Минфин подготовил свою стратегию развития страхового рынка. Согласно ей, в частности, страховщикам надо заботиться об охвате клиентов страхованием больше, чем о прибыли, а страхование госимущества может быть отдано госагентству. Впрочем, если новая стратегия будет исполняться так, как старая, кардинальных изменений на рынке не произойдет.
Минфиновская стратегия разрабатывается параллельно с попыткой страховщиков подготовить свой аналогичный документ. Эта попытка стоимостью около 30 млн р., предпринятая Всероссийским союзом страховщиков с привлечением иностранного консультанта Oliver Wyman, оказалась неудачной. По мнению ряда представителей страхового сообщества, проект стратегии пестрит не слишком достоверными цифрами и противоречивыми планами.
Проект стратегии Минфина выполнен более основательно. Он предусматривает такие важные направления развития, как:
· введение тарифных коридоров в обязательных видах страхования;
· контроль исполнения страхователями обязанности по заключению договоров страхования;
· законодательное обеспечение электронного страхования;
· внедрение методов оперативного мониторинга и оценки финустойчивости страховщиков;
· совершенствование проверок и систематизация условий применения санкций;
· публичное раскрытие информации о страховщиках, их продуктах и ценах;
· развитие системы рейтингования страховщиков;
· определение требований к страховым посредникам, актуариям, сюрвейерам и аджастерам;
· допуск страховщиков к участию в пенсионной системе;
· развитие взаимного страхования.
Есть в стратегии Минфина и спорные пункты. Это, например:
· постулат о том, что приоритет удовлетворения потребностей в страховании всех категорий потенциальных страхователей должен быть выше приоритета прибыльности бизнеса;
· возможность передачи страхования государственного и муниципального имущества специальному государственному страховому агентству;
· введение гарантийных фондов в массовых социально значимых видах страхования;
· расширение сферы деятельности страховщиков за счет введения института страхового поручительства.
Новая стратегия Минфина рассчитана на восемь лет, до 2020 г. Между тем опыт выполнения ныне действующей стратегии, рассчитанной всего на три года, показывает, что развитие рынка не идет по сценарию. Например, в прежней стратегии не были отражены такие значимые для рынка события, как:
· реформа страхнадзора: присоединение ФССН к ФСФР, а теперь – еще и ФСФР к ЦБ;
· введение системы прямого возмещения убытков в ОСАГО;
· передача страховщикам функций проверки техосмотра.
В нынешней стратегии, срок действия которой истекает в этом году, содержится 16 пунктов. 4 из них не исполнены вовсе, а остальные выполнены лишь частично. При этом наиболее существенные для рынка пункты стратегии пока так и остались на бумаге.
Так, если бы стратегия развития страхового рынка была реализована целиком, то:
· восстановление территорий, пострадавших от наводнения в Краснодарском крае, производилось бы по многоуровневой системе: сначала возмещение выплачивалось бы из средств страховщиков и хозяйствующих субъектов в пределах определенных для них лимитов и только при нехватке этих лимитов к компенсации ущерба подключилось бы государство;
· страховщики могли бы пользоваться общей базой данных, позволяющей идентифицировать страховые события и объекты страхования;
· капитализация страховщиков была бы повышена не вследствие ужесточения требований к уставному капиталу (в результате чего рынок покинуло около 100 игроков), а в результате активной инвестполитики страховщиков;
· оценка работы страховщиков основывалась бы, в частности, на судебных решениях по страховым спорам;
· на рынке работал бы эффективный институт независимых экспертов-техников;
· к брокерам-юрлицам предъявлялись бы требования по уровню квалификации и размеру капитала;
· на рынке страхования жизни работала бы система гарантийных фондов;
· в некоторых видах страхования основными страховщиками выступали бы общества взаимного страхования.
Агентство страховых новостей