В октябре 2014 года Банк России увеличит тариф ОСАГО на 24—30%, или на 500—600 руб. Ранее ЦБ говорил о более скромном росте тарифа — на 18—24%. Страховщики утверждают, что даже 30-процентный рост не спасет их от убыточности.
Сегодня президент Владимир Путин подписал поправки к закону об ОСАГО. Их подготовка шла около двух лет. Согласно документу, с 1 октября 2014 года лимит выплат в ОСАГО за имущественный вред будет повышен со 120 тыс. до 400 тыс. руб., с 1 апреля 2015 года лимит компенсаций за вред жизни и здоровью — со 160 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, закон повышает ответственность страховщиков за качество предоставляемой услуги, вводит досудебное урегулирование споров и др. Поправки также предусматривают, что ЦБ обязан установить тарифный коридор базовой стоимости ОСАГО. Нижняя граница коридора уже определена — 2,45 тыс. руб. (эта цифра предусматривает увеличение действующего базового тарифа на 24%). Какой будет верхняя граница, пока неясно, но рост точно не превысит 30% (соответствует тарифу в 2,6 тыс. руб.). Об этом заявил сегодня заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.
Ранее ЦБ предполагал сразу после вступления закона в силу повысить тариф на 18—24%. Такие цифры были приведены в расчете консалтинговой компании Towers Watson, сделанном весной этого года. «Мы собираемся до октября пересчитать необходимую величину повышения тарифа на основе обновленных статистических данных», — заявил сегодня Чистюхин. По его словам, специалисты Towers Watson проводили расчеты на основе данных на середину 2013 года. Кроме того, в повторных расчетах будет учтена новая норма закона, согласно которой уровень максимально допустимого износа деталей снижается с 80 до 50% (он учитывается при определении размера страховой выплаты на ремонт транспортного средства), сказал Чистюхин.
Российский союз автостраховщиков подготовит для ЦБ до конца августа более свежие статданные — за первый-второй квартал 2014 года. На их основе будет рассчитан новый базовый тариф. Но кто будет проводить эти расчеты, пока не решено — Банк России выбирает из международных и российских консалтинговых и аудиторских компаний.
Чистюхин обещает, что ЦБ в любом случае не поднимет тариф более чем на 30%, даже если расчеты покажут, что это необходимо. «Мы считаем, что ОСАГО является комбинированной системой. С одной стороны, это бизнес-система, с другой — социальная система. Поэтому мы ограничены в возможности повышения тарифа. Верхняя планка единовременного увеличения тарифа — это 30%. Скажу откровенно, страховщики не счастливы от этого», — добавил он.
«По нашим оценкам, необходимое повышение тарифов с учетом всех изменений должно составить около 50—60%, — подтверждает директор Центра андеррайтинга и урегулирования убытков СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. — Увеличение тарифа в среднем на 30% явно недостаточно». Повышения на 25% было бы достаточно для того, чтобы ОСАГО перестало быть убыточным для страховщиков, в том случае, если бы лимиты выплат остались неизменными (120 тыс. и 160 тыс. руб.), говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.
Руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников, как и Чистюхин, апеллирует к тому, что ОСАГО — это социальный вид страхования. Но поэтому государство и должно соглашаться на своевременное и адекватное увеличение тарифа, считает Печников: «Выплаты по ОСАГО должны быть гарантированы соответствующим уровнем надежности страховщика, который можно обеспечить только экономически обоснованными тарифами».
По словам Чистюхина, независимые специалисты также просчитают необходимость повышения тарифа в апреле 2015 года, когда будет повышен лимит компенсаций за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП. «Также мы учтем необходимость повышения коэффициентов, которые применяются при расчете стоимости полиса», — сказал Владимир Чистюхин. Речь, по его словам, идет о территориальных коэффициентах, а также о коэффициентах мощности автомобиля, стажа водителя и др.
Стоимость полиса ОСАГО формируется из базового тарифа (1980 руб.), умноженного на ряд коэффициентов. Они определяются исходя из стажа и возраста водителя, региона регистрации автомобиля, его мощности и прочего. Например, в Москве установлен региональный коэффициент 2. Для начинающих водителей полученная сумма умножается еще на 1,8. Таким образом, итоговая стоимость полиса зачастую в разы превышает базовый тариф, и изменять ее можно, не только повышая базовый тариф, но и меняя коэффициенты.
Изменение региональных коэффициентов, по мнению Дмитрия Кузнецова, необходимо. «Как показывает статистика, убыточность в зависимости от региональных филиалов очень сильно различается», — говорит он.
По словам Чистюхина, сегодня в 18 регионах России коэффициент убыточности составляет более 77%, в трех из них — более 100% (это Камчатка, Амурская область и Республика Адыгея»). «Повышение тарифов до 30% поможет решить проблемы с убыточностью только в ряде регионов, но в большинстве субъектов Федерации ОСАГО продолжит оставаться убыточным. В случае корректировки региональных коэффициентов мы сможем ожидать определенного улучшения ситуации с рентабельностью ОСАГО», — говорит Макаров. По его мнению, в зависимости от региона коэффициент должен вырасти на 20—80%.