25
Ср, дек

Изменения в ОСАГО: что ждет автомобилистов в РФ?

im osagoЦентробанк РФ планирует расширить тарифный коридор для ОСАГО. Он предлагает увеличить верхнюю планку и понизить нижнюю. Теперь у страховщиков может появиться более широкий диапазон для установления цен.

Об этом сообщил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. «МИР 24» узнал у экспертов, к чему это приведет, а также какую роль будет играть цифровизация в системе автострахования.

Тарифные планки

Для легковых автомобилей физических лиц тарифные планки раздвинутся на 10%, для юридических лиц на 20%, владельцев такси на 30%. Для начинающих водителей и автовладельцев, которые попадают в ДТП и нарушают правила дорожного движения, автострахование обойдется дороже, чем для опытных водителей.

«Расширение тарифных коридоров ОСАГО представляется логичной мерой. В перспективе страхование автомобилей может стать полностью рыночной услугой, которая не будет ограничена тарифными коридорами, устанавливаемыми Центробанком. Страховщики будут предлагать свои услуги на рыночных условиях. Конкурировать за потребителя компании будут за счет качества сервиса, обслуживания и стоимости», – отмечает профессор МАДИ Михаил Якимов.

Как рассказывает директор по развитию страхового бизнеса Сравни.ру Александр Крайник, повышения цен бояться не стоит – в основном автовладельцы не попадают ежегодно в ДТП, поэтому для них ценообразование станет более мягким. Самый главный фактор в стоимости ОСАГО – это базовая ставка, которую устанавливает Центробанк. Она меняться не будет и останется на 2020 год в размере от 2 746 до 4 942 рублей. Именно эта ставка будет умножаться на персональные коэффициенты по полису.

«С момента подписания закона многие начали задаваться вопросом о появлении некоего нового «коэффициента нарушений». Такого коэффициента нет и не будет. Все обсуждают, что теперь при нарушении скоростного режима на пару километров цена на ОСАГО станет выше, но это заблуждение. При расчете стоимости будут применяться только факты грубых нарушений, зафиксированных сотрудниками ГИБДД (превышение скорости на 60 км, оставление места ДТП, встречка, отказ от медосвидетельствования, проезд на красный), то есть штрафы с камер не в счет», – рассказывает Александр Крайник.

Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров отмечает, что внесенные поправки должны вступить в силу с 24 августа 2020 года. Подобные изменения стали возможны после одобрения индивидуализации тарифов, которые определяют минимальную и максимальную границу базовых страховых тарифов в зависимости от технических характеристик и конструктивных особенностей транспортного средства, его собственника (физическое или юридическое лицо) и цели использования – для коммерческой или бытовой деятельности. Страховщики будут рассчитывать стоимость полиса с учетом грубых нарушений ПДД.

«Предлагаемые Центробанком изменения коснутся и пункта, который запрещает взыскание со страховщика неустойки, санкций, штрафов из-за неправильного заключения, изменения, исполнения или прекращения договоров обязательного страхования. Этот пункт аннулируется, что повысит уровень прозрачности деятельности и ответственности страховых компаний», – поясняет Александр Захаров.

Также планируется скорректировать порядок оценки ущерба после ДТП. Согласно новым правилам, пострадавшему автовладельцу необходимо в обязательном порядке уведомить страховую компанию об обращении к независимому эксперту для осмотра авто и оценки причиненного ущерба. Это снизит количество конфликтов между страховщиком и страхователем по вопросам размера страховых выплат.

Как считает автоюрист Дмитрий Славнов, нужно не только расширять коридор оплаты полиса ОСАГО, но и вводить поощрения для тех водителей, которые не нарушают ПДД. Именно это и приведет к главному приоритету – безопасности движения.

«Я считаю, что нужно действовать не только методом кнута: если автовладелец попадает в ДТП, то страховой полис на следующий год для него дороже, если владелец новичок – полис втридорога. Нужно действовать и методом пряника: если владелец автомобиля не попадает в ДТП и не нарушает ПДД, то для того водителя страховой полис должен стоить дешевле. И не только потому, что он страхуется несколько лет подряд и не попадал в аварии, но и потому, что на дороге он ведет себя культурно. Если будут вводиться бонусы для автовладельцев в виде оплаты страхового полиса на 50% ниже (для тех, кто проезжает пять-десять тысяч километров в год и не имеет ни одного штрафа), то это будет стимулом для водителей. Впоследствии он будет стараться меньше нарушать ПДД и именно это приведет к безопасности движения», – говорит Дмитрий Славнов.

Цифровизация

Кроме того, по мнению Александра Захарова, сокращение сроков отправки электронных документов страховщиком страхователю (договора, полиса ОСАГО) направлено, прежде всего, на стимуляцию продаж е-ОСАГО и перехода на электронный документооборот страховых компаний. Это, во-первых, экономит время ожидания для автомобилистов, а во-вторых, дает дополнительные возможности для контроля деятельности страховщиков.

Помимо этого запуск автоматизированной информационной системы ОСАГО улучшит взаимодействие всех участников рынка страхования и обеспечит прозрачность между страхователем и страховщиком. Система будет объединять, централизованно хранить и обрабатывать информацию о полисах, что позволит владельцам сохранять и контролировать свою страховую историю. Данные об условиях предыдущих договоров автострахования, коэффициентах, тарифах и скидках, собранные в единой базе, ускорят принятие корректировок страховщиками для создания индивидуальных тарифов полисов ОСАГО.

Также созданная за полгода АИС ОСАГО даст гарантию безопасности всех данных с помощью эшелонированной системы Hitachi. Данные АИС ОСАГО будут доступны в полном объёме федеральным органам исполнительной власти. Это позволит контролировать работу страховых компаний, видеть полную статистику убыточности по ОСАГО, на которую обычно ссылаются страховщики, завышая тарифы. Это поможет решить вопрос с достоверностью личных страховых историй, а также улучшить существующие тарифы. Планируется не только урегулировать тарифы, но и расширить опции системы: обеспечить автовладельцев возможностью получить в режиме онлайн полный комплекс страховых услуг – от заключения договора и до получения возмещения.

Автор: Мария ПРИХОДЬКО

Источник: МИР24