26
Вт, нояб

Страховщики обсудили перспективы развития рынка страхования жизни в России

Комитет Всероссийского союза страховщиков по развитию страхования жизни и Ассоциация Страховщиков Жизни в рамках II ежегодного Российского страхового форума, организованного Институтом Адама Смита, провели тематическую сессию и обсудили инициативы по развитию российского рынка страхования жизни.

В число предложений Комитета ВСС по развитию страхования жизни и Ассоциации страховщиков жизни вошло введение налоговых льгот для клиентов по страхованию жизни, развитие инвестиционного страхования (продукты unit-linked), включение страховщиков в пенсионную систему, расширение способов использования материнского капитала.

При этом сообщество по страхованию жизни готово к ужесточению контроля, глубокой и более частой отчетности: возможному использованию такого инструмента контроля и надзора, как спецдепозитарий, созданию в том или ином виде гарантийного фонда, повышению персональной ответственности менеджеров страховых компаний, профессиональной сертификации агентов.

Реализация предложений позволит страховщикам жизни стать заметным институциональным инвестором российской экономики

Как заявил Председатель Комитета ВСС по развитию страхования жизни Максим Чернин, российский рынок страхования жизни отстает от своих зарубежных коллег в 20 раз. Кроме этого, реальноенакопительное страхование жизни в России не развито и по итогам 2011 года объем накопительных и смешанных life продуктов составит менее 15 млрд. руб.

Максим Чернин уверен, что российский рынок сможет достигнуть объемов иностранных коллег, однако его эффективное развитие сдерживается рядом факторов. Поэтому Комитет ВСС по развитию страхования жизни и Ассоциация Страховщиков Жизни в рамках выполнения поручений Президента РФ разработали комплекс мер, реализация которых позволит к 2020 году собрать 276 млрд. руб. (по реалистичному сценарию), или 1 153 млрд. руб. (по оптимистичному).

Введение налоговых льгот по программам страхования жизни хоть не является панацеей для развития отрасли, - считает Президент Ассоциации Страховщиков Жизни Александр Зарецкий, - но является важным инструментом ее развития в контексте общеэкономических целей и задач, стоящих перед Россией, для обеспечения роста и эффективного перераспределения национальных сбережений и снижения давления на государственную социальную систему.

По словам Генерального директора Generali PPF в России Елена Белоусенко, развитие инвестиционного страхования жизни в России сдерживается из-за ограничений законодательства. – «Если мы действительно стремимся выйти на уровень развития страхования жизни, который есть в Европе, невозможно игнорировать этот факт. История показывает, что в ряде стран именно продукты Unit-linked стали драйвером для развития «жизни». Поэтому я убеждена, что сейчас наша задача – используя европейский опыт и понимая всю специфику нашего рынка, добиваться создания таких условий, в которых инвестиционное страхование жизни начнет реально работать в России», - заявила г-жа Белоусенко.

Долгосрочное страхование жизни и пенсии для клиентов является финансовой услугой, широко востребованной во всем мире. В России этот сегмент начинает активно развиваться, вызывая у россиян все больший интерес к устойчивому долгосрочному накоплению и сохранению денежных средств, - считает Генеральный директор «УРАЛСИБ Жизнь» Наталия Зозуля. – «Предварительные результаты исследования предпочтений наших клиентов в разных возрастных группах показали, что даже если продуктами по страхованию жизни воспользуется лишь 1% из опрошенных, объем страховых резервов за 10 лет достигнет триллиона рублей. В основе ценностного предложения по страхованию жизни и пенсии для клиентов лежат простота, удобство и оперативность вне зависимости от «точки входа», которую избрал страхователь. При этом способы продвижения продуктов приобретают все большую значимость. Новейшие цифровые, мобильные и интернет технологии дают возможность осуществлять прогрессивный клиентский сервис при страховании, обеспечивают лояльность клиентов за счет качественной экономии главного на сегодняшний день человеческого ресурса – времени».

Кроме этого, российская пенсионная система испытывает достаточно серьезные трудности в своей деятельности, - комментирует Директор по маркетингу РОСГОССТРАХ ЖИЗНЬ Оксана Кучерявая. Сегодня на каждого пенсионера приходится около 1,5 работников, через 10 лет их количество сравняется. В таких условиях распределительная система оказывается неэффективной. Оптимальное решение проблемы пенсионного обеспечения на данном этапе – синергия компаний по страхованию жизни и негосударственных пенсионных фондов, что позволит создать эффективное решение для отдельных задач социальной защиты населения.   | forINSURER.com

Страховые компании заставят отчитываться чаще


Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) готовит поправки в законодательство, направленные на усиление финансовой устойчивости и платежеспособности российских страховщиков.

 

В первую очередь ведомство позаботилось о том, чтобы пресечь тенденцию «рисования» активов. О готовящихся переменах заявила вчера на Российском страховом форуме Института Адама Смита замглавы ФСФР Юлия Бондарева.

Основной гарантией того, что страховая компания сможет рассчитаться с клиентами в полном объеме по своим обязательствам, является резервный фонд. Страховые резервы, которые формируются из взносов клиентов, предназначены для того, чтобы обеспечить в полном объеме выплаты по обязательствам страховщика. Средства страховых резервов компания вправе инвестировать. Перечень ценных бумаг, в которые их можно вкладывать, ограничен, он устанавливается регулирующими органами исходя из надежности бумаг.

Однако проверить, насколько добросовестно страховщики выполняют эти требования, практически невозможно. Компании приводят свои резервы в соответствие с правилами их размещения только на отчетную дату — ежеквартально. В остальное время деньги нередко размещаются в инструменты по выбору страховщика независимо от перечня ФСФР. «Если, например, активы страховой компании состоят из векселей, то узнать это практически невозможно — в России не существует никаких реестров векселей. Нельзя это понять и из отчетности кредитных организаций (как открытой, так и закрытой), помогающих страховщикам «рисовать» активы», — рассказывает замглавы отдела рейтингов страховых компаний агентства «Эксперт РА» Наталья Комлева. Потому и бывает так, что компания с уставным капиталом 1,5 млрд руб. не может выполнить обязательств на несколько миллионов рублей, говорил ранее глава ФСРФ Дмитрий Панкин.

Как признала вчера замглавы ФСФР Юлия Бондарева, система ежеквартальной отчетности устарела, она не дает реальной картины. Поэтому ФСФР намерена ввести механизм ежедневной отчетности компаний и систему внутреннего контроля в них. Каждый день отправлять отчеты в ведомство не придется, это надо будет делать один раз в месяц, но по первому требованию регулятора страховщик будет обязан показать результаты за любой период, в том числе и за один день.

Участники рынка поддерживают инициативу ФСФР. «Производить искусственное улучшение структуры активов на ежемесячной основе сложнее и затратнее, чем на ежеквартальной. Соответственно страховщики, ведущие такого рода деятельность, вынуждены будут от нее отказаться», — считает заместитель гендиректора страховой компании «Альянс» (товарный знак РОСНО) Арташес Сивков. Правда, страховщики обращают внимание на проблемы. Для некоторых добросовестных страховщиков выполнение нового требования может оказаться весьма затруднительным. «Далеко не все компании имеют возможность подавать отчетность так часто и регулярно, так как не все достаточно хорошо оснащены технологически и не все имеют качественное программное обеспечение. Они могут просто не справиться с такой задачей, или же предоставленная информация будет недостоверной», — считает замглавы страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. По мнению участников рынка, технически к переменам готово не более двух десятков страховщиков. «Ежедневно сводить баланс из-за специфики формирования страховых резервов — дело крайне трудоемкое», — отмечает Наталья Комлева.

По мнению гендиректора компании «Ингосстрах» Александра Григорьева, не хватит на это ресурсов и у самой службы. «В Центробанке, где есть ежедневный контроль, если не ошибаюсь, порядка 80 тыс. сотрудников, а в ФСФР — всего 120», — говорит он. По его оценкам, для введения такой формы отчетности понадобится не менее пяти лет подготовительных работ. Однако в ФСФР не намерены откладывать работу над поправками в законодательство и рассчитывают, что Госдума утвердит их в текущем году.