультационным услугам по рискам…

20-09-2020 Просмотров:108

Zurich добавляет вопросы изменения климата к консультационным услугам по рискам стихийных бедствий

Глобальная страховая компания из Цюриха расширила свои рекомендации по рискам природных опасностей,...

Судебное решение по BI вряд ли повлияет на рейтинги британских…

20-09-2020 Просмотров:118

Судебное решение по BI вряд ли повлияет на рейтинги британских компаний общего страхования: Fitch

По мнению Fitch Ratings, недавнее постановление Высокого суда по делу о страховании...

Аргументы против полностью удаленной рабочей силы

18-09-2020 Просмотров:107

Аргументы против полностью удаленной рабочей силы

Несмотря на общий успешный переход к работе из дома, офисы не остались...

Претензии D&O растут на фоне коронавируса

18-09-2020 Просмотров:217

Претензии D&O растут на фоне коронавируса

Неадекватные меры предосторожности компаний в области охраны труда и техники безопасности для...

B3i объявляет о серьезных улучшениях в решении по перестрахованию

18-09-2020 Просмотров:92

B3i объявляет о серьезных улучшениях в решении по перестрахованию

Инициатива Blockchain Insurance Industry Initiative (B3i) выпустила несколько основных улучшений своего решения...

AXA XL представляет основные результаты исследования аварийного восстановления

18-09-2020 Просмотров:202

AXA XL представляет основные результаты исследования аварийного восстановления

AXA XL, подразделение AXA по рискам, связанным с имуществом, несчастными случаями и...

Hannover Re прогнозирует перспективы перестрахования имущества от катастроф

18-09-2020 Просмотров:227

Hannover Re прогнозирует перспективы перестрахования имущества от катастроф

Глобальная перестраховочная компания Hannover Re считает, что пандемия COVID-19 создала дополнительные проблемы...