За год, предшествовавший 25 ноября 2012 года, по всему миру было потеряно 106 кораблей, что на 15 судов больше, чем за предыдущий год, но на 27% меньше среднегодового показателя в 146 единиц, сохранявшегося на протяжении последних 10 лет. Такие данные приводятся в ежегодном "Обзоре безопасности и морского транспорта", посвящённом убыткам по морскому страхованию, компании Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS).

Несмотря на долгосрочную тенденцию снижения, обусловленную развитием технологий, обучением, управлением и активным участием индустрии судоходства в усилении безопасности, человеческий фактор по-прежнему остаётся главным риском.

Двумя главными катастрофами отчётного периода стали крушения Costa Concordia (с валовой вместимостью судна в 114137 тонн, ставшее крупнейшим убытком года) 13 января у берегов Тосканы (Италия) и парома Rabaul Queen 2 февраля в водах Папуа Новой Гвинеи. Обе катастрофы повлекли многочисленные человеческие жертвы.

Согласно докладу, самой распространённой причиной убытков в прошлом году (49%) стал уход под воду (затопление или погружение). За ним следуют авария и посадка на мель (22%). Столкновения, как, например, в случае Baltic Ace и Corvus J в начале декабря 2012 г., составили относительно малую долю убытков – 6%.

Тридцать аварий – вдвое больше среднего – произошли в территориальных водах южного Китая, Индокитая, Индонезии и Филиппин. Кроме того, морские убытки часто происходили в восточной части Средиземного моря, в Чёрном море (15 убытков в 2012 г.), а также близ берегов Японии, Кореи и северного Китая (10).

Ошибка экипажа – по-прежнему ключевой фактор

В докладе особое внимание обращено на то, что ошибка экипажа по-прежнему остаётся ключевой причиной большинства происшествий. Опасность также представляют усталость, напряжённая экономическая обстановка и несоответствующее обучение. Доктор Свен Герхард из AGCS объясняет: "У некоторых владельцев торговых судов, особенно кораблей для твёрдых навалочных грузов и танкеров, зачастую не хватает средств на техническую поддержку и обучение".

Новый регламент судоходства уделяет особое внимание проблеме человеческого фактора. Конвенция о труде в морском судоходстве (2006), вступающая в силу с 2013 года, будет способствовать безопасности, а также улучшению благосостояния и условий труда мореплавателей. В целом, пассажирские суда находятся в центре внимания, как Международной морской организации, так и круизной индустрии, которые предпринимают меры по ужесточению правил и оптимизации деятельности.

Равновесие на капитанском мостике

После инцидента с судном Costa Concordia крупнейшие перевозчики реализовали инициативы по самоуправлению. Так, Международная круизная организация (CLIA) и Европейский круизный совет образовали партнерство с целью пропаганды среди индустрии судоходства добровольного использования полисов, имеющих покрытие шире стандартных международных требований.

Кроме того, среди ведущих судовладельцев начали набирать силу инициативы, ранее применённые другими отраслями, например авиакомпаниями: более широкое применение принципа взаимоограничения полномочий, т.е. переход от традиционного единоличного командования капитана судна к системе сдержек и противовесов. "Мы рассматриваем самоуправление в данной сфере как основу обеспечения безопасности", – говорит Свен Герхард. По его мнению, такой подход вскоре будет применяться и в других сферах, где первоочередное значение имеет безопасность пассажиров.

Кроме того, получают всё более широкое распространение продукты технического прогресса, например, введение обязательной системы отображения электронных карт и информации (ECDIS) в июле 2012 г., что вероятнее всего сократит число происшествий, но только при условии правильного применения, эффективного обучения и технической поддержки. "Технологии приносят пользу только при наличии соответствующего обучения. К сожалению, человеческий фактор не всегда идёт в ногу с техническим прогрессом. Тем не менее, мы видим среди крупнейших судовладельцев активное поддержание культуры безопасности, выход за рамки - от верхнего до самого нижнего. Всё это может сыграть важную роль в вопросах повышения безопасности", – комментирует Герхард.

Российская практика

"Российский рынок страхования каско судов и ответственности судовладельцев последнее время показывает стабильный рост – показатели сборов достигли 170 млн. долларов. Страхование каско судов при этом составляет 72%, остальная доля – страхование ответственности", - говорит руководитель отдела страхования морских рисков СК "Альянс" Сергей Турянский.

Мы оцениваем ситуацию с уровнем убыточности на этом рынке, который составляет 56% (источник: данные 1С), как вполне удовлетворительную, отмечая при этом, что в 2011 году СК "Allianz" находилась ниже уровня рынка с показателем 27,5%. Принимая во внимание, что Группа компаний Allianz участвует в большей части рисков, а соответственно, и убытков по всему миру, баланс компании находится под серьёзным влиянием страховых выплат. В данных обстоятельствах мы стараемся сбалансировать морской портфель Группы за счёт российских рисков с низкой убыточностью, а огромный мировой опыт и высокий профессионализм российских экспертов призваны помочь нам в процессе оценки рисков и построении клиентских отношений, отмечает он.

Российский рынок страхования каско судов и ответственности судовладельцев обладает серьёзным потенциалом благодаря национальной программе модернизации флота (Транспортная стратегия РФ до 2020 года), поддержке и крупным инвестициям в судостроительную промышленность со стороны государства. В частности, была основана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), в которую вошла большая часть российских верфей, аккумулирующих 80% судостроительных проектов по стране. В разговорах с клиентами мы часто отмечаем тенденцию к повышению внимания к контролю рисков и мерам их предотвращения, и риск-инженеры группы Allianz всегда готовы помочь партнёрам в оценке и страховании рисков, используя при этом международные стандарты и широкий опыт. Все эти факторы положительно скажутся на качестве страхования морских рисков в России, уверен эксперт.

 

Прайм Страхование

Больше новостей

Читайте также...

Опасения по поводу коронавируса повышают кредитный риск для экспортеров Персидского…

27-02-2020 Просмотров:22

Опасения по поводу коронавируса повышают кредитный риск для экспортеров Персидского залива

Стоимость страхования от неплатежей суверенного долга арабскими странами Персидского залива в последние...

Британский регулятор финансового поведения допустил нарушение данных

27-02-2020 Просмотров:29

Британский регулятор финансового поведения допустил нарушение данных

Британское управление по финансовому поведению (FCA) допустило случайную утечку конфиденциальной информации, включая...

Рынки чрезмерно реагируют на угрозу коронавируса - генеральный директор Allianz

27-02-2020 Просмотров:30

Рынки чрезмерно реагируют на угрозу коронавируса - генеральный директор Allianz

Рынки слишком остро реагируют на угрозу быстро распространяющегося коронавируса, и глобальная экономика...

Удары коронавируса по цепям поставок могут превзойти стихийные бедствия

27-02-2020 Просмотров:27

Удары коронавируса по цепям поставок могут превзойти стихийные бедствия

Все задаются вопросом, когда Китай вернется к нормальному графику работы своих предприятий....

Как телематика помогает страховщикам вычислить аккуратных водителей

27-02-2020 Просмотров:47

Как телематика помогает страховщикам вычислить аккуратных водителей

Страховые компании уже не первый год собирают данные о водителях. Но теперь...

Grab привлекает более $ 850 млн от японских инвесторов для…

27-02-2020 Просмотров:57

Grab привлекает более $ 850 млн от японских инвесторов для расширения финансовых услуг

Grab, ведущее супер-приложение Юго-Восточной Азии, объявило об инвестициях в размере более $...

Индонезия: регулятор использует систему рынка капитала для контроля над инвестициями…

27-02-2020 Просмотров:47

Индонезия: регулятор использует систему рынка капитала для контроля над инвестициями страховщиков

Управление по финансовым услугам Индонезии (OJK) планирует использовать инструменты фондового рынка, чтобы...

Китай: страховщики преуспели в торговле фьючерсами на казначейские облигации

27-02-2020 Просмотров:36

Китай: страховщики преуспели в торговле фьючерсами на казначейские облигации

Китай разрешит квалифицированным страховщикам и банкам участвовать в торговле фьючерсами на казначейские...