Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) должна отказаться от "мелочного" контроля за участниками страхового рынка и сконцентрироваться на вопросах финансовой устойчивости страховщиков. К такому выводу пришли участники круглого стола "Состояние и пути повышения эффективности страхового надзора".
"Сейчас надзор занимается мелочными вещами…Например, выдает огромное количество предписаний за неисполнение или нарушение обязательств по договору. Это не функция надзора, такие вопросы должны решаться в суде, поскольку вытекают из гражданско-правовых отношений. При чем здесь предписание и штраф? Это правовой нигилизм", - заявил экс-руководитель Росстрахнадзора Константин Пылов.
Идею вывода жалоб граждан по выполнению обязательств по договорам страхования из сферы ФСФР поддержал президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. "ФСФР все равно никак не может принудить компанию выплатить, это должно решаться в суде", - сказал он.
По мнению Пылова, страховой надзор должен также отказаться от проверки правил страхования. "Сколько можно читать правила? Это мощная коррупционная составляющая. Всем на рынке известны правила по основным видам страхования. Лицензирование по типовым правилам должно занимать 10-15 дней. Если страховщик выдумал что-то оригинальное, поизучайте месяц, но не 120 дней", - сказал Пылов.
С другой стороны, отметил он, с 1 января 2012 года вступили в силу новые требования к уставному капиталу страховщиков, а лицензии у компаний, не выполнивших требования, до сих пор не отозваны. "Есть такое понятие в законодательстве – пресекательные сроки, и они уже прошли. Где основная функция надзора, почему она не выполняется?", - заявил Пылов.
ПОТЕРЯННЫЙ ГОД
Экс-глава Росстрахнадзора Александр Коваль отметил, что прошел год с момента присоединения ФССН к ФСФР, однако, в результате объединения служба качество и эффективность страхового надзора не повысились.
"Методы и способы работы ФСФР на финансовом рынке были механически перенесены на страховой рынок, в результате регулятивные функции стали превалировать надо контрольно-надзорными. Если было бы наоборот, то финансовый рынок стал бы более прозрачным и ФСФР сделал бы на нем много открытий", - сказал Коваль.
По его мнению, проекты, направленные на развитие страхового надзора, в результате реформы были прекращены. Например, 1 июля 2011 года должна была заработать система оценки рисков страховщиков, которая внедрялась в Росстрахнадзоре. "С рынка уходят страховые компании, а надзор этого не замечает", - сказал Коваль.
"ФСФР сейчас не может проконтролировать, продиагностировать и предотвратить уход страховщиков с рынка по-английски", - констатировал Тюрников.
Пылов предложил вернуться к идее создания отдельного закона, посвященного страховому надзору.
"Можно попробовать написать такой проект, но если он будет рамочным, то он не будет работать", - отметила замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. По ее мнению, действующее законодательство позволяет производить совершенствование основ страхового надзора, в частности в рамках административных регламентов, которые может разрабатывать служба.
"Действительно в течение долгого времени страховой надзор боролся с различными схемами на страховом рынке и цели и задачи надзора строились исходя из этого. Видимо где-то потеряли грань между уровнем добросовестности страховщиков и соразмерностью наказания", - признала Балакирева.
Минфин в настоящее время проводит обсуждение проекта, которые дифференцирует штрафы для страховщиков и прописывает основания для выдачи предписаний. "После введения штрафов для страховщиков на рынке образовался коллапс, мы на него среагировали и подготовили проект", - сказала Балакирева.
РЕЦЕПТ ОТ СТРАХОВЩИКА
Проблемы с финансовой устойчивостью и уходом страховщиков с рынка могут быть решены через два механизма, считает председатель совета директоров "РЕСО-Гарантия" Сергей Саркисов. "Необходимо ввести отчетность по МСФО и персональную ответственность руководителей страховых компаний. Если за жульничество будут сажать в тюрьму, то страховые компании перестанут исчезать с рынка", - сказал он.
Для страховых компаний, по его словам, важна при этом не форма надзора, а его содержание. "Мы не хотим, чтобы нас воспринимали, как оппозицию существующему порядку, мы заинтересованы в нормальном развитии и понятном регулировании…Хотим заниматься системным строительством страхового рынка", - отметил Саркисов.
ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОТОВЫ РАЗГРУЗИТЬ ФСФР
Представители двух страховых союзов страховщиков, работающих на рынках обязательного страхования, выступили с инициативой "разгрузки" ФСФР и страховщиков в плане сбора статистики.
Так, Российский союз автостраховщиков, объединяющий страховщиков ОСАГО будет обладать полной статистикой по заключенным договорам ОСАГО в разрезе всех компаний. "В соответствии с законом о техосмотре страховые организации с 1 января 2013 года будут обязаны вносить данные о заключенных договорах ОСАГО в АИС РСА", - сказал президент РСА Павел Бунин.
"На наш взгляд, было бы целесообразно снять со страховщиков обязанность по передаче отчетности и в ФСФР, и в союз и закрепить за РСА функции по сбору и передаче в надзор всей необходимой информации. Это было бы удобно как для ФСФР с точки зрения получения централизованных данных, так и для самих страховщиков", - сказал он.
По мнению президента Национального союза страховщиков ответственности (НССО), объединяющего страховщиков опасных объектов, Андрея Юрьева, оптимизация процессов сдачи отчетности страховщиками может стать одним из первых этапов совершенствования системы страхового надзора.
"У нас уже есть положительный опыт подобного инфообмена с Ростехнадзором. Информационная система АИС ОПО, которая содержит полную информацию по всем заключенным договорам страхования и произведенным выплатам, позволяет осуществлять контроль опасных производственных объектов и передавать в Ростехнадзор достоверную информацию о состоянии отрасли. На сегодняшний день ведется работа по заключению аналогичных соглашений с другими федеральными органами исполнительной власти ", - сказал он.
Привлечение НССО к этой работе могло бы упростить администрирование и снять часть нагрузки, с одной стороны, с исполнительных органов власти, и, с другой - со страховщиков, которые сегодня вынуждены дублировать передачу одних и тех же сведений и в надзор, и профессиональное объединение, резюмировал Юрьев.
Прайм