Новшества, впрочем, не являются революционными, следует из подготовленных ведомством поправок ко второму чтению в закон об ОСАГО, опубликованных на портале правовой информации для общественного обсуждения.
В апреле Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект с масштабными поправками в ОСАГО. Они, кроме прочего, предусматривают увеличение страховых сумм до 500 тысяч за вред жизни и до 400 тысяч за вред имуществу на каждого потерпевшего. Предполагается, что на первом этапе после принятия закона будут увеличены лимиты выплат за вред имуществу, а через год – за вред жизни и здоровью.
При этом источники на страховом рынке говорили "Прайму", что страховщики активно обсуждали с Минфином возможность переноса сроков внедрения новых лимитов на год. Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагал растянуть эти сроки до 2,5 лет. В итоге данное предложение не отражено в новых поправках Минфина.
ФРАНШИЗА и закон о ЗПП
Согласно документу, Минфин решил отказаться от франшизы (неоплачиваемого страховщиком убытка) в ОСАГО, предложенной в сентябре главой финкомитета Госдумы Натальей Бурыкиной. По ее идее, введение такого механизма позволило бы не повышать тариф по ОСАГО при увеличенных лимитах выплат. Замглавы Минфина Алексей Моисеев тогда называл франшизу в ОСАГО "интересной темой", заслуживающей "хорошего внимания", однако в итоговом тексте поправок ей места не нашлось.
В нынешнем тексте поправок Минфин также исключил предложенный ранее пункт о выводе обязательной автогражданки из-под действия закона о защите прав потребителей (ЗПП), на котором настаивали страховщики. Теперь в закон предлагается ввести формулировку, что права и интересы страхователей подлежат защите в рамках закона о ЗПП в части "не урегулированной настоящим Федеральным законом (об ОСАГО – ред.)".
ПРЕТЕНЗИИ, НО НЕ ПЕРЕУСТУПКИ
Тем не менее, не все идеи страховщиков не остались без внимания Минфина. Так, РСА еще в марте подготовил поправки о введении обязательного претензионного порядка на рынке ОСАГО, при котором страхователь обращается в суд лишь в том случае, если ему до этого не удалось решить вопрос со страховщиком.
Сейчас Минфин предписывает клиентам при наличии разногласий с компанией до предъявления иска к страховщику в обязательном порядке направлять ему претензию (обращение) "с обоснованием соответствующего требования". Страховщику отводится 30 дней на рассмотрение этой претензии.
Новые поправки также запрещают потерпевшему передавать другому лицу свои права требования к страховщику о выплате по ОСАГО.
РСА неоднократно говорил, что подобным правом зачастую пользуются недобросовестные автоюристы, которые за незначительные суммы перекупают у пострадавших права требования и впоследствии взыскивают со страховщиков завышенные выплаты.
ВОЗМЕЩЕНИЕ РЕМОНТОМ
Прошедший первое чтение законопроект, кроме прочего, дает потерпевшему право выбора формы возмещения - деньгами, как сейчас, или ремонтом. По действующему законодательству "натуральный" вариант может предложить только страховщик.
Страховые компании высказывали ряд сомнений по поводу этой идеи. Они отмечали, что организация ремонта не является страховой деятельностью и страховщики не могут повлиять на работу станций технического обслуживания (СТО), на сроки и качество ремонта.
Теперь Минфин предлагает сохранить за клиентом возможность выбора способа возмещения, но конкретизирует условия. Так, страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт в течение 20 дней со дня получения соответствующего заявления. В этом направлении указывается СТО, сроки ремонта, а также обязанность страховщика оплатить ремонт.
Потерпевший выбирает СТО из предложенного страховщиком списка, и, если станция не исполнила обязательства в срок, он вправе требовать неустойку по закону о ЗПП. При этом СТО не вправе отодвигать выдачу отремонтированного авто потерпевшему, если страховщик задержался с оплатой ремонта.
СРО ТЕХЭКСПЕРТИЗЫ
Новые поправки также описывают организацию независимой технической экспертизы и вводят институт саморегулируемой организации (СРО) в этом сегменте. По версии Минфина, все эксперты-техники должны быть членами СРО, которая будет заниматься разработкой стандартов и правил деятельности в сфере независимой техэкспертизы; обучать, проводить аттестацию и контролировать экспертов-техников; вести их реестр.
Кроме этого, предполагается, что СРО будет осуществлять единое методическое, информационное и программное обеспечение своих членов, применять к ним меры дисциплинарного воздействия, рассматривать жалобы, а также исполнять другие функции.
ЕВРОПРОТОКОЛ
Министерство также предложило расширить безлимитный европротокол (оформление ДТП без ГИБДД) на крупные города.
Правительственный законопроект предусматривает увеличение в два раза - с 25 тысяч до 50 тысяч рублей - лимита выплат по ОСАГО по европротоколу, а также проведение эксперимента в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области по введению лимита выплат по европротоколу на уровне общего лимита выплат по ОСАГО (400 тысяч рублей) при условии видео- и фотофиксации ДТП.
Минфин считает возможным введение безлимитного европротокола, помимо четырех перечисленных регионов, в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Омске, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Красноярске, Перми и Воронеже.
Банку России предлагается предоставить право устанавливать перечень иных городов с численностью более 500 тысяч человек, где также можно будет оформлять аварии без ГАИ и рассчитывать на страховую выплату в полном объеме.
С идеей расширения безлимитного европротокола ранее выступали депутаты Госдумы, предлагая распространить его на города-миллионники.
Прайм, Елена Афанасьева