Владельцы автомобилей, попавшие в ДТП, но не виноватые в нем, возможно, смогут получать более высокие компенсации от страховых компаний.
В Госдуму внесен проект поправок к закону об ОСАГО, предусматривающий отмену амортизационных коэффициентов, которые позволяли страховщикам экономить на выплатах при аварийных случаях. Если поправки в закон будут приняты, то, по уверениям разработчиков, автовладельцы смогут полностью оплатить ремонт поврежденной машины.
И сейчас при ДТП пострадавший имеет право потребовать возмещения ущерба на покрытие ремонта автомобиля в случае аварии. Однако для автолюбителей не является секретом, что дождаться компенсационных выплат по страховке бывает очень трудно, а порой и невозможно. Многие из страховых компаний любыми способами пытаются затянуть процесс или хотя бы уменьшить оценочную стоимость ремонта. В 2010 году на помощь им пришли поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие учет амортизационных коэффициентов при страховых выплатах. Это позволило страховщикам по-другому измерять ущерб, причиненный аварией. В результате водители, попавшие в ДТП, зачастую не могут оплатить даже ремонт незначительных повреждений.
«Страховщикам позволяется выплачивать на законных основаниях суммы в разы меньшие, чем нужно. Например, если бампер стоит 10 тысяч рублей, а оценочная фирма находит аналог за 7 тысяч, учитывая время использования средства, можно заплатить 20%, то есть 1400 рублей. Это же очень выгодно для страховых компаний», - сказал в разговоре с «НИ» один из разработчиков законопроекта депутат Государственной думы Ярослав Нилов. Кроме того, случаев, когда страховая компания до конца выполняет контракт и сама проводит ремонт машины, сейчас крайне мало. Это совершенно не похоже на практику, существующую в Европе, где страховщики, как правило, сами же исправляют повреждения. После принятия законопроекта, уверены его авторы, ситуация изменится.
«Если мы уберем эти понижающие коэффициенты, то страховая компания посмотрит, как себя повести в каждом конкретном случае, - сказал «НИ» г-н Нилов. - Она будет решать, что выгоднее сделать: провести ремонт самостоятельно либо просто отдать деньги владельцу автомобиля».
С авторами законопроекта согласен и лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он считает, что амортизационные коэффициенты должны быть полностью исключены из договоров автострахования. «Амортизация - это полный нонсенс, - отметил он в беседе с «НИ». - Все видят, что есть повреждения из-за ДТП. Их ремонт и должна покрывать страховка! А сколько моей машине лет - не должно никого волновать. Если моему разбитому бамперу 6 лет - поставьте мне такой же бампер, а не рассуждайте о том, что моя машина старая».
Страховым компаниям новый законопроект явно не понравится. Ведь прибыли страховщиков уменьшатся. Возможно, они захотят поднять цену на договоры автострахования. Однако, по уверениям авторов законопроекта, сделать это им не позволит правительство, которое регулирует стоимость страховки. Поэтому поправки хоть и невыгодны страховым компаниям, но вполне выполнимы. По мнению и гражданских активистов, и авторов законопроекта, страховщики смогут выплачивать большие суммы, так как бюджета ОСАГО вполне хватает. «Вопрос не в том, что нам говорят страховщики, - отмечает г-н Шкуматов, - у нас по «автогражданке» собирается 120 миллиардов рублей, а выплачивается только половина, в то время как по закону надо платить 80%. Поэтому все крики о том, что это непосильная ноша для страховых компаний вообще необоснованны».
Предполагается, что законопроект поступит на рассмотрение депутатов уже в эту сессию. Правда, нельзя сказать, что вероятность его принятия высока. Дело не только в могуществе «страхового лобби», которое г-н Шкуматов в беседе с «НИ» винит в том, что Госдума приняла в 2010 году амортизационные коэффициенты. Велика вероятность того, что количество автомобильных аварий после принятия поправок резко вырастет. Ведь стимулов аккуратно ездить станет меньше: водители будут знать, что страховка покроет любой причиненный ущерб.