По данным McKinsey & Company, в 2023 году около четверти от общего объема премий страховой отрасли приходилось на личное страхование имущества и ответственности, поскольку валовые подписанные премии сегмента составили около $1,1 трлн, а рост опережал номинальный мировой ВВП за этот период.
Анализ, проведенный консалтинговой фирмой по стратегии и управлению, показывает, что рост премий по личному страхованию имущества и ответственности на 9,5% в 2022–2023 годах опередил номинальный мировой ВВП на полпроцента, что является обратной тенденцией по сравнению с 2019–2022 годами, когда премии росли на 3,2% в год и отставали от ВВП на 13 процентных пунктов за три года.
«Это расширение было обусловлено в основном стремлением страховщиков к адекватности тарифов после высокой инфляции и ускорения тенденций к убыткам в период с 2021 по 2023 год», — отмечают аналитики McKinsey.
Но, несмотря на недавний рост, анализ показывает, что актуальность личного страхования еще не вернулась к допандемическому уровню. В 2023 году личные линии составили 1% мирового ВВП по сравнению с 1,2% в 2019 году. Кроме того, на страхование авто и жилья пришлось более 93% роста премий в 2023 году по сравнению с 88% в период с 2019 по 2022 год, что подчеркивает ограниченное расширение в сторону новых рисков.
«Одновременно увеличился разрыв между зрелыми и развивающимися экономиками. В то время как на зрелых рынках премии по личным линиям оставались на уровне 1,5% ВВП в период с 2019 по 2023 год, в развивающихся экономиках эта же доля снизилась с 0,7% в 2019 году до 0,5% в 2023 году, что свидетельствует об увеличении разрыва в покрытии рисков», — поясняет McKinsey.
Однако, по данным McKinsey, актуальность растет на зрелых и развивающихся рынках, что открывает новые возможности для страховщиков, поскольку они сосредоточены на прибыльном росте.
«Мы позитивно оцениваем перспективы отрасли: например, ожидается, что премии в Соединенных Штатах будут расти на 11% в год до 2025 года, тогда как совокупные коэффициенты снизятся более чем на восемь процентных пунктов», — сообщает компания.
На зрелом рынке рост, наблюдавшийся в 2023 году, был обусловлен повышением ставок, при этом аналитики отмечают незначительное расширение в сторону новых рисков. В развивающихся экономиках Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки рост рынка персональных линий в период 2022–2023 годов фактически отставал от ВВП на пять процентных пунктов.
«Наконец, рост в линейках продуктов разошелся. На зрелых рынках рост в основном обеспечивался страхованием авто и жилья. Тем не менее, в некоторых регионах страхование обязательств и от несчастного случая росли быстрее, чем страхование автомобилей и жилья, например, страхование от несчастного случая в Латинской Америке и страхование обязательств в развивающейся Азии», — говорит McKinsey.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz